ФАТВА ШЕЙХА ИБН БАЗА (РАХИМАХУЛЛАХ) О ТЕАТРЕ И КИНО
Перевод Рината Абу Мухаммада
Вопрос к Шейху Ибн Базу: Во все времена есть подходящие средства или пути. Праведные предшественники (саляфун салихин) призывали через уроки и назидания. Но у нас есть новое средство, которое действует, а это - театральные сцены. При этом хорошие ребята играют в роли некоего грешника для назидания или же играют роль выпившего человека для назидания и поэтому я прошу вас побудить молодежь к ним (т.е театральным сценкам), потому что средства первых поколений не подходят для людей в наше время.
Ответ Шейха Ибн База:
Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Это страшная ложь! Что это за мерзкие слова!? Путь Посланника Аллаха, салляЛлаху алейхи уа саллям, и сподвижников и праведных предшественников не подходит в наше время? Не подходит ничего, кроме театральных сцен и лжи!? Прибегаю к Всевышнему Аллаху от беды! Поистине, ты сказал ложь, о тот, который спросил, чтобы оберег нас от этого.
Пророк, салляЛлаху алейхи уа саллям, его сподвижники не строили театральные сценки. Никто из них в сценках не играл, говоря «Я Абу Джахль», «а я отец такого-то», но они говорили «сказал Аллах», «сказал Посланник», говорили «бойтесь Аллаха, о люди!», «делайте так» говорили, «оставляйте это», говорили «это халяль», «это харам» - и все это то, что дает пользу людям. И, неужели, не является ничего более действующим то, что один пришел и сказал «Я Абу Ляхаб», «Я Абу Джахль», «Я Абу Бакр», «Я Умар» - что это за мерзкие и порицаемые слова? Прибегаю ко Всевышнему Аллаху. Все театральные сценки являются харамом (запретными), ложью, обманом и это не разрешено. Прошу Всевышнего Аллаха уберечь нас от этого, прибегаю к Аллаху, прошу Аллаха уберечь нас от этого!
«Воистину, вы говорите ужасные слова» (Коран, 17/40).
«Тяжки слова, выходящие из их ртов. Они говорят одну только ложь» (Коран, 18/5).
Спросили шейха Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана, который является членом Постоянного Комитета по фатва в Саудовской Аравии:
"Каков хукм театральных постановок которые называют "диния"(религиозные)и анашидов называемых "исламия"(исламские), которые используют некоторые молодые люди в летних лагерях?"
Ответ: "Я не считаю театр дозволенным, так как:
Первое: в нём лишь забава, пустое время провождение, баловство для присутствующих так как они смотрят на движения актёров и смеются ,и в большинстве своём основная цель их всего лишь увеселение и развлечение а так же забава для присутствующих. Это с одной стороны.
Второе: С другой же стороны то, что те, кого они изображают, являются из величайших людей в исламе, а так же возможно являются сподвижниками. Это считается их принижением, почуствовал ты это или нет. Например, юноша или ребёнок или человек с несоответствующей внешностью изображает учённого из числа исламских учённых, или сподвижника. Это не позволительно. С тем что в этом театре из унижения достоинства личности мусульманина внешним видом дурного человека или нечестивца.
И если кто-то придёт и начнёт изображать тебя и твою походку или будет изображать то, как ты разговариваешь, будешь ли ты этим доволен? Или ты посчитаешь это принижением твоего достоинства? И даже если изображающий стремится (по его мнению) к добру. Но ведь личности не довольны тем, что кто-то принижает их достоинства (т.е сподвижники были лучшими людьми Ислама и, играя их роли, мы унижаем их, так как мы не имеем того же положения перед Аллахом, как они - примечание)
И в третьих - и это самое опасное, то, что некоторые из них перевоплощаются в неверных, как Абу Джахль, Фараон, и других и произносит слова неверия, думая что этим самым он критикует его или желает этим объяснить какого было положение джахилии (невежества).Это является уподоблением им.В то время как пророк да благословит его Аллах запретил уподобление многобожникам и неверным.
И так же из неприятностей то, что этот путь в призыве не является путём пророка да благословит его Аллах и праведных предшественников, и не является путём мусульман.
Эти театры не были узнаны, кроме как из вне - т.е.от неверных, и незаметно проникли к нам под именем исламского призыва .И считать их из средств в призыве не правильно. Средства призыва, хвала Аллаху, установленные, и не нуждаются в этих путях. И призыв во все времена был успешный и без этих театров. И когда появился этот путь ничего не прибавил людям и не оставил никакого следа, что указывает на то что этот путь отрицателен и что в нём нет пользы и что в нём вред"
Это лишь некоторые слова Шейха Салиха ибн Фаузана о театре в книге "Аль-Аджуибату Аль-Муфида `Ан Асилати Аль-Манахидж Аль-Джадида", в этой книге также приведены слова Бакра Абу Зейда рахимахуЛлах из его книги "Тамсиль" (Уподобление) и слова шейхуль-ислама Ибн Теймии, и других учённых.
ВЫВОД: ПРИЧИНЫ ЗАПРЕТНОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ СЦЕН И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ:
1. Уподобление кафирам (неверным) в да’вате (религиозном призыве), что является тяжким грехом.
2. Бида’а (религиозное новшество) в да’вате (религиозном призыве), так как художественные постановки это метод призыва, а не средство.
3. Произношение лжи, когда кто-то говорит «Я дам тебе саадака», но в действительности этого не делает или говорит «Я Абу Бакр» и т.д.
4. Лицемерие, проявляющееся в виде показной игровой молитвы (салят, намаз) и мольбы (ду’а) и т.д.
5. Оскорбление праведных предшественников, представляясь их именами, так как мы, как минимум, ниже положением перед Аллахом в сравнении с ними.
6. Призыв к заблуждению, говоря о себе «Я Абу Джахиль», что равноценно сказать «Я кафир».
7. Музыкальное или песенное сопровождение.