В этом году мы отпразднуем 65-ю годовщину Победы. Накануне торжества я заинтересовался судьбой одесских железобетонных ветеранов - артиллерийских батарей береговой обороны, без которых город вряд ли продержался так долго под натиском немецко-румынских войск в 1941 году, и попытался объединить в одном флаконе и память о Великой Отечественной войне, и одесские реалии - как исторические, так и нынешние. Береговые батареи Одессы - чем они живут сейчас?
Всего на территории Одесской военно-морской базы к началу войны дислоцировалось шесть стационарных и шесть мобильных артиллерийских батарей береговой обороны. Две из них были новейшей постройки, остальные - чуть постарше, 1920-х годов.
В начале 2000-х, когда велось строительство одного из поселков в Совиньоне на берегу Сухого лимана, строители долго пытались убрать непонятное бетонное сооружение на одном из участков. Перфораторы и отбойные молотки были бессильны. Делу помогли только несколько направленных взрывов. Так были уничтожены орудийные дворики береговой батареи №1, имевшей на вооружении три 152-мм орудия.
Тогда же, при берегоукреплении и строительстве коттеджных поселков в Лесках Коминтерновского района, были уничтожены сохранившиеся орудийные позиции другой береговой батареи - №21, где в свое время стояли три пушки калибром 203 мм. Бетонные основания просто срыли в процессе террасирования прибрежных склонов. Стоит отметить, что позиция батареи еще в начале 1980-х годов начала сползать в море, а взорванные пушки оставались здесь до начала 60-х. Сейчас единственным живым напоминанием о 21-й батарее являются остатки мостиков и насыпи подъездной железнодорожной ветки, которая заодно была позицией для тяжелых железнодорожных батарей линкоровского калибра 305 и 356 мм.
Трем батареям повезло куда больше - их позиции в различной степени сохранности дожили до наших дней.
Про 411-ю батарею знают все. Ее превратили в мемориал обороны Одессы - и в результате более сознательная часть одесситов может приобщиться к истории, а менее сознательная - попить пива в разбитом вокруг орудийных позиций парке. В свое время батарея представляла собой целый подземный городок с жилыми помещениями, электростанцией и командным постом на берегу моря. Сооружения имело по два-три подземных этажа. Три дальнобойные пушки калибром 180 миллиметров могли поражать врага на расстоянии до 42 километров - а это было равно или даже превосходило дальность огня любого тогдашнего линейного корабля. В полукилометре от огневых позиций в сторону Черноморки была сооружена ложная батарея с деревянными пушками. Именно ее обстреливали и бомбили гитлеровцы, а настоящая батарея метко отвечала. Сейчас на месте ложной батареи стоят пусковые установки современных зенитных ракет.
Перед отступлением 411-я батарея была полностью взорвана. При создании мемориала один из орудийных двориков восстановили, два других сегодня остаются в полуразрушенном состоянии. А тяжелую пушкУ, которую можно видеть на мемориале, привезли в Одессу в 1983 году из Советской Гавани, что на берегу Тихого океана. Оттуда же, кстати, приехала к нам и подводная лодка «Малютка».
Если погулять по парку вокруг батареи, то можно наткнуться на всякие малозаметные бетонные сооружения - пулеметные гнезда и позиции мелкокалиберных пушек. К батарее тянулась железнодорожная ветка с ответвлением к Сухому лиману. В овраге рядом с позициями упомянутой выше 1-й батареи до середины 50-х валялся взорванный бронепоезд.
Другая точно такая же батарея, 412-я, расположенная неподалеку от поселка Черноморское (Чабанка), в начале войны стала братской могилой для отряда из 250 донецких шахтеров, прибывших в августе 1941 в осажденную Одессу. Когда враг прорвался к батарее, именно этот отряд спас ее от захвата, а город - от уничтожающего обстрела из тяжелых орудий. Все ничего, но у шахтеров из оружия были только ножи, да по паре гранат на человека. Выжили немногие…
Дальномерный пост 412-й батареи
Батарея, после того как орудия выстрелили последние снаряды, была взорвана. Случилось это 25 августа 1941 года. В послевоенное время сохранившиеся подземные сооружения и орудийные позиции использовались как запасной командный пункт Одесского военного округа, но были заброшены в 90-х.
В 2009-м 412-я тоже стала мемориалом. И за это надо сказать огромное СПАСИБО Донбассу. Регион профинансировал необходимые работы и изготовил памятник погибшим шахтерам. А «пробил» создание мемориала председатель Черноморского поселкового совета Семен Удалов. Последние пару лет батарею исследовали, раскапывали и защищали от охотников за металлом краеведы-любители.
Третья частично сохранившаяся батарея, имевшая номер 39, находится в самом городе - в уютном скверике «Юность» на 9-й станции Большого Фонтана, возле «Белого паруса». Круглое, обложенное камнем сооружение метра полтора высотой - это и есть орудийная позиция морской 130-миллиметровой пушки. Всего их было три. К батарее по Среднефонтанской улице шла железнодорожная ветка от вокзала, параллельно трамвайной линии.
Последняя из стационарных батарей не сохранилась - она была в порту, на территории Карантинного мола, а пушки на ней были мелкокалиберные. Кроме того, в городе было множество баррикад и импровизированных ДОТов, возведенных на улицах во время обороны.
Надо сказать, что Одессе очень крупно повезло - у нее сейчас есть уже два мемориальных комплекса на местах боевой славы артиллеристов. Но вот кому они нужны, кроме некоторых военных, немногочисленных любителей истории и еще более немногочисленных ветеранов? Разве что большой толпе любителей народных гуляний…