В преддверии ЕВРО-2012 украинское государство сделало воистину щедрый дар четырем городам, принимающим матчи чемпионата. В рамках подготовки к чемпионату государство обещало выделить огромные средства на закупку 2000 единиц техники - по 250 новых городских автобусов и троллейбусов в каждый город. С заводом ЛАЗ в 2010 г. был даже подписан меморандум о производстве 2000 автобусов и 500 троллейбусов к началу чемпионата. Эти наполеоновские планы осуществлены не были. Уже к концу 2011 года они «усохли» всего до 400 единиц техники на все 4 города. Но даже те объемы закупок, которые эти города успели сделать до начала чемпионата, дали возможность очень значительно обновить троллейбусные парки и вдохнуть в них новую жизнь.
Другие города страны, не принимающие матчи футбольного чемпионата, без отдельной поддержки государства в этой отрасли, выкручивались, как могли. Где нашлись средства - были осуществлены закупки небольшого количества новых троллейбусов. А некоторые города пошли по пути использования б/у трамваев и троллейбусов из Германии и Чехии - это позволило за сравнительно небольшие деньги получить вполне «живой» подвижной состав, который сможет прослужить добрый десяток лет.
Многие города пытались в небольших количествах закупить трамвайные вагоны российского производства. Правда, тендеры на эти закупки блокировались и блокируются с помощью судебных исков украинским трамвайным монополистом - СП «Татра-Юг».
Опубликовано на
Думской.net Киев
За годы независимости в Киеве удалось почти полностью обновить троллейбусный парк (хотя в нем и остались троллейбусы «Шкода» 1980-х гг. выпуска). С трамваями дело обстояло значительно хуже - до 2010 г. в город поступило всего 2 новых трамвая и несколько «Кобр» сочлененных вагонов, сделанных из старых «Татр», а трамвайная сеть была сильно сокращена и разделена на две части по разным берегам Днепра.
В планах подготовки к ЕВРО-2012 Киев должен был получить 210 новых троллейбусов и 210 автобусов, а также 46 трамваев за счет бюджета. Кроме того, еще по 185 троллейбусов и трамваев город должен был получить за счет целевого кредита ЕБРР на обновление электротранспорта. В дальнейшем планы покупки электротранспорта за бюджетные средства были значительно уменьшены до 100 сочлененных троллейбусов и 40 автобусов, для чего был взят кредит в 350 млн. грн. (4,54 млн. грн. за троллейбус). А по кредиту ЕБРР был заключен контракт на поставку 202 троллейбусов.
Троллейбус «Богдан», закупленный по кредиту ЕБРР. На Подольском спуске в Киеве. Фото Надднепрянский путешественник, www.transphoto.ru
Перед чемпионатом в Киев начали поступать троллейбусы «Богдан», закупаемые за счет кредита ЕБРР. Троллейбусы, закупка которых финансировалась в рамках подготовки к ЕВРО-2012 в Киев пока еще не поступили. Кроме того, было закуплено некоторое количество новых трамваев, некоторые из которых - сочлененные с частично низким уровнем пола. Закупки трамваев ведутся по сильно завышенным ценам - например, одиночный вагон модели «Татра-Юг-К1» закупается по 4,9 млн. грн. при его реальной цене в 2,5 миллиона. Кроме того, Киев закупает подержанные трамваи «Татра» в Праге - они закупаются Киевским заводом электротранспорта (КЗЭТ), а затем они оформляются как прошедшие капитальный ремонт старые киевские трамваи.
Сочлененный трамвай с частично низким уровнем пола «ЛВС-2009» производства ПТМЗ на линии киевского скоростного трамвая, фото Денис Ковалевский, www.transphoto.ru
По состоянию на начало июня 2012 г. Киев получил 53 одиночных и 10 сочлененных троллейбусов «Богдан» из 202 - по кредитной линии ЕБРР. Кроме того, в начале июня прибыл первый из партии троллейбусов по линии закупок к чемпионату Европы по футболу. Из трамваев Киев получил 4 сочлененных вагона «Татра-Юг-К1М8», по одному сочлененному трамваю производства Петербургского трамвайно-механического завода (ПТМЗ) и белорусского завода «Белкоммунмаш». Также закуплены 8 одиночных трамваев «Татра-Юг-К1», а в мастерских трамвайных депо Киева ведется полукустарное производство одиночных и сочлененных трамваев. Таким образом, в Киеве за 2010-2012 гг. было получено 6 новых сочлененных и 10 одиночных трамваев, а также 7 сочлененных вагонов, реконструированных из пары старых «Татр» (всего за 2004-2012 гг. изготовлено 14 таких трамваев). За аналогичный период Киев получил 64 новых троллейбуса. Кроме того, в Киев поступило также более 140 новых автобусов МАЗ и ЛАЗ.
Если «слепить» вместе две старых «Татры» то получится вот такая «Кобра». Фото Владимир Матяс, www.transphoto.ru
Донецк
В планах руководства Донецка еще с 2010 года была закупка 165 троллейбусов, 50 трамваев и 150 автобусов. Для этой цели был взят кредит в 350 млн. грн., а также привлечены бюджетные средства. Реальность существенно уменьшила эти планы, а часть средств, запланированных для закупки троллейбусов, были перенаправлены на закупку трамваев.
Донецкий троллейбус «ЛАЗ», фото Богдан Смыков, www.transphoto.ru
После покупки в 2010 г. одного трамвая с частично низким уровнем пола модели «71-153 ЛМ-2008» производства ПТМЗ, несколько тендеров на закупку трамваев российского производства были заблокированы из-за судебных исков единственного украинского производителя трамваев - СП «Татра-Юг». В результате Донецк не получил ни одного из запланированных 50 трамваев, поэтому к великолепному стадиону «Донбасс-Арена» болельщики едут на старых «Татрах».
Тем не менее, Донецк за 2011-2012 гг. получил 100 новых троллейбусов ЛАЗ - 25 сочлененных и 75 одиночных. Также получено 16 новых городских автобусов ЛАЗ.
Харьков
Изначальные масштабные планы закупок сотен единиц подвижного состава для общественного транспорта Харьков к концу 2010 года уменьшились до более реальной цифры в 93 троллейбуса и 56 автобусов. Закупить их планировалось на заводе ЛАЗ. Несмотря на ряд действий со стороны Антимонопольного комитета, в 2011-2012 гг. Харьков получил 74 троллейбуса ЛАЗ - 52 сочлененных и 22 одиночных. Также в город прибыли 27 новых автобусов. Для закупки новой техники был взят кредит в размере 350 млн. грн.
Сочлененный троллейбус ЛАЗ в рекламе ЕВРО-2012 в Харькове, фото Valeriy, www.transphoto.ru
Особенностью Харькова стало то, что в городе также немного обновился трамвайный парк. В 2008-2009 гг. город самостоятельно модернизировал несколько старых трамваев «Татра». Кроме того, в Праге были закуплены 16 б/у трамваев «Татра», которые уже работают на городских маршрутах Харькова. Вагоны закуплены по сложной многоходовой схеме и в настоящее время являются частной собственностью, которая сдается в аренду коммунальным предприятиям города.
Львов
Изначальные планы закупок для Львова составляли 92 автобуса и 60 троллейбусов. На эти мероприятия планировалось потратить 275 млн. грн. Фактически же, из-за отсутствия целенаправленной политики городских властей закупки были сорваны: город получил лишь 13 автобусов ЛАЗ, а также всего один троллейбус ЛАЗ, который до этого несколько лет находился в Санкт-Петербурге и не был выкуплен первоначальным заказчиком.
Обновление трамвайного хозяйства Львова также не производится. В Украине не производятся трамваи под узкую колею. Тем не менее, в 2012 году уже во второй раз объявлен тендер на один сочлененный низкопольный трамвайный вагон. Кроме того, мэрия Винницы подарила Львову два подержанных трамвая. Другой возможный путь обновления трамвайного парка Львова - продолжение начатых в 2007-2008 гг. закупок подержанных трамваев «Татра» в Германии. Тем не менее, в последние годы во Львове практически полностью реконструированы трамвайные линии в центральной части города, что является важным шагом как для улучшения внешнего вида улиц, так и для возможности эксплуатации современных трамваев с низким уровнем пола.
Гости ЕВРО-2012 будут ездить по Львову на старых трамваях и троллейбусах, фото Андрей Василюк, www.transphoto.ru
Крым
До 2010 года уникальная часть инфраструктуры Крыма - междугородняя троллейбусная линия Симферополь - Ялта, протяженностью более 90 километров, работала фактически без обновления подвижного состава. После распада СССР было закуплено всего пару десятков новых троллейбусов, в том числе 5 низкопольных производства завода «Белкоммунмаш». Неудивительно, что крымчанам приходилось ездить на старых троллейбусах «Шкода» выпуска 1970-1980-х гг. (при нормативном сроке службы троллейбуса 10 лет).
Ситуация резко изменилась в 2010-2011 гг., когда по итогам двух тендеров поступило 103 новых троллейбуса «Богдан», в том числе 30 - специальной модификации для горной трассы. Первый тендер на 61 машину обошелся в 141,9 млн. грн., второй на 56 машин - в 149,5 млг. грн. Из-за недостатка средств 14 троллейбусов горной модификации, заказанных по второму тендеру, не были поставлены.
Троллейбус «Богдан» на фоне горы Аю-Даг на трассе Симферополь Ялта, фото Юрий Зинькевич, www.transphoto.ru
Интересно, что в момент начала поставок, КРПП «Крымтроллейбус» находилось в стадии банкротства и не имело права проводить тендеры. В результате троллейбусы были закуплены министерством ЖКХ Крыма за средства бюджета республики, после чего были переданы предприятию. Конечным итогом обновления троллейбусного парка «Крымтроллейбуса» стало то, что предприятие вышло из стадии банкротства, и весной 2012 г. впервые за последние 15 лет стало рентабельным. Сказался имидж новой техники: пассажиры с удовольствием пересели из автобусов и маршруток в новенькие троллейбусы.
Кроме того, немного обновился троллейбусный парк Севастополя - были закуплены 11 троллейбусов ЛАЗ. Также в Севастополь прибыли 6 из 10 троллейбусов российского производства («ТРОЛЗА»), полученных в качестве спонсорской помощи от Москвы.
Московский подарок Севастополю троллейбусы «ТРОЛЗА-Мегаполис», фото Михаил Яковлев, www.transphoto.ru
Другие города Украины также стремятся так или иначе поддерживать на плаву и развивать свой электротранспорт.
Днепропетровск в 2011 г. закупил 48 подержанных трамваев «Татра» в Германии, которые обошлись городу в 17 миллионов гривен. Это позволило значительно увеличить объемы трамвайного движения в городе.
Другой областной центр, Винница, в 2007-2011 гг. полностью обновил свой трамвайный парк за счет б/у трамваев из Цюриха - швейцарцам выгоднее подарить находящиеся в отличном состоянии вагоны выпуска 1960-х гг., чем утилизировать их. Таким образом Винница бесплатно получила 115 трамвайных вагонов. В свою очередь, выведенные из эксплуатации трамваи «Татра» Винница продает в Житомир, Конотоп и дарит Львову.
Швейцарские трамваи в Виннице, фото Александр Вельможко
Ряд городов закупает новые троллейбусы производства ЛАЗ и «Богдан». В 2009-2010 гг. Луганск закупил 16 троллейбусов «Богдан», что составляет почти половину из общего парка города в 35 единиц. 10 «Богданов» в2011 г. закупила Полтава (всего в городе 77 троллейбусов). 6 новых троллейбусов «МАЗ» в2011 г. поступили в райцентр Белая Церковь (всего в городе 27 троллейбусов). Еще один райцентр - Северодонецк, получил в2011 г. 10 новых троллейбусов «Белкоммунмаш» в виде спонсорской помощи от предприятия «Азот» (всего в Северодонецке 44 троллейбуса). В города Западной Украины - Тернополь, Ровно, Ивано-Франковск в небольших количествах поступают б/у троллейбусы «Шкода» из Чехии и Словакии.
Колонна троллейбусов «Белкоммунмаш» в Северодонецке, фото Дмитрий Абрамов, www.tranphoto.ru
Самый крупный райцентр Украины Кривой Рог, в котором работает система скоростного трамвая - метротрама, в небольших количествах закупает б/у трамваи в Праге и новые троллейбусы ЛАЗ.
На фоне своего рода «белыми воронами» выглядят только два крупных города Украины - Одесса и Запорожье, в которых после 2009 года вообще не было закупок новых или б/у трамваев и троллейбусов.
Одесса после 1991 года закупила всего 11 новых трамваев. 10 их них - «Татра-Юг-К1» были получены в 2006-2008 гг. Также в 1997 году Одесса закупила 20 б/у трамваев в Москве. Именно плохое состояние бывших «москвичей» стало причиной того, что руководство КП «Одесгорэлектротранс» буквально в штыки воспринимает любую идею поставок в город подержанных трамваев из Чехии или Германии, несмотря на их хорошее и даже отличное техническое состояние. При этом Одесса стала единственным городом Украины, где была проведена масштабная программа модернизации трамваев, которую за 2001-2012 гг. прошли 107 вагонов.
Одесский трамвай К1, фото Александр Вельможко
После того, как в 1993-2003 гг. Одесса купила 41 троллейбус «ЮМЗ», в город в течение шести лет не поступило ни одного нового троллейбуса. На тот момент это был «антирекорд» среди крупных городов Украины. После этого в 2009 году в Одессу поступило 16 троллейбусов «ТРОЛЗА-Мегаполис», закупленных по значительно завышенной цене. «КП «ОГЭТ» до сих пор должно по кредитам за троллейбусы свыше 30 млн. грн.
Одесская «ТРОЛЗА», фото Александр Вельможко
Программа развития одесского электротранспорта на 2007-2010 гг. была с треском провалена. Из 41 запланированного трамвайного вагона реально было закуплено только 3. Из 32 троллейбусов было закуплено только 16. Правда, эти 16 троллейбусов закупались по городской программе «чистый воздух» и финансировались по плану закупок сначала 90, а затем 45 троллейбусов за счет средств природоохранного фонда. Также не были проведены запланированные работы по ремонту трамвайных путей, капитальному ремонту троллейбусов, закупке спецтехники и т.п.
Принятая летом прошлого года программа развития одесского электротранспорта на 2011-2015 гг. не выполняется, что подтвердил во время пресс-конференции 15 мая директор КП «ОГЭТ» Дмитрий Полунин. Так, не были проведены ремонты трамвайных путей на ул. Нежинской и Новощепном Ряду. А запланированные к приобретению в этом году 14 трамваев и 25 троллейбусов закупаться не будут - на это нет средств, зато есть долги предприятия.
Фактически, два десятка лет независимости Украины показали, что Одесса самостоятельно не может обновлять свой парк электротранспорта. Действительно, первая массовая поставка трамваев в 1911-1912 гг. осуществлялась за счет бельгийских инвесторов. Затем город получал трамваи и троллейбусы в рамках плановой советской экономики по соответствующим разнарядкам министерства коммунального хозяйства и ценам, весьма далеким от рыночных. А когда возникла необходимость обновлять подвижной состав по законам рынка, средств на это ни у коммунального предприятия, ни у городской казны не нашлось. Причин этому много, но первая из них - это перевозка льготных категорий пассажиров без полного возмещения их проезда из госбюджета, а также низкая стоимость билета. А если добавить к этому отсутствие желания городской власти развивать электротранспорт и откровенное лоббирование интересов «маршруточной мафии», то в итоге «маемо те, що маемо».
Над одесскими трамваями сгущаются тучи, фото Александр Вельможко
Правда, есть еще туманные обещания министра инфраструктуры Бориса Колесникова о том, что после окончания ЕВРО-2012 государство поможет Одессе и Днепропетровску с приобретением подвижного состава электротранспорта. На фоне приближающихся парламентских выборов выполнение такого обещания могло бы существенно повысить рейтинг нынешней власти, как центральной, так и местной.