Искупление за нарушение клятвы
Тот, кто не нуждается в еде, не является бедняком. И не обязательно бедняков звать к себе домой и готовить им еду, суть - накормить 10 бедняков средним из того, чем человек кормит свою семью. А кормление бедняков может быть двух вариантов:
1 - Раздать еду в виде половины са’ продуктов питания (примерно 1,5 кг.) каждому из десяти бедняков, будь рис и т.п., лучше всего распространенными продуктами питания твоей местности.
2 - Накормить готовой едой этих бедняков, не важно где и когда. Можно например отвести на рынок или еще куда, где в забегаловках продают скажем плов, заказать десять порций и раздать им. Добавишь хлеб, воду и т.п., будет вообще прекрасно. Подобное говорил шейх Ибн Усаймин в «Шархуль-мумти’» 15/160, только вместо полтора кг, он говорил кило.
Что касается замены кормления или надевания бедняков выплатой денег, то большинство ученых это запрещали, так как Аллах упомянул именно кормление или надевание, а не выплату денег! Об этом говорил имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 11/256.
Также нельзя кормить одного и того же бедняка десять раз, как говорил шейх Ибн Баз, поскольку Аллах упомянул 10 бедняков! Если нет возможности совершить один из трех видов искупления, упомянутых в Коране:
1. Дать свободу рабу;
2. Накормить десять бедняков;
3. Одеть десять бедняков;
То только тогда разрешается прибегать к трехдневному посту, ибо Аллах упомянул пост в виде исключения для того, кто не может сделать одно из трех перечисленных. А некоторые братья и сестры сразу же прибегают к посту, даже если у них есть возможность накормить десять бедняков.
И еще один важный момент.
Упомянутые виды искупления в аяте, касаются того, кто нарушил клятву, данную Аллахом, как например поклялся Аллахом сделать что-то в будущем и не сделал и т.п. А что касается того, кто изначально дал ложную клятву, т.е. поклялся Аллахом сознательно, зная, что он лжет, то по мнению большинства ученых у этой клятвы нет искупления (кафара), а есть только искреннее покаяние (тауба)!
Ложная клятва - это «ямин аль-гъамус», а слово “гъамус” образовано от глагола “гъамаса”, что означает «погружать». И ложная клятва Аллахом названа так по той причине, что она погружает человека, который ее дал в пучину греха, и ввергает его в Ад. См. “ан-Нихая” 3/724.
Но как бы то ни было, даже если взять мнение тех, кто считал, что подобную клятву также необходимо искупить, то это не означает, что Аллах простит это без покаяния! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упомянув о разногласии имамов по поводу искупления ложной клятвы, сказал: «Но они сошлись на том, что грех за это не спадает по причине искупления». См. «Маджму’уль-фатауа» 34/139.
Т.е. этот великий грех искупляет только искреннее покаяние!
Ибн Мас’уд говорил: «Мы причисляли к греху, у которого не было искупления (кафара) ложную клятву!» аль-Байхакъи 10/38. Иснад хороший.
Да упасет нас Аллах от этого тяжкого греха!
И в заключении, хвала Аллаху - Господу миров!
«Саляф - Форум»