Одесская Пересыпь уникальное место. Это огромная, слегка заселенная промзона, растянувшаяся узкой полосой между берегом моря и полями орошения. Пересыпь отделяет от всего остального города огромный жилмассив имени Котовского, оставляя для связи с ним лишь тоненькие нити улиц Черноморского Казачества и Атамана Головатого.
Панорама индустриальной Пересыпи - от затопленной Балковской до Одесской ТЭЦ, и все это на фоне Хаджибейского лимана
История этого района начинается с того, что еще в Средние Века здесь плескались волны Черного моря, вдававшегося в сушу узкими заливами, ныне превратившимися в Куяльницкий и Хаджибейский лиманы. Затем море отступило, и образовалась Пересыпь узкая полоса песка между морем и лиманами. Тут пролегали торговые пути, образовались казачьи хутора. Огромная полоса песка стала главным источником пыли в молодой Одессе, так образно воспетой Пушкиным. В 30-е гг. XIX века по инициативе градоначальника Лёвшина Пересыпь засадили лесом общей площадью свыше 250 десятин. Но уже в 1860-е гг. лес постепенно свели, а землю начали застраивать промышленными предприятиями и прилегающими к ним жилыми кварталами для рабочей бедноты. В советское время тенденция превращения Пересыпи в тотальную промзону продолжилась, разве что жилье для рабочих стали строить более комфортное и в другом месте на том же поселке Котовского.
Индустриальная Пересыпь - от Херсонского сквера до Одесского порта, и все это на фоне Жеваховой горы
Опубликовано на
Думской.net Пересыпь стала важнейшим транспортным узлом Одессы. Отсюда начинались старые проезжие дороги на Николаев, Балту и Киев. В те же 1860-е годы тут проложили железную дорогу сначала в порт, а затем ветку в сторону Куяльницкого лимана. Это только способствовало развитию промышленности. А в 1914 году была достроена вторая железнодорожная линия в Одессу линия Бахмач Вознесенск Одесса. Ее конечным пунктом стал вокзал Одесса-Бахмач на Пересыпи, на территории которого после Великой Отечественной войны построили Одесскую ТЭЦ. После строительства поселка Котовского Пересыпь стала транспортной артерией, связывающей новый район с остальным городом, а район Пересыпских мостов стал одной из двух узловых точек транспортной инфраструктуры города. Вдоль морского побережья в сторону Пересыпи вытянулся порт.
Сейчас Пересыпь переживает не лучшие времена. Значительная часть старых промышленных предприятий простаивает. В лучшем случае их территория и цеха перепрофилируются под другое производство или офисно-торговые помещения. В худшем превращаются в развалины, как, например, автосборочный завод. В скором будущем, если не будет предпринято никаких решительных мер, в развалины превратится и Одесская ТЭЦ первая и последняя крупная электростанция в Одесской области, построенная после 1917 года.
К Пересыпи примыкает Слободка старый район малоэтажной застройки, бывший пригород, отделенный от центра улицей Балковской и железной дорогой. В пейзаже Слободки до сих пор доминирует церковь Рождества Богородицы, построенная в середине XIX века.
Затопленная Балковская, заполненный до краев резервный пруд ливневки, железная дорога и Слободка
От Балковской до Слободки
Пересыпь: железные дороги, нефтебаки, стоянка грузовиков и Одесская ТЭЦ
Одесская ТЭЦ, сооруженная после войны, доминирует над всем промышленным пейзажем Пересыпи
Нефтебаки и труба Одесской ТЭЦ на фоне полей орошения и Хаджибейского лимана
Комплекс сооружений Одесской ТЭЦ был сооружен на месте железнодорожного вокзала линии Одесса-Бахмач
ТЭЦ находится в ужасающем техническом состоянии, эксплуатировать ее дальше без капитальной реконструкции - опасно для всего города.
Свято-Никольский храм на ул. Одария (он же Храм Трудолюбия). В советское время храм и примыкающий к нему Дом Трудолюбия использовались как хлебзавод.
Руины Дома Трудолюбия на улице Одария
Цеха завода им. Дзержинского и других предприятий, расположенных между железной дорогой и Шкодовой горой
Поля орошения и Хаджибейский лиман
Промзона Пересыпи, вдали видна Жевахова гора и корпуса санатория "Куяяльник"
Промзона Пересыпи между ул. Атамана Головатого и железной дорогой. Руины в центре кадры - Одесский автосборочный завод
Залитый водой "Глухой" мост - тоннель сначала парового трамвая, а затем электрического - на линии к Хаджибейскому лиману
Контейнерный терминал в Рабочей гавани Одесского порта
На переднем плане - дома по улице Атамана Головатого (сталинка на углу Церковной и здание Противочумного института), в центре - портовый элеватор, на втором плане - Одесский залив и поселок Котовского
Промышленная Пересыпь: ЗОР и портовый элеватор. На первом плане - верхние этажи общаги-"хрущобы" на Церковной угол Атамана Головатого, на втором - Лузановка
Улица Атамана Головатого, на втором плане - портовый элеватор и Одесский залив с поселком Котовского
Плавучие доки судоремонтного завода, военный корабль в Одесском заливе и Припортовый завод
Храм Рождества Пресвятой Борогодицы на Слободке, за ним видны многоэтажки на улице Сергея Ядова и поселок Нефтяников
Слободка: старый трехэтажный дом в начале ул. Краснослободской, в котором во время оккупации было еврейское гетто, храм Рождества Богородицы и советские высотки
Слободка. На втором плане - Цементный завод
Цементный завод
Октябрьская подстанция одесского трамвая, расположенная в самом начале улицы Балковской, построенная еще бельгийцами и восстановленная после войны. До середины 1990-х гг. здесь также находилось мини-депо служебных трамваев.
Склад старых вагончиков канатной дороги, обломки аттракционов и старые шпалы с трамвайных линий и прочий хлам на территории Октябрьской подстанции