Ясное и иносказательное в Благородном Коране
Коран делится по отношению к ясному и иносказательному на три вида:
Первый: Общая ясность (мухкам), которой Аллах описал полностью Коран, сказав: «Это - Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» (Худ: 1). Значение этой ясности заключается в совершенстве и превосходстве его произношения и значения, что и заключается в цели правильной речи и красноречии. Все его сообщения правдивы и полезны, в которых нет ни лжи, ни противоречий, ни пустословия. Во всех его постановлениях справедливость, в которых нет притеснения и противоречия. Законы его не глупы.
Второй: Общая схожесть (муташабих), которой Аллах описал полностью Коран, сказав: «Аллах ниспослал наилучшее повествование - Писание, аяты которого сходны (муташабих) и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха» (аз-Зумар: 23). Эта схожесть заключается в том, что часть Корана схожа с другой частью в совершенстве, превосходстве и восхваляемой цели. «Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (ан-Нисаъ: 82).
Третий: Ясность (мухкам) по отношению к его части и иносказательность по отношению к другой, как сказал об этом Всевышний: «Он - Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это - от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом» (Али Имран: 7).
Ясность заключается в том, что значения аятов ясны и очевидны, в которых нет скрытого смысла, наподобие Его Слов: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (аль-Худжурат: 13) или Его Слов: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара: 21). А также Его Слова: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха)» (аль-Маъида: 3). И пример этому множество.
Что же касается иносказательности (муташабих), то это в тех аятах, смысл которых скрыт, по поводу которых заблуждающийся воображает то, что не приличествует Аллаху, Его Книге, Его посланнику, а понимает это только обладающие основательными знаниями. Пример этому: То, что заблуждающийся воображает в понимании Слов Аллаха, связанных с Его качествами: «Его обе Руки простерты» (аль-Маъида: 64), что эти две руки подобны рукам творений.
Пример связанный с Книгой Аллаха - это измышление заблуждающегося, приписывающего противоречия Корану в Словах Аллаха: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (ан-Нисаъ: 79), а в другом аяте: «Если их постигает добро, они говорят: «Это - от Аллаха». Если же их постигает зло, они говорят: «Это - от тебя». Скажи: «Это все - от Аллаха» (ан-Нисаъ: 78).
Пример связанный с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, - это измышление относительно аята: «Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание раньше тебя. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе сомневающихся» (Йунус: 94), а явное понимание этого аята указывает на то, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сомневался в том, что ему ниспослал Аллах.
(Из книги "Усуль фит-тфсир", Ибн Усаймин)