О гусле и вудуШейху ‘Усеймину был задан вопрос: Если человек искупается не полноценным гуслем, а чтобы освежиться, достаточно ли этого для малого омовения, или же он обязан вознамериться на малое омовение, чтобы оно у него было? И каким должен быть гусль, чтобы его было достаточно и для малого омовения?
Шейх ответил: Купание с целью освежиться не является поклонением. И кто искупался для этого, то это не заменит ему малое омовение. Купание, которое достаточное и для малого омовения, это купание с целью избавления от большого осквернения (джнаба) или женщины после очищения от месячных или послеродового кровотечения, так как такое купание по причине осквернения, чтобы избавиться он него. Что же касается желательного гусля, как гусль паломника перед тем как одеть ихрам или обязательного гусля, как гусль в пятницу, то они так же недостаточны для наличия малого омовения.
Когда же человек берет гусль от джанабы, то этого достаточно и для малого омовения, даже если он не делал отдельного намерения чтобы взять малое омовение.
Так как Аллах сказал: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь.» (аль-Маида 5: 6) и не упомянул малого омовения.
(Сильсиля лика бабуль-мафтух 181 В 12:15)
Так же и шейха ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббада спросили: Если человек искупался чтобы освежиться и при этом прополоскал нос и рот и имел намерение на малое омовение и человек при этом не был в состоянии джанабы.
Шейх ответил: Нет, Нет, если человек не помыл части тела, как это необходимо делать при взятии малого омовения то этого недостаточно, однако будет достаточно, если он купался по причине джанабы, для избавляется и от большого и от малого осквернения. И если он в состоянии большого осквернения ополоснется с намерением избавиться от своего состояния, то этого ему достаточно и для большого и для малого омовения. И необходимо также при этом прополоскать рот и нос.
Если же у него есть гусль и желает взять малое омовение, то он должен соблюдать необходимую в малом омовении очередность. То же самое и при гусле в пятницу необходимо соблюдать последовательность необходимую при малом омовении, если человек желает взять малое омовение (так как нет намерения избавления от большого осквернения).
Простого ополаскивания для наличия малого омовения будет достаточно только в том случае, если у человека не было гусля, так как он намеревался очиститься от большого осквернения и по этой причине осквернение сходит с него как большое, так и малое.
(Сунан ат-Тирмизи «Китаб Тахара» 9 - 58:30)
Также шейха ‘Аббада спросили: В комментариях к книге «Условия молитвы и его обязанности» Шехуль-Исляма ибн Теймии вы упомянули что купание для пятничной молитвы недостаточно для наличия малого омовения, если только человек не будет иметь намерения избавиться от большого и малого осквернения. И вы сказали что данное купание похоже на купание с целью освежиться. Вы не могли бы разъяснить этот момент. И можно сделать вывод что гусль для пятничной молитвы не является поклонением?
Он ответил: Очищение от осквернения бывает двух видов: от большого и от малого. И если человек купается с намерением избавится от джанабы и не прикасался более к половому органу после того как помыл его в самом начале, то у него после купания будет и большое и малое омовение. В пятничном же гусле нет намерения избавления от большого осквернения, чтобы можно было сказать, что с большим осквернением человек избавляется и от малого. А для избавления отдельно от малого осквернения есть свой порядок. Пятничный гусль не для избавления от осквернения, однако нет сомнения, что это относится к поклонению. Если же человек купается и нет намерения избавиться от большого осквернения, то это купание не заменит ему малого омовения. Так как для избавления от малого осквернения необходимо взять малое омовение (уду) с соблюдением его порядка.
Когда же человек купается для избавления от большого и малого осквернения и после того как помыл половой орган вначале, более его не трогал, то оба вида осквернения (и большое и малое) снимаются с него.
И разница между гуслем для пятничной молитвы и гуслем от джанабы, это то что в гусле от джанабы есть намерение избавиться от большого осквернения, а в гусле для пятничной молитвы нет такого намерения, а целью является чистота. И нет сомнения что этот гусль также является поклонением, но в нем нет намерения избавления от большого осквернения. В этом и состоит разница между этими двумя гуслями.
(сунан ат-Тирмизи «Китаб тафсир Коран» 368 - 01:01:25)