Хадис о разводе по инициативе жены"Любая женщина, которая потребовала развод у мужа, не причинявшего ей вреда, не ощутит благоухания Рая!" Ахмад 5/277. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
То, что муж взял вторую жену - это не шариатская причина для требования развода, т.к многоженство для мужчины при условиях, дозволяющие ему это, - это лишь благо, а не вред.
Причиной для развода по инициативе жены может стать несправедливое отношение мужа: Му’ауия ибн Хайда рассказывал: "Однажды я спросил: “О посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?” Он сказал: “Ты должен кормить ее, если ешь сам, и одевать ее, если одеваешься сам, и не должен ни бить ее по лицу, ни говорить ей мерзких слов, ни отворачиваться от нее, если только это не происходит дома”. Абу Дауд. Хадис достоверный. См. "Сахих Ибн Маджах" 1500.
Выводы: Несправедливость к жене выражается в следующем:
1. Муж не способен обеспечивать: «А тот, у кого родился ребенок должен достойно обеспечить жену пропитанием и одеждой» (аль-Бакъара 2: 233). «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (ан-Ниса 4: 34). "Ты должен кормить ее, если ешь сам, и одевать ее, если одеваешься сам"
2. Насилие со стороны мужа: "не должен ни бить ее по лицу" "Если кто-либо из вас будет бить, то пусть остерегается бить по лицу!" Муслим № 2612.
Хафиз Ибн Хаджар говорил: "К запрету бить по лицу относится любое битье, будь это по причине наказания (хадд), назидания или же воспитания. Абу Дауд приводит хадис о женщине, которая совершила прелюбодеяние, и когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел закидать ее камнями, он сказал: "Забросайте ее, но остерегайтесь лица!" И если таково положение даже того, кому уготована смерть, то все иное относится к этому тем более!" См. "Фатхуль-Бари" 5/216.
Примечание:
«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них». (ан-Ниса 4: 34).
Муджахид говорил в отношении этого аята: "Бить, не причиняя увечий!" Абд ибн Хумайд. См. "Тасир ад-Дур аль-мансур" 4/401.
А Ибн Аббас в толковании этого аята сказал: "Речь идет о женщине, которая стала пренебрегать правами своего мужа и не повиноваться ему. Аллах повелел увещевать ее, напоминая об Аллахе и своем праве над ней. И если она не примет этого, то следует отстраняться от нее в постели и не разговаривать с ней, так как это для нее серьезный урок. И если не поможет и это, то тогда следует ее побить но так, чтобы не было увечий, не ломать ей ничего и не оставлять следов". ат-Табари 6/986, аль-Байхакъи 7/303.
Однако если жена понимает все прекрасно с первого раза и простого увещевания, то нельзя прибегать к оставлению совокупления с ней и тем более битью!
Ийяс ибн ‘Абдуллах рассказывал: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не бейте рабынь Аллаха!”, - а через некоторое время к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел ‘Умар и сказал: “Женщины слишком осмелели”, - и тогда пророк снова разрешил бить их. После этого многие женщины стали окружать жен посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), жалуясь на своих мужей, и тогда он сказал: “К женщинам из дома Мухаммада явилось множество женщин с жалобами на своих мужей, которые к лучшим из вас не относятся!” Абу Дауд 2/126. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5137.
3. Оскорбления со стороны мужа: "ни говорить ей мерзких слов"
4. Муж отворачивается от жены вне дома: "ни отворачиваться от нее, если только это не происходит дома"