В очередном выпуске спецпроекта
НОВОСТНИКа я, на основе старинных географических карт и современных космических снимков, проследил, как изменялся Куяльницкий лиман за два с лишним столетия.
В момент основания Одессы, как видно на старых картах, Куяльницкий лиман буквально только что (в географическом понимании) отделился от моря. На карте новоприобретенных земель на юге России 1792 г. и на плане Одессы 1809 г. видно, что уровень лимана весьма высок, а пересыпь между Куяльником и морем - очень узкая.
Фрагмент карты новоприобретенной области от Порты Оттоманской и присоединенной к Екатеринославскому наместничеству за 1792 год. Видно, что Куяльницкий лиман отделяет от моря очень узкая полоска земли.
Фрагмент плана Одессы 1809 года. Крупным планом видно Пересыпь - узкую полоску суши, отделяющую от моря Куяльницкий лиман
Фрагмент топографической карты «3-верстовки» второй половины XIX в. Видно, что лиман за 50 лет «отступил» от моря. В северной части лимана уже просматривается остров, изображаемый затем на всех советских географических картах.
Во второй половине XIX века Куяльницкий лиман сильно обмелел - настолько, что на его обнажившемся дне несколько раз выпадала соль-самосадка. На лимане добывали соль промышленным методом, осушая отдельные участки дна. А изначально предполагалось превратить в огромный соляной бассейн всю южную часть лимана, которую отгородили от северной части внушительной дамбой. Поскольку дамбу несколько раз прорывало весенним паводком, то просуществовала она недолго - с 1859 по 1878 год, затем, после очередного прорыва ее просто забросили. И только в 2012 году
остатки дамбы вновь показались на поверхности - настолько сильно упал уровень лимана.
Фрагмент еще одной военной «3-верстовки» за 1869 год, на которой обозначена дамба, перегораживающая лиман на две части - напротив немецкой колонии Гильдендорф (сейчас Красноселка). Видно, что уровень воды в Куяльнике упал настолько, что в северной части лиман заканчивается около села Ильинка. Южная часть лимана в это время соединялась с морем каналами - чтобы лиман не пересох окончательно.
К концу XIX века уровень Куяльника поднялся после нескольких сильных паводков. Настолько, что на картах того времени дамба, разделявшая лиман на две части, не показана.
Фрагмент австро-венгерской военной топографической карты 1896 года. Уровень лимана высок, вода доходит до естественных северных границ лимана между Эметовкой и Севериновкой. Остров в северной части лимана не обозначен - он затоплен водой. Обозначены края затопленной дамбы, ранее делившей лиман на две части.
В начале ХХ века лиман снова обмелел - по естественным причинам. Поэтому дважды, в 1906 и 1925 гг. через старые каналы в лиман пускали морскую воду.
Страница из рукописного наставления по содержанию путевого хозяйства одесского трамвая за 1929 г. На схеме трамвайной конечной в Лузановке обозначен мост через «морской канал», соединяющий Черное море и Куяльницкий лиман.
В 30-е годы уровень лимана снова поднялся. Но участок акватории у нынешнего поселка Шевченко оказался отрезанным от лимана дамбой, по которой еще в начале ХХ века проложили железнодорожную ветку, идущую к соляным промыслам. Но после сильнейшего паводка весной 1931 года промышленная добыча соли на Куяльнике прекратилась.
Фрагмент американской «шпионской» карты начала 50-х, скомпилированной на основе топографических карт 30-х гг., аэрофотосъемки времен войны и различных «уточнений». Видно отделенный от лимана участок соляных промыслов около поселка Шевченко, остров в северной части лимана.
Северная часть Куяльницкого лимана на немецкой военной топографической карте 1943 г. Вновь появляется остров. Русло речки Большой Куяльник между устьем и Севериновкой отсутствует, из чего можно сделать вывод - речка пересохла уже тогда.
В 50-е годы уровень лимана снова упал. Причем настолько, что по его дну в северной части в начале 60-х проложили линии нефтепровода и газопровода - их строители даже не предполагали, что лиман может вновь сюда вернуться. Но затем уровень лимана опять поднялся, настолько, что вода затопила и линии трубопроводов, и остров около устья речки Большой Куяльник. 70-80-е годы - период максимального уровня лимана и его расцвета как курорта всесоюзного значения.
Северная часть Куяльницкого лимана на советской топографической карте 1982 года. Остров затоплен, обозначены пересекающие лиман по дну трубопроводы.
Южная часть Куяльницкого лимана на советской топографической карте 1982 года.
В конце 90-х лиман снова стал мелеть. В 2001 г. исследователи установили, что речки Большой Куяльник недостаточно для полноценного питания лимана водой. И тогда же было выяснено, что сооруженная при переносе линии газопровода на эстакаду в конце 80-х дорога из бетонных плит по дну лимана выполняет роль плотины. Тем не менее, в 2003-2004 гг. после сильных весенних паводков лиман наполнился водой настолько, что остров в северной части лимана вновь стал участком суши, со всех сторон окруженным водой.
Космический снимок 2003 года из программы Google Earth. Уровень лимана высокий, отчетливо виден остров в северной части лимана (на снимке слева).
На снимке 2004 года из Google Earth в высоком разрешении доступна и южная часть лимана. Участок бывших соляных промыслов у поселка Шевченко полностью в воде, от берега выдается лишь узкая песчаная коса.
На снимке из Google Earth за апрель 2007 г. видны изменения лишь в южной части - отчетливо заметно обмеление участка бывших соляных промыслов.
2008 год. Обмеление лимана видно лишь в крайней северной части и в районе бывших соляных промыслов. На севере вода отступила, остров стал частью берега. На юге видно пересыхание лимана у поселка Шевченко.
2012 год. Видно, что практически вся северная часть лимана высохла и превратилась в солончак.
Сейчас Куяльницкий лиман пересыхает - из-за сочетания естественных причин и человеческой деятельности. Спасти его можно, запустив в лиман морскую воду. Этот проект обсуждается уже длительное время, но на текущий момент завершены лишь исследовательские работы. Подать морскую воду в Куяльник обещают через год - то есть, осенью 2014-го. А стоимость работ, судя по запросам областного совета, возрастает на несколько порядков - на возрождение лимана просят 100 миллионов гривен из госбюджета. Подробнее об этом - в наших будущих материалах.