Интервью Дорис Иган - сентябрь 2008

Oct 17, 2009 19:17



Диана Уайлд, 2 сентября 2008 г.

Звезда "House M.D." Хью Лори и создатель сериала Дэвид Шор позволили правде выйти наружу: Хауз и Уилсон восстановили отношения, практически сошедшие на нет после гибели Эмбер. "Я не думаю, что для зрителей станет большой неожиданностью воссоединение этой парочки", - лукаво замечает Дорис. И, конечно, преданных поклонников сериала вряд ли удивит известие о том, что именно Иган помогла этому случиться, особенно если вспомнить некоторые из ее предыдущих эпизодов, такие как "Сын коматозника", "Хауз против бога" или "Обучение Хауза", помогающих исследовать взаимоотношения Хауза и Уилсона.

Когда сценарист и медицинский консультант сериала Дэвид Фостер предложил оригинальную идею для сюжета об их примирении, Дорис Иган поначалу восприняла ее весьма скептически. Но, после того как он "начал рассказывать об этом дальше, я только и смогла подумать: "Черт, похоже, это лучший эпизод Фостера за весь сериал". И когда, выложив мне все до конца, он спросил: " Ну что, ты хочешь в этом участвовать?", я ответила: "Определенно, я об этом подумаю".

Неизвестно, пришлось ли Дорис выкручивать Фостеру руки или у него была подобная задумка с самого начала, но в любом случае Иган получила удовольствие от возможности помочь воплотить в жизнь идею, которую она сама впоследствии назвала "эпизодом в виде графической новеллы", хотя у нее и были некоторые сомнения. "Очень возможно, что никто, кроме нас, не поймет смысла происходящего, и, посмотрев эпизод, люди будут недоумевать: "Что, черт подери, она хочет всем этим сказать?"

"Мне нравятся Хауз и Уилсон, они явно заслуживают своей собственной истории, мифологии, если хотите. Они давно стали чем-то большим, чем просто персонажами из жизни. Я помню, как печатала сценарий какого-то эпизода, в котором Уилсон сделал что-то, показавшееся мне знаковым, и я так и написала в сноске: "Это символический момент". Я была уверена, что потом меня заставят это убрать, но этого не случилось". Дорис боялась, что сцена, которую она описывала, будет исключена из сценария до тех пор, пока не увидела ее в графике съемок, сразу после основной. "Хью тогда сказал мне: «Как бы они смогли убрать эту сцену? Я понимаю, почему ты назвала это символическим моментом». Теперь я собираюсь все так называть», - шутит она.

Сочинение сонета

Наш разговор с Иган происходил на прошлой неделе (август 2008 г. - прим. переводчика), когда съемки были временно приостановлены, а сценаристы планировали завершение сезона, но к настоящему времени уже должна сниматься девятая серия, "если мои расчеты верны". Саму Дорис не пугают спойлеры, но все же она не склонна раскрывать все секреты до конца. Она не назвала номер эпизода, так что нам остается только догадываться, как долго будет продолжаться разрыв между Хаузом и Уилсоном. Боюсь, мы не узнаем этого до того, как увидим фамилии авторов сценария в титрах. (Хотя я съем шляпу Майкла Озиелло, если информация об этом не просочится раньше).


Дорис также не спешит рассказать, как именно будет восстановлена прежняя дружба, кроме как в самых туманных выражениях. "Они отправятся в долгое путешествие, выражаясь метафорически". Она настояла на том, чтобы я взяла это выражение в кавычки, дабы подчеркнуть его иронию, но всем, кто хорошо ее знает, и так понятно, что вся беседа с Иган до краев наполнена язвительностью, колкими метафорами и аргументами, убедительными даже для интервьюера, придерживающегося противоположных с ней взглядов.

Является это путешествие метафорическим или нет, шансы на то, что Хауз существенно изменится или хотя бы будет вести себя лучше с Уилсоном, кажутся невысокими, несмотря на его признание своего несчастья и роли в смерти Эмбер в финале сезона. «Я думаю, если он действительно изменится, люди будут немного разочарованы», - говорит Иган. Я вынуждена согласиться: то что делает хромающего доктора несчастным, одновременно делает его очаровательным. Поэтому, как фанат сериала я склонна ставить свое счастье как зрителя выше его собственного.

"Не думаю, что в реальной жизни люди могут сильно измениться. Полагаю, что люди вообще достаточно редко меняются по- настоящему сильно, а, если говорить о сериале, то еще реже". Это говорит женщина, которая в соавторстве с Леонардом Диком написала сценарий к эпизоду "Никогда не меняйся" ("Don't Ever Change."). "Конечно, всегда интересно, как далеко можно зайти в своем желании изменить персонажа с характером, который ты для него придумал, но это очень похоже на сочинение сонетов. Чтобы вы ни делали, сонет всегда должен оставаться сонетом. Вы никогда не сможете перейти к другим, более свободным формам поэзии".

Сонет о Хаузе, в ее понимании, не является исключительно романтическим. "Мне хочется верить, что когда придет день (пусть и очень-очень нескоро), когда шоу закончится, и мы подойдем к концу... Мне хочется верить, что Хауз останется таким же язвительным и одиноким, как раньше", - утверждает Дорис. Однако она уклоняется от ответов на вопросы о том, что же будет происходить с Хаузом в ближайшем будущем, и отказывается принимать чью- либо сторону в войне шипперов.

Иган видит проявление героизма в том, что Хауз спасает жизни, и считает, что частичка Хауза присутствует в каждом из нас. Однако, тем не менее, она ни в коей мере не считает его взгляды на жизнь достойными восхищения. "Я просто думаю, что его восприятие мира очень легко понять. Не знаю, что это может сказать обо мне, но это так", - смеется она. "Хауз не является "плохим мальчиком" по определению, в нем есть этакая детская свобода от условностей и правил, которой многие могут позавидовать, но не думаю, что всему человечеству стоит следовать его примеру. Но что мне действительно в нем нравится, так это его критический, непредвзятый взгляд на все на свете. Вот этому и в самом деле нам стоило бы у него поучиться. Для него не существует "священных коров", он все рассматривает через линзу микроскопа.

Уроженка Нью-Джерси, она начала работу в команде создателей сериала во втором сезоне, и стала известной благодаря тому, что поместила на предметное стекло микроскопа дружбу Хауза и Уилсона. Исследовать отношения этой пары ее побудили собственные романтические причины. "В этих отношениях есть особый ритм, и мне это нравится. Мне всегда нравились отношения подобного рода, такие как у Кэтрин Хепберн и Спенсера Трейси, например. Я люблю старые сериалы времен "золотого века", в которых между персонажами происходит что-то похожее. Билл Косби и Роберт Калп в "Я - шпион", "Дикий, дикий Запад" или "Человек из U.N.C.L.E." Вы просто берете пару персонажей, пишете для них хорошие диалоги и тогда, по сути, уже не важно, что именно они будут делать".


Но в случае с Хаузом и Уилсоном ритм их взаимоотношений определяется не только диалогами, но и "химией", связывающей Хью Лори и Роберта Шона Леонарда, а также их несомненным актерским талантом. "Я могу назвать вам, по крайней мере, одного сценариста", - говорит Иган, - "который как-то сказал, что работать с ними обоими - это все равно, что сидеть за рулем Феррари. Вы просто верите, что эта штука работает. Неважно, насколько вы ухитритесь все испортить, в конце концов, все сработает, как нужно". "Все мы, те, кто работает над этим шоу, прекрасно понимаем, насколько нам повезло", - так Дорис говорит об актерах. "Если в сценариях мы пишем в скобках какие-то примечания или приписываем специальные указания, так это только затем, чтобы убедиться, что актеры понимают, в каком именно направлении будет двигаться вся история. Я не собираюсь рассказывать им, что именно они должны делать. Мне интересно, что они сами захотят сделать, и я буду счастлива увидеть, что они смогут в итоге мне предложить».

Сюжетная линия четвертого сезона позаимствована у шоу "Последний герой", следуя которой Хауз проводит отбор, систематически сокращая число претендентов на места Формана, Кэмерон и Чейза, понравилась Иган возможностью добавить новые голоса в сложившийся оркестр сериала. «Особенно симпатичен мне был старик, которого Хауз называл "Бозли" или "нелепый старый обманщик". Вообще-то, он не тот персонаж, который можно безболезненно ввести в медицинское шоу. Телевидение - это мир молодых, но так как не все из новичков остаются в сериале, мы можем немного изменить правила". Но не приведет ли расширение актерского состава к нарушению баланса между сюжетными линиями главных персонажей и медицинской драмы или - затаив дыхание - к тому, что меньше времени останется для отношений Хауза и Уилсона?

"Это было бы преступлением", - Дорис начинает говорить в пафосно - шутливом тоне. "Лично я бы не отказалась увидеть больше взаимоотношений между другими персонажами, но наше шоу называется "House M.D.", и главным его элементом должна оставаться медицинская загадка. Поэтому мы всегда действуем в этих рамках, хотя возможны исключения. Мне нравятся особенные, не вписывающиеся в шаблон шоу, эпизоды, благодаря которым мы можем узнать немного больше о том или ином персонаже. Но чтобы такие эпизоды так и оставались чем-то необычным, их нельзя снимать каждую неделю". Дорис скупа в деталях, однако это не помешало ей намекнуть на то, что у Чейза и Кэмерон будет больше экранного времени в этом сезоне. " У меня есть предчувствие, что ближе к середине сезона мы сможем видеть их чаще. Но причины, по которым это произойдет, я не могу вам открыть". Я не хочу давить на Иган, потому что с течением времени начала лучше понимать людей, для которых спойлеры неприемлемы. К тому же она все равно ничего мне не скажет.

Четвертый сезон

Ошеломляющий конец четвертого сезона, состоящий из двух частей, начинается серией "Голова Хауза". В ней мы наблюдаем, как Хауз восстанавливает в памяти подробности автокатастрофы, чтобы спасти жизнь одной из пострадавших в аварии пассажирок автобуса, оказавшейся, в конце концов, подругой Уилсона Эмбер. Это было действительно шокирующее открытие, если только вам не посчастливилось увидеть спойлер, который разозлил даже такого их любителя, как Иган.
Я пребывала в счастливом неведении, пока не увидела репортаж о том, что кадры с Эмбер в больнице были размещены на сайте NBC Universal до того, как серия вышла в эфир. «Ошибки случаются, это была просто банальная накладка, но меня это огорчило", - замечает Дорис.


"Когда я впервые читала сценарий "Головы Хауза", я думала про себя: "Надеюсь, никто этого не увидит раньше времени", потому что считала эту информацию спойлером, который и в самом деле может навредить. Время от времени я заходила в Интернет, чтобы проверить, не просочилась ли информация в сеть, и всегда оказывалось, что уф! - пока нет. И когда, уже в самом-самом конце, перед выходом серии, я увидела ссылки на эти кадры, то просто разозлилась: Черт! Нам ведь почти удалось сохранить это в тайне!".

Этот эпизод был основан на идее Иган, но так как в это время она работала над серией "Никогда не меняйся", его сценарий был написан совместно Питером Блейком, Дэвидом Фостером, Гарретом Лернером и Расселом Френдом. "По законам физики я не могла находиться в двух местах одновременно. У меня просто не хватило бы времени на оба эпизода, и поэтому я вынуждена была распрощаться с этой идеей. Мне было очень грустно, и я думала: "Когда же мы снова увидимся? И смогу ли я узнать тебя при встрече, моя маленькая история? По прошествии времени я, конечно же, услышала о том, что они придумали, и прочитала сценарий. И вот тогда меня "чуть не сдуло". Я была просто потрясена тем, что они написали".
"Как сценарист, я испытала смешанные чувства. С одной стороны это было: "Вау! Интересно, если бы я писала сценарий сама, удалось бы мне сделать это так же хорошо, как им?" С другой стороны, есть некоторые моменты, которые я бы обыграла по-другому, но не уверена, что это было бы лучше".

О второй части финала "Сердце Уилсона" Иган может говорить только как зритель, и ее точка зрения на происходящее с героями, отлична от точки зрения многих фанов, возмущенно реагирующих на самый критический момент серии. "Есть люди, которых шокировало то, что Уилсон попросил Хауза рискнуть жизнью ради Эмбер, как будто они услышали из уст Уилсона слово "отдай" вместо "рискни". Ну, вроде как: "Я прошу тебя отдать свою жизнь ради Эмбер". Я же воспринимаю эту ситуацию по-другому. Я не участвовала в создании этого эпизода никоим образом, так что мое мнение - это только мнение зрителя, и вот что я думаю: Уилсон не выбирал между Хаузом и Эмбер или между их жизнями", - объясняет Дорис.

И продолжает свою мысль на примере романа Джеймса Клэвелл «Король крыс». В нем военнопленные объединялись в отряды, заменявшие им семьи, чтобы выжить. «Я думаю, что с точки зрения Уилсона, и Хауз, и Эмбер - оба были в его группе, отряде, если хотите. Его философия в отношении людей, которых он любил: своих в беде не бросаем. Я думаю, что если бы на месте Эмбер оказался Хауз, Уилсон попросил бы ее о том же".

Мир Иган встречается с миром интернета

Давным-давно, кажется, целую вечность назад, перед тем, как в первый раз зайти в Интернет, чтобы поговорить о сериале, тогда еще низко- рейтинговом аутсайдере с тем парнем - ну вы знаете, он еще играл главную роль в «Blackadder» - я пребывала в счастливом неведении относительно существования таких явлений как шипперство, фан- фикшен и слэш.
Но Иган, которая сама является завзятым блоггером, чувствует себя в различных фандом - сообществах, как рыба в воде. Те, кто хочет видеть в отношениях Хауза и Уилсона нечто большее, чем дружбу, основанную на обычной взаимной привязанности, называют ее «Святой Дорис».

Возможно это из-за ее эпизодов, выстроенных вокруг отношений Хауза и Уилсона, возможно потому, что Иган, автор трилогии романов в жанре фэнтези «Ворота из слоновой кости», воспринимает искусство рассказа скорее как «придумай-свое-собственное-приключение» чем «преклонись-перед-каноном». "В идеальном мире Дорис Иган, все телевидение в целом подверглось бы серьезным изменениям. То, чему научило нас настоящее - фанфикшен или подобное ему - это то, что литература может быть похожа на комиксы в том смысле, что у истории может быть несколько вариантов развития событий. Как у легенды о короле Артуре когда-то давно, у современных легенд тоже могут существовать различные варианты сюжета".

"В идеальном мире Дорис Иган на "Иган Канал Один" шел бы «House M.D.» в классическом варианте. На "Иган Канал Два"- Хауз/Уилсон. На "Иган КаналТри" - хм-м-м... надо подумать. Но вообще в идеальном мире Иган не должно быть никаких ограничений". Но пока не существует ни «Иган Канал Два», ни «Иган Канал Три», фанфики остаются единственным способом, с помощью которого эти альтернативные истории могут обрести жизнь. Дорис гораздо более восприимчива к этому виду творчества, чем другие телевизионные сценаристы. Она не горит желанием читать фан-фикшн по "House M.D.", но некоторые произведения по "X-Files" приводят ее в восторг. "Это все равно что сказать: я хочу поведать свою собственную историю о короле Артуре, в которой он будет, к примеру, королем бриттов в после римское время, а не французским рыцарем. (прим. - возможно, Дорис путает короля Артура с Роландом). Меня приводит в восторг количество теней, которое может отбросить один предмет". Кроме фанфикшена, в Интернете Дорис привлекает возможность "обратной связи" со зрителями. "Конечно, посты в Интернете - это не самое полное отображение настроений аудитории, исследуемых компанией "Nielsen", но все-таки они представляют собой то, на что нам стоит обращать пристальное внимание".

"В идеальном мире Дорис Иган мы можем дать фанатам именно то, что они хотят увидеть. Насколько это, конечно же, возможно, потому что часто это "все" подразумевает под собой истории, сосредоточенные на каком-либо одном персонаже или на одной сюжетной линии. А массовая аудитория сериала все же предпочитает общую историю, объединяющую всех персонажей одновременно", - предполагает Дорис. "Даже если эти две аудитории будут совершенно разными, в идеальном мире каждая из них сможет получить именно то, что хочет, в одно и то же время". Она объясняет, что предоставление фанам того, что они хотят, означает скорее именно общие истории, чем отступления в сторону выделенных сюжетных линий. "Я не думаю, что в команде создателей любого шоу существует такой специальный человек, который отслеживает каждый пост в Интернете, и немедленно дает команду сценаристам срочно поменять направление сюжета, потому что кто-то из зрителей недоволен. Это невозможно, потому что у сериалов большое количество поклонников, и мнения о происходящем на экране у них зачастую совершенно противоположные».

Защищая Хауза

Хотя Иган очень ценит те возможности, которые открывает перед ней онлайновое общение в сети, ее блог вовсе не является открытой дверью в комнату сценаристов «House M.D.» или ее предыдущих сериалов, таких как "Dark Angel», «Smallville», или «Tru Calling».
"Когда вы оказываетесь в компании людей, вместе работающих над созданием чего-то нового, вы постепенно становитесь настоящей семьей. В этой семье, как и в любой другой, существуют свои секреты, которые принадлежат не только вам, но и остальным. Но, в отличие от реальных семей, ваша является особенно уязвимой, потому что, когда вы вместе работаете над каким-либо творческим проектом, вы должны полностью доверять друг другу и быть абсолютно откровенными между собой. В комнате сценаристов, например, вы никогда не должны стесняться высказывать вслух любые идеи, даже если уверены, что они неудачные. Вы должны писать и не бояться ничьих насмешек, потому что именно в этом и состоит ваша работа. Это абсолютно не та ситуация, когда после работы вы можете зайти в свой блог и написать там что-то вроде: "Я поняла, что их идея ужасна, как только они открыли рот".

"Что меня действительно привлекает в работе над «House M.D.», так это осознание того, что даже если я не согласна с какими-то деталями сценария, как, впрочем, и каждый из нас, у меня никогда не возникнет мысль, что я зря высказала свое несогласие вслух. На самом деле у нас не так уж много реального контроля над развитием общего сюжета. Контролировать телевизионное шоу - это как попытка управлять бушующим океаном. Это крайне сложно, но я всегда знаю: вокруг так много прекрасных людей, что если мне доведется оступиться и упасть, кто-то сразу же подхватит поднос, выпавший из моих рук, прежде чем вода из стоящего на нем стакана успеет расплескаться".

Бета: ребекка
Первая публикация http://house-md.net.ru/
Previous post Next post
Up