Интернет против России: технология манипулирования общественным сознанием

Jan 26, 2012 10:02


Всегда и во все времена люди понимали значение информации, распространения идей для победы в войне.  Ведь победа над врагом в первую очередь должна быть одержана в головах. Люди должны поверить в возможность победы, в правоту стороны, за которую они воюют, в необходимость сражаться ради ценностей, возможно, более дорогих, чем жизнь. Если же ( Read more... )

общественное мнение, astroturfing, Астротерфинг, пропаганда, Россия

Leave a comment

kainpiller January 27 2012, 08:31:40 UTC
1) Поскольку в Интернете невозможно различить пропагандиста и обычного человека, невозможно и замерить, в какой мере идея распространялась искусственными методами, а в какой - уже естественным путем, обычными людьми, которые в неё поверили.

Те графики, которые я привел, это не результаты астротерфинга в чистом виде. Это результат информационной кампании, которая ведется в т.ч. и с помощью астротерфинга.

Согласитесь, что, например, в реальной жизни за последний год не произошло ничего такого, чтобы людей вдруг так резко захватила идея отделения Кавказа. Это явный признак искусственности распространения данной идеи.

2) Свои мысли на этот счёт я изложил:
"доверие читателей к комментариям, стремление множества людей следовать «моде» и принимать точку зрения большинства (в данном случае, фиктивного)."

Так устроен человек, что поддается влиянию большинства, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Достаточно убедить индивидуума, что большинство населения, скажем, выступает резко против Путина, и этот индивидуум с немалой долей вероятности хотя бы частично разделит эту точку зрения.

Reply

ivn_cote January 27 2012, 19:54:32 UTC
2) По-моему, весьма поверхностно. Не учитываете противоположное начало в человеческой психике быть особенным. Что касается рассуждений о большинстве, то его как максимум можно применить к конкретному окружению человека, а не к обществу. Если индивида убедить в том, что большинство населения выступает резко против (или за) кого-то, то это может вызвать антипатию, разочарование, приступы рвоты, как вариант. А вот если уважаемые индивидумом люди будут высказываться в определенном духе - он может менять свое мнение.

Reply

kainpiller January 30 2012, 09:21:14 UTC
Согласен, поверхностно. Не сомневаюсь, что на этот счет написано немало научных статей по психологии, рекламе и пиару, где мои интуитивные представления точно сформулированы и проверены с помощью массовых исследований. Как будет время и возможность, обязательно поищу.

Пока же мне чисто из житейского опыта кажется очевидным, что тренд "быть особенным" в человеческом обществе является крайне слабым и поверхностным, а вот "быть не хуже других" (ведущий по сути к "быть как все") - это глубокий и фундаментальный тренд в психологии человека. И то, как ведутся любые предвыборные и рекламные кампании, явно дает понять, что специалистам по пиару давно известна эта человеческая особенность.

Reply

ivn_cote January 27 2012, 19:55:13 UTC
1) Если невозможно определить критерий, то дальнейшие рассуждения - только мнение.
Графики, конечно, хорошие, но это не анализ конкретных тем, обсуждаемых в обществе, а просто указание на тренд. Если касаться конкретно темы Кавказа - зря пишете, что "за последний год не произошло ничего такого, чтобы людей вдруг так резко захватила идея отделения". А как же убийство Егора Свиридова? А как же покупка футбольными клубами разных звезд? И в целом, государство затыкало несколько лет тему национальных столкновений (со времен Кондопоги, и даже раньше, наверно), так что обсуждение перенеслось в закрытые общества, но в итоге вылезает все дальше и дальше...

Reply

kainpiller January 30 2012, 09:12:10 UTC
Это не мнение, это, скажем так, анализ ситуации на дискуссионных площадках на основе предположения. Я полагаю, что астротерферы играют огромную роль в продвижении некоторых идей.

То, что Вы приводите как причину возможного естественного возникновения дискуссий на эти темы, по-моему недостаточно весомо. Убийство одного человека не может привести к массовому стремлению отделить какую-то часть страны, на том лишь основании, что оттуда родом его убийца. Тем более причиной таких дискуссий не могут стать какие-то покупки футбольных клубов, кои вообще интернациональны и не имеют границ. И не "затыкало" государство никаких обсуждений в Интернете.

Reply

ivn_cote January 27 2012, 19:56:01 UTC
3) Я извиняюсь, что спамлю в очередной раз, но раз уж зашла тема… Скажите, а как оценить государственную пропаганду по ТВ? Это ли не есть астротерфинг? По федеральным новостям убеждают, что все идет хорошо, критика власти - ну разве что местного уровня. Поэтому все недовольные уходят в свободное пространство интернета. И рост недовольства в предвыборный год - ничего удивительного.

Reply

kainpiller January 30 2012, 09:46:25 UTC
Незачто извиняться, я благодарен за Ваш отзыв по статье и рад ответить на любые вопросы.
ТВ, несомненно, является инструментом пропаганды и с его помощью тоже пытаются имитировать общественное мнение в каких-то случаях. Но именно для имитации общественного мнения - астротерфинга - ТВ малоэффективно, поскольку зрители прекрасно понимают, что выступающие там проходят определенный отбор. В Интернете же писать комментарии может каждый и потому существует иллюзия, будто из комментариев можно непосредственно узнать народное мнение.

Мне лично кажется, что рост недовольства естественен, когда ситуация в стране ухудшается. Когда же она улучшается, как в 2011, то рост недовольства в предвыборный год можно объяснить только информационной активностью политических (или геополитических) противников действующей власти.

Reply


Leave a comment

Up