Некоторые положения связанные с очищением землей (таяммум)
О том, что дозволено очиститься чистой землей при отсутствии воды или в случае, когда человек опасается заболеть или усугубить болезнь или умереть от использования воды при большом или малом омовении
Всевышний Аллах сказал: «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек во время нашего похода ударился о камень и разбил себе голову, затем у него во сне произошла поллюция, и он спросил своих спутников: “Могу ли я совершить очищение песком (таяммум)?” Они сказали: “Мы не находим для тебя исключений, поскольку ты сможешь искупаться водой”. Затем он искупался и умер. А когда мы вернулись к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказали ему об этом, он сказал: «Они убили его, да погубит их Аллах! Неужели они не могли спросить то, чего не знали! Ведь поистине, лекарством от незнания является вопрос!»” Абу Дауд 336, ад-Даракъутни 1/69. Имам Ибн ас-Саккан и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды во время похода Зат ас-Салясиль в холодную ночь у меня произошла поллюция. Я переживал, что если я искупаюсь, то погибну. Поэтому я совершил таяммум и сделал молитву со своими спутниками. Затем они рассказали об этом посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он мне сказал: «О ‘Амр, ты совершил молитву со своими спутниками, будучи оскверненным?» Тогда я рассказал ему о том, что произошло, и добавил: «Поистине, я слышал слова Аллаха: «И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден!» (ан-Ниса 4: 29). А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засмеялся и ничего не сказал”. Абу Дауд 334, ад-Даракъутни 693, аль-Байхакъи 1110. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Таким образом, тот, кто не может найти воду для совершения омовения, или кому ее использование может принести вред, как например, использование воды больным может осложнить его болезнь, либо оттянуть исцеление и т.п. Или же если вода очень холодная, а нагреть ее нет возможности, то по единогласному мнению, ему разрешается очиститься чистой землей, о чем передали имам ан-Науауи и аш-Шаукани. См. «аль-Маджму’» 2/300, «Найль аль-аутар» 1/301.
Однако факъих нашего столетия - шейх Ибн ‘Усаймин сделал важное замечание о том, что существует разница между неудобством и нанесением вреда здоровью из-за использования холодной воды, ибо простое неудобство от использования холодной воды не может быть законным основанием для очищения землей. См. «Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усаймин» 7/241.
Какой землей можно совершать таяммум?
Всевышний Аллах сказал: «…и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле (са‘ид) и оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).
Ученые разошлись относительно того, какой землей можно совершать таяммум. Однако использованное в аяте слово «са‘ид», служит для обозначения любого вида почвы и поэтому для очищения можно использовать чистую землю и любой чистый грунт, независимо от того, есть на нем песок или нет. См. «аль-Мисбах аль-мунир» 340, «Тафсир ат-Табари» 15/196.
Шейха Ибн ‘Усаймина спросили, о больном человеке, который не может найти землю, может ли он для очищения использовать стену, а также домашнюю мебель?
Шейх ответил: “Если стена построена из земли, будь это камень или глина, разрешено использовать ее для очищения. И если это стена покрыта деревом или краской, и на ней есть пыль, то ее также можно использовать для очищения, и в этом нет проблем. Это будет подобно тому, кто очищается землей, так как пыль является частью земли. А если на ней нет пыли, то она не является землей и нельзя использовать ее для очищения. А относительно мебели мы говорим: если на ней есть пыль, то используется для очищения, в противном случае нельзя, потому что она не является землей”. См. «Фатауа ат-тахара» стр. 240.
Такого же мнения были ученые ханафитского толка. См. «Бадаи’ ас-санаи’» 1/53.
Как правильно очищаться землей?
Обтирать землей следует только лицо и кисти рук до запястий, о чем свидетельствуют Коран и Сунна. Всевышний Аллах сказал: «…направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).
В этом аяте Аллах, упомянув руки, не сделал каких-либо дополнительных разъяснений, как это сделано при описании порядка совершения омовения: «умойте ваши лица и ваши руки до локтей», а при упоминании о руках без дополнительных разъяснений имеются в виду только кисти рук, доказательством этому служат слова Всевышнего: «Вору и воровке отсекайте руки» (аль-Маида 5: 38).
И все ученые единогласны во мнении о том, что отсекать руку за воровство следует именно до запястья.
И так, это священное откровение свидетельствует о том, что обтирать руки следует до запястий, и если бы была необходимость обтирать руки выше запястий, то Аллах разъяснил бы это. Также доказательством этому служат достоверные хадисы, в которых подробно описывается форма очищения землей.
Са‘ид ибн ‘Абдур-Рахман ибн Абза передал со слов своего отца: “Как-то раз к ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) явился какой-то человек, который сказал: “Поистине, я осквернился и не могу найти воды (для очищения)”. Услышав это, ‘Аммар ибн Ясир сказал ‘Умару ибн аль-Хаттабу: “Помнишь ли ты, как однажды, когда оба мы были в пути, ты не молился (из-за отсутствия воды), а я катался по песку, после чего совершал молитву? И я рассказал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха) который сказал: «Поистине, тебе достаточно было бы сделать так», а потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) легко ударил ладонями о землю, подул на них и протер себе лицо и кисти рук”. аль-Бухари 338.
В версии хадиса Муслима сказано: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил меня с неким поручением. Во сне у меня произошло семяизвержение. Я не нашел воду и начал валяться в песке, как это делают животные. Вернувшись к пророку (мир ему и благословение Аллаха), я рассказал ему об этом, и он сказал: «Достаточно было сделать руками вот так». Он один раз ударил ладонями о землю, затем потер левую ладонь о правую, после чего обтер тыльную сторону кистей и лицо”. Муслим 368.
Эти хадисы однозначно свидетельствуют о том, что при очищении землей следует всего один раз прикоснуться ладонями к земле, протереть ими лицо, а также тыльную и ладонную части кистей. Что же касается обтирания рук до локтей или до подмышек, то все предания на эту тему слабые. См. «Фатх аль-Бари» 1/530.
Также в этих хадисах указание на то, что прикасаться к земле для совершения таяммума следует всего один раз, после чего протереть и лицо и кисти рук.
А что касается хадиса: «Таяммум совершается двумя ударами о землю - один для лица и другой для рук до локтей» аль-Хаким 1/179, аль-Байхакъи 1/207, то этот хадис является слабым.
И нет ни одного достоверного хадиса, указывающего на то, что прикасаться к земле следует больше, чем один раз. См. “Сахих фикъху-Сунна” 1/203.
Что же касается произнесения слов «бисми-Ллях» в начале очищения землей, то нет на это никакого указания. См. «Ахкам ат-Тахара» 12/359-366, ад-Дыбьяна.
Что следует протирать первым при совершении таяммума - лицо или кисти рук?
Ученые разногласили относительно этого вопроса. Некоторые считали, что обязательным является соблюдение последовательности, начиная протирание с лица, а затем руки. Это мнение шафиитов и ханбалитов. См. “Мугъни аль-мухтадж” 1/99, “аль-Инсаф” 1/287.
При этом сторонники этого мнения опирались на то, что во всех хадисах о совершении таяммума пророком (мир ему и благословение Аллаха) упоминается протирание сначала лица, а затем рук. А что касается версии Муслима, в которой говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сначала протер кисти рук, а затем лицо, то это является ошибкой передатчика. Имам Ахмад сказал: “Версия Абу Му’ауии, переданная от аль-А’маша, что сначала пророк (мир ему и благословение Аллаха) протер кисти рук, а затем лицо, является ошибкой”. Ибн Раджаб в “Фатхуль-Бари” 2/292.
Другое мнение состоит в том, что последовательность не является обязательной при таяммуме, и нет разницы, с чего начинать протирание, с лица или рук. Это мнение ханафитов, маликитов и одно из мнений ханбалитов. См. “аль-Мабсут” 1/121, “Мауахиб аль-джалиль” 1/356, “Хуляса аль-фикъхия” 42.
Что же касается мнения о том, что сначала следует протирать кисти рук, а затем лицо, то оно передается от аль-А’маша. См. “аль-Мухалля” 1/379.
Приведя мнения всех сторон, шейх ад-Дыбьян выбрал то, что последовательность в таяммуме не является обязательной, так как на обязательность этого нет довода. А в основе вещь не является обязательной, кроме как при наличии указания на это. См. «Ахкам ат-Тахара» 12/356.
Однако все же лучше начитать протирание с лица, так как подобным образом человек избегает сомнительного, выходит из разногласий и не противоречит текстам аята и хадисов. А Аллах ведает обо всем лучше!