В топе выскочила весьма интересная запись о том, как свободолюбивые таджики в пылу всколыхнувшегося в начале 90-х национализма гнали русских поганой метлой, ножами и огнестрельным оружием со своей благословенной земли. Оккупанты же, зловредные поработители. Приперлись, понастроили городов, промышленных предприятий и вытащили из грязного средневековья, в котором было так уютно.
В комментариях тут же поплыло "вы все врете" и "такого не было" и "неча тут разжигать". Не было, ага.
Из не было. В поселок, где я провела свое тяжкое детство, в начале 90-х весьма активно хлынули беженцы из того самого Таджикистана. В моем классе как раз училась девочка из такой семьи, которой чо-то вот приспичило бросить все, похватать, что сумели на себе унести, и бежать, теряя тапки. От нее мы не особенно много узнавали интересного в рамках данной темы, однако же ряд подробностей песочком не присыпать, не смотря на гибкое детское сознание, для которого свойственно стирать всякие ужасы из памяти. И про убийства узнали, и про грабежи, и про то, как местные просто выгоняли русских из домов/квартир. Грея уши на беседах взрослых, которые проходили полушёпотом, еще удалось поиметь сведений про разного рода насилия и издевательства.
Потом у них там началась гражданская война и к русским беженцам добавились уже таджикские. Из образованных, которые прекрасно понимали чего стоит все это всколыхнувшееся самосознание и к чему оно ведет. Хлынули в Россию, разумеется, и те, кто за самосознание ратовал, но чо-то очень быстро его наелся. Одно дело орать в полной уверенности, что тебя не тронут, и совсем другое, когда над головой свистят уже не сапоги, а очень даже пули.
Прошло некоторое время, я получила высшее образование, поперлась в науку и работу в высшем учебном заведении. И вот на нашей кафедре в моих коллегах оказалась весьма интересная дама. Она добавила ряд подробностей в исторический контекст. Дама, в свое время, вместе со своим семейством весьма жирно проживала на территории Республики Таджикистан в закрытом городе Чкаловске. И вот дожили они до распада СССР и всколыхнувшегося самосознания местных. Им, правда, весьма и весьма повезло. Относительно. Народ в городишке предупредили заранее, что грядет звиздец и надо валить на "большую землю". Россия оттуда все выводит и город открывают. И его действительно открыли. Как она рассказывает, туда практически сразу потянулись таджики "со своими вонючими казанами". Русские распродавали кто что мог и бежали сломя голову. Она с мужем и дочерью еще прилично успела уехать, поимев каких то финансов, с которых сумели купить худо-бедную развалюху под Новосибирском. О том, как происходило дело у тех, кому повезло меньше (а они там в большей части активно общались)... Дела шли не особенно здорово. Мужчины бросали семьи и уезжали в свободное плавание потому, что без обузы в виде жены и детей было легче устроиться в новой жизни. Кого-то просто выгоняли, отбирали что глянется. Много женщин пострадало понятно как. Часть из них просто потерялась вникуда. Ходили слухи, что они оказались в рабстве у местных, достаточно быстро вспомнивших традиции предков относительно данного вопроса. Мужчинам тоже доставалось, не без этого.
В общем, без всякого тихо-мирно и цивилизованно. К чему эти всколыхнувшиеся таджики пришли мы все в курсе. Теперь вот в Россию прут. Наелись самоопределения, поперлись к оккупантам и поработителям. А мы, вроде как, должны лояльно к ним относиться. И ко всему, что они за собой тянут (типа преступности, девиаций и радикального ислама) тоже.
Мне вот лично интересно во что процесс выльется на фоне зашкаливающегося мигранского борзометра. Как показывает исторический контекст, народ у нас терпеливый, долго может скрипеть зубами. А дальше на эту тему А.С. Пушкин отлично сказал: "Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный".