В свете развивающейся грызни в голову мысли всякие лезут. В том числе исходя из наблюдений за некоторыми изречениями в комментариях. Или из уже имеющегося опыта, который все же выплывает.
Нынче вот целый ряд "экспертов" прям волной попер выдавать информацию о том, как еще во времена СССР русские обильно притесняли разные нации и буквально им жить не давали. Про имперские времена и вовсе надо деликатно помолчать. Вообще - это очень интересный вопрос. При всем моем скептическом и во многом негативном отношении к СССР прям уж таких притеснений именно по национальному признаку не было. Если только, как выражался товарищ Сталин (чтоб ему в аду не кашлялось), были "перегибы на местах". Когда потомки некогда притеснителей по старой памяти презирали потомков притесняемых. В дореволюционные времена, кстати, тут не поспорить. Притеснений был вагон и еще телега сверху. Один "Указ об инородцах" чего стоил, а так же всеобщая устремленность привести всех к православию и оседлому образу жизни, заставив отказаться от традиционной культуры и идентичности. Полюс обложить ясаком, плюс ограничить возможности социальной мобильности.
Но вот в СССР все было куда, как мягче. Точнее как мягче? От религии отказываться все одно заставляли. Всех, вне зависимости от национальности. Учиться заставляли всех. И не важно живешь ты в чуме на крайнем севере или в благоустроенном доме в центре Москвы. Отрывали, при этом, детей от традиционного образа жизни, тут факт. При этом, эти дети получали возможность стать чем-то большим, если есть такие устремления, чем олений пастух. В довесок сократилась женская и детская смертность в родах, общая смертность представителей малых народностей от различного рода инфекций, а также травм и иного рода заболеваний. Города выросли, наука поперла. В том же Казахстане была степь, да степь кругом. Хотя нет, вру. Там еще и горы и реки были, и небольшие поселения. При СССР же расстроили Алма-Ату. Поселение там, конечно, еще с середины XIX века присутствовало, но разрасталось в современный город гораздо позже. И до сих с этим городом мало какой в Средней Азии сравнится. По факту-то никакой.
Но, что-то я отвлеклась. Призадумалась-то я в несколько ином русле, а именно касательно вопроса противостояния представителей разных национальностей. Противостояние это, что удивительно, развивалось по отдельным регионам. В конце 80-х начале 90-х это все здорово выплыло.
Мое же детство прошло в небольшом городе благостной Западной Сибири где, как оказывается, всего этого говна и ненависти просто не было. Помню в детстве мы знать не знали, кто там какой национальности. Об этом не говорили взрослые, на этом не заостряли внимание и так мы и жили до начала подросткового периода. Помню считалось верхом везения, если мама в качестве костюма на новый год сподобилась сделать наряд украинки. Ну, вот этот с яркой юбкой-фартуком и веночком с лентами. Не уступал в популярности традиционный русский с кокошником и сарафаном. Еще в роли смачных выступал цыганский наряд. Всякие там снежинки и зайчики были утлым стандартом. Они еще канали на садовских утренниках, но на школьных елках стали показателем отсутствия фантазии и вообще днищем. Может мы и дальше бы жили в спокойствии, но тут понеслось. Точнее понеслись. Беженцы из ранее дружественных и братских республик.
Внезапно посыпался народ с Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Кавказа. И у всех были примерно сходные истории о том, как они там жили не тужили, мирно общались с соседями и ничего не предвещало. Но потом вдруг резко превратились в поработителей, колонистов и далее по списку, подлежали изгнанию. Кому-то удалось продать недвижимость и уехать с чем-то, некоторые просто ноги унесли и на том спасибо. Независимости, правда, бывшие братские народы достаточно быстро наелись, потянувшись уже в роли представителей диаспоры от нищеты, неустроенности и засилья местных родовых группировок. Но, это уже другая история. А наш спокойный мир в те времена начал рушиться. Вдруг оказалось, что люди разные и их сорт во многом зависит от национальности, к которой они принадлежат. И даже внутри России для каждого региона своя специфика. Дальше информация только дополнялась и уточнялась. И куда там анекдотам про чукчу!
Выяснилось, что есть хохлы и кацапы, бульбаши, хачи, чухонь, карсаки и прочее. А еще есть евреи (они же жиды) и их в ряде регионов за что-то особенно ненавидят. В частности, весьма прохладно к ним относятся поляки и жители отделившейся Украины. Например, в 2017 году уже будучи зрелой теткой я вдруг увидела картину, когда женщина - беженка (из Украины, не знаю точно откуда) запрещала своему ребенку играть с мальчиком потому, что он жид. Тогда же я услышала байку про то, что евреи детей воруют и режут их на мацу. 21 век на дворе, млять! В нашем детстве детей на зарезать "воровали" только волки и медведи. Еще "цыгане", но они по легенде никого не резали, а так, из любви к искусству. Ходили мнения, что цыганам и жизнь не мила, если что-то не стырить.
Еще раньше, буквально в 2005 году от русских из Якутии я выяснила, что якуты и русские в республике Саха тоже не особенно дружат последние лет 15. Их и в студенческом общежитии старались даже рядом не селить. В частности, поступить в ВУЗ непосредственно в Якутии было достаточно трудно потому, что русских набирали по остаточному принципу. В приоритете - якуты. Дальше посыпалось что-то такое, что и коренные алтайцы тоже всколыхнулись на предмет самоопределения и всяческих воспоминаний о том, что "не друг ты мне". Правда, эта волна достаточно быстро схлынула. Тогда еще подумалось, что хорошо, хоть народности крайнего севера ведут себя достаточно мирно и спокойно. От них претензий не сыпалось уж прям так категорично и зверски.
Потом посыпались тараканы противостояния и с дальних рубежей. Градус подозрения сильно вырос относительно китайцев, которые хотят захватить Дальний Восток и травят нас химикатами. Американцы, само собой, несут пагубную культуру, страны Европы им не уступают, обмотавшись радужным флагом.
В общем, все как в сказке. Чем дальше, тем страшнее. Кругом враги. И главное, что по сути, как оказывается, все это плавало и ранее, просто в каком-то спящем состоянии. Ведь согласно закону сохранения энергии она не возникает ниоткуда и не исчезает вникуда. И кто-то когда-то придумал сказку про кровавую мацу, а кто-то этой сказке поверил. Кто-то сообразил на тему "тут наша земля, вам тут не место" и еще много чего. А кто-то радостно вслушался и наконец-то нашел повод сбросить пар. А то и денег подзаработать.
Непонятно только, неужели спокойная жизнь прям уж так осточертела? Или это просто я такая тефтеля, а людям надо обязательно жить на драйве, кого-то ненавидеть и желательно с кровавым мордобоем. Не, насчет ненавидеть тут есть определенный резон. Но вот мордобой - тут уже как-то уровень комфорта падает. Плюс еще и толком никто не помнит с чего вообще все началось. Только байки да догадки.
На эту тему вспоминается шикарный мульт от нетфликс "Клаус". Они там тоже не помнили по какому поводу регулярный мордобой, но традиции есть традиции. Кстати, Смиренсбург реально существовал. Известен, правда, в несколько ином звучании в русском языке - Смеренбург. Основали его в XVII веке в самой жопе острова Амстердам (мелкий островок рядом со Свальбардом) китобои. Преимущественно китобои там и жили. Морды друг другу, кстати, не били. Сейчас этого поселения уже нет. Но, когда было, там наверняка было зверски уныло. Но даже это не подвигло реальных жителей развлекаться клановым или национальным противостоянием. Ведь оно как, сегодня ты соседу в морду, а завтра он тебе в море руку помощи не протянет, а то еще и горшком по голове даст. Так вот.