О том, что нынешняя местная власть относится к городскому электротранспорту, мягко говоря, не очень лояльно, мы могли неоднократно убедиться. Голодные троллейбусники, живущие без зарплаты в свинарнике, по недоумению названному общагой, - лучшее тому доказательство. Тенденция проявилась еще во время первой каденции Эдуарда Гурвица на посту городского головы. Именно тогда одесские трамваи и троллейбусы стремительно деградировали до уровня омерзительных «лоховозок» - проезд на них был бесплатным, но на остановках приходилось ждать часами. С тех пор ситуация немного улучшилась, но в сознании очень большого числа одесситов они так и остались «лоховозами».
И тут - как гром средь ясного неба - мэрия покупает сразу шестнадцать новых троллейбусов самого современного типа, напичканных под завязку суперсовременной электроникой. Это после того, как в период с 2004 по 2008 годы включительно, город не получил ни одного нового троллейбуса. Вот вам и реальные дела, спасибо власти, скажет читатель… И будет неправ.
Дело было так. 16 троллейбусов были приобретены в России (завод «Тролза», бывший «ЗиУ», в свое время крупнейший троллейбусный завод в мире) в самой «навороченной» комплектации. Помимо немаленькой стоимости самих троллейбусов, КП «Одесгорэлектротранс» пришлось оплатить стоимость растаможки, на что был взят кредит. Сейчас значительная часть доходов КП «ОГЭТ» идет на погашение долга.
Это притом, что в Украине есть три производителя современных низкопольных троллейбусов (ЛАЗ во Львове, ЮМЗ в Днепропетровске и «Богдан» в Луцке). Если покупать у них, можно не только не платить таможне, но и надеяться на возмещение половины их стоимости из государственного бюджета («Программа 50/50»). Этого сделано не было, нерациональное расходование средств города налицо.
А теперь - самое главное в нашей троллейбусной сказке. Троллейбусы, как и всякая другая техника, имеют обыкновение время от времени ломаться. На те поломки, которые вызваны недоработками конструкции или техническим браком - есть гарантия производителя. Но когда в результате аварии, например, покорежен корпус - гарантия уже не действует.
С середины декабря не видно на улицах «рогатого» с бортовым номером 3012. Как нам стало известно от работников троллейбусного депо, у него разбито лобовое стекло. О гарантийном ремонте не может быть и речи - виноват ведь не производитель, а хулиганы, бросившие камень. А между тем, новое стекло стоит двенадцать тысяч гривен. Таких денег у КП «ОГЭТ» нет.
Посему троллейбус начали понемногу разбирать на запчасти для ремонта оставшихся его собратьев. Уже сняты одно из боковых стекол, электронный датчик системы управления, пластиковые обвесы кузова.
Повторяется ситуация 1990-х годов, когда половина из новеньких тогда «гармошек» производства ЮМЗ была точно так же разобрано на запчасти, а сами троллейбусы стояли мертвым грузом по нескольку лет, пока их не восстановили методом «укорачивания» до обычных машин. Обрезки сдали в металлолом. Между прочим, за эту «модернизацию» тогдашний инженер троллейбусного депо Дмитриев получил премию. Потом он стал директором депо и в марте прошлого года был с позором изгнан после митингов протеста.
Что же получается? Купили дорогую технику, на ремонт которой денег нет. Кстати, пообещали, что в 2009 году будет приобретено 45 троллейбусов. Где же еще 29 штук? Хотя, наверное, они там же, где и новый 31-й трамвай, который, если верить «Программе развития городского электротранспорта на 2007-2010 годы», ездит по одесским улицам. Пока, правда, только на бумаге.
Да и обокрали нас несколько раз подряд в истории с этими троллейбусами. Их купили по непонятной схеме, без тендера, даже не пытаясь как-то использовать государственный бюджет. Одесса по уши в долгах. А теперь, даже не рассчитавшись с долгами, новые троллейбусы начинают разбирать на запчасти.