Что такое сутра? Ответы шейха Усеймина
Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин
Вопрос 1: Что такое сутра?
Ответ: Нечто, используемое человеком, совершающим салят (в виде барьера, преграды) между собой и кем-либо, могущим пройти перед ним.
Вопрос 2: Каковы правила в отношении сутры?
Ответ: Она - обязательна, и кто бы ни игнорировал ее - совершает грех. Это опирается на высказывание Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кто-либо из вас желает совершить салят, то он должен совершить её к сутре (то есть сутра перед ним) и приблизиться к ней». (Абу Дауд и Ибн Маджа среди многих других)
И его высказывание: «Не совершайте салят, чтобы перед вами не было сутры». (Муслим)
И его высказывание: «Если кто-либо из вас желает совершить салят, то пусть он установит перед собой сутру и приблизится к ней, ибо, поистине, наущатель (шайтан) проходит перед ним». (Ибн Хузайма)
И его высказывание: «Пусть каждый из вас разместит нечто подобное (по высоте) верблюжьему седлу (перед собой), а затем совершает салят». (Ибн Джаруд)
Вопрос 3: Допустимо стоять вдали от неё (сутры)?
Ответ: Нет! И тот, кто встал дальше, чем на три локтя от неё - согрешил, и поставил свой салят в положение, когда его может испортить шайтан. Это очевидно из хадиса посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «И пусть он приблизится к ней и не позволит шайтану нарушить его молитву». (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Аль-Хаким и другие)
И хадис: «И пусть он приблизится к ней, ибо, поистине, шайтан проходит между ним и этим (сутра)». (Ибн Хиббан)
И хадис: «...и приблизится к ней, ибо, поистине, наущатель проходит перед ним». (Ибн Хузайма)
И хадис: «Между местом, на котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал салят, и стеной было расстояние пути одной овцы». (Аль-Бухари и Муслим)
И в другом хадисе упомянуто: «Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел в Каабу, он оставил промежуток в три локтя между собой и стеной, затем совершил салят». Аль-Бухари
Вопрос 4: Каков минимальный размер сутры?
Ответ: Это - высота одного локтя[1] выше плоскости молитвы, которая равна по высоте задней спинке седла верблюда. Что касается ширины, то какого-то установленного размера - нет. Поэтому можно использовать нечто даже столь же тонкое как стрела или копье. Однако, непозволительно брать сутру высотою меньше, чем высота тыльной стороны седла. С другой стороны, если невозможно найти нечто в качестве сутры, то можно использовать то, что доступно, невзирая на размер. Это проистекает из слов Корана в суре «Взаимное обманывание» аят 16: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей…»
И из хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если я приказывал вам сделать нечто, то делайте из этого настолько, насколько вы можете». (Муслим)
Пророк Мухаммад также сказал: «Если кто-либо из вас поместит перед собой нечто подобное (по высоте) спинке седла верблюда, затем совершит салят, то не беспокойтесь, что кто-либо пройдет перед этим (то есть перед сутрой)». (Муслим)
Пророка Мухаммада также спросили, во время похода Табук, относительно сутры человека, совершающего салят. Он сказал: «Подобно спинке седла верблюда». (Муслим)
Он также сказал: «Если перед вами есть нечто подобное спинке седла верблюда, то, кто бы ни проходит перед вами - не повредит вам (то есть - не нарушит ваш салят)». (Ибн Абу Шайба, Абду-ар-Раззак и другие)
…И другие хадисы, некоторые из которых будут упомянуты ниже.
Кроме того, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда совершал салят с копьем, или, в других случаях, перед ним была стрела. (Как передано Муслимом). Поэтому ширина сутры - не устанавливается, как мы упоминали выше.
Вопрос 5: Освобождается ли кто-либо от размещения сутры перед собой при совершении молитвы?
Ответ: Да, только тот, кто совершает салят позади имама. Мы устанавливаем это из того факта, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), когда он возглавлял молитву, размещал перед собой сутру и никто из молившихся позади него не делал этого. (Как упомянуто во множестве хадисов у Аль-Бухари и Муслима)
Вопрос 6: Каковы различные типы сутры?
Ответ: Все, что достигает в высоте локтя (Локоть - примерно 40 см.). Как это следует из высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «…подобно (по высоте) спинке седла…».
Также было достоверно передано в отношении Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он совершал молитву, имея перед собой стену, копье, стрелу, верблюда, дерево, постель с женой, спящей на ней, и стену комнаты.
Однако, недопустимо совершать салят, имея перед собой могилу. Как это следует из хадиса, в котором пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег от подобных действий. Он сказал: «Не совершайте салят перед могилами и не сидите на них». (Муслим)
Кроме того, нежелательно совершать молитву перед тем, что отвлекает. Потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Айше: «Убери свою занавеску! Ибо, поистине, ее изображения стоят передо мною во время молитвы». (Аль-Бухари)
Вопрос 7: Является ли сутра предписанной в Мекке, или нет?
Ответ: Сутра - предписана (ваджиб) в Мекке, также как и в другом месте. Нет никакого доказательства, указывающего на какое-либо различие между Меккой и другими местами (в этом вопросе). Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разместил копье перед собой в долине Мекки и затем совершил полуденную и послеполуденные молитвы, когда же он вступил в Каабу, то также использовал её стену, как сутру. Когда он совершал обход (таваф) вокруг Каабы, он встал позади Макам Ибрахим (место стояния Ибрахима), затем совершил молитву. Также этого придерживались сподвижники после него.
Вопрос 8: Каково решение в отношении того, кто проходит перед человеком, совершающим молитву?
Ответ: Прохождение перед человеком, совершающим молитву - из великих грехов, которые влекут за собой наказание Ада. Это суждение применяется, если человек проходит между сутрой и молящимся, или ближе, чем три локтя к тому, кто не имеет сутры перед собой. Поскольку три локтя - наибольшее расстояние, на которое можно отдаляться от сутры. Доказательство, поддерживающее это - хадис посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал степень греха, который он совершил, то он предпочел бы ждать сорок (дней, месяцев или лет), чем пройти перед ним». (Аль-Бухари)
Вопрос 9: Имеются ли исключения из этого суждения?
Ответ: Да, освобождается человек, проходящий сквозь ряды во время коллективной молитвы. Поскольку было передано, что Ибн ‘Аббас сказал: «Фадль и я ехали на ослице, в то время как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был в ‘Арафа. Мы прошли перед некоторыми из рядов, затем мы спешились и оставили ослицу пастись. Затем мы вступили (в молитву) с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и посланник Аллаха не сказал нам ничего (в отношении этого)». (Аль-Бухари, Муслим, Аль-Хумайди)
И в другой версии сообщается, ослица прошла перед частью первого ряда. Абдулла ибн ‘Амр сказал: «Мы отдыхали с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на склоне горы. Подошло время молитвы. Он совершил молитву, стоя перед стеной в направлении Киблы, и мы были позади него. Затем пришло животное и попыталось пройти перед ним. Он удерживал его, пока он не прижался животом к стене, и животное прошло позади него». (Ахмад, Абу Дауд)
Вопрос 10: Что должен делать человек, совершающий молитву, если кто-то попытается пройти перед ним?
Ответ: Если кто-либо попытается пройти перед молящимся, то последний должен удержать первого от этого. Если он будет настойчив, то оттолкните его, а если он будет упорствовать, то бейтесь с ним, не используя оружия. Если, в результате столкновения с ним для удержания его от прохождения, он умрет, то нет греха на том, кто причинил ему смерть, и ни наказания, ни платы за крови, ни искупления не требуется от него. Вне зависимости от того, молился человек с сутрой, или без. Если они препираются друг с другом, вопрос принимается судом. Потому что человек (преднамеренно) проходящий перед молящимся - одержим злом. Доказательством в поддержку этого, является хадис посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-либо из вас совершает молитву, то пусть не позволяет никому проходить перед собой. А если кто-то настаивает (чтобы пройти), тогда сражайтесь с ним, ибо, поистине, он одержимый (шайтаном)». (Муслим)
Абу Салих сказал: «Я видел Абу Саида Аль-Худри, в день джум’а, совершающим молитву, позади чего-то, что он использовал как сутру. Юноша из племени бани Абу Му’айт хотел пройти перед ним, и Абу Саид толкнул его в грудь. Юноша посмотрел вокруг и не увидел другого места, чтобы пройти, кроме как перед Абу Саидом. Поэтому он снова попытался пройти. Абу Саид, на сей раз, толкнул его сильнее. Юноша обругал Абу Саида и пошёл к Марвану, чтобы подать жалобу на Абу Саида. Тогда Абу Саид пошел за ним. Когда он вошел, Марван спросил его: «Что ты имеешь с сыном твоего брата, о, Абу Саид?» Абу Саид сказал: «Я слышал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас совершает молитву, с сутрой, преграждающей вас от людей, и кто-то попытается пройти перед вами, то сражайтесь с ним, ибо, поистине, он - зло (шайтана)». (Аль-Бухари)
В другой версии сказано: «…оттолкните его в шею».
И в другом повествовании сказано: «…попытайтесь остановить его дважды и, если он отказывается, тогда сражайтесь с ним». И в другой версии, добавляется: «…поистине, вы бьете шайтана». (Ибн Хузайма)
И передается много других повествований, в которых действие этого правила не обуславливается наличием сутры.
И в другой версии сказано: «…поистине, с ним - шайтан».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также оттолкнул шайтана, когда тот хотел пройти перед ним в молитве. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также отталкивал животное, когда-то собиралось пройти перед ним, как мы упоминали выше. Поэтому человек, совершающий молитву, не должен позволять кому-либо пройти перед ним, будь это большое или малое, человек или иное. Даже если, это означает, что он должен сдвинуться с места, пока его живот не прижмется к сутре, как это достоверно передано о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), как уже упоминалось.
Нет никакой разницы между Меккой и любым иным местом, когда приходится удерживать кого-то от прохождения перед собой. Ибн ‘Умар совершал молитву в Каабе и никогда не позволял никому проходить перед ним. Что касается того, кто проходит между рядами во время коллективной молитвы, то он - освобожден от того, что мы ранее упоминали (то есть, проход человека перед рядами во время коллективной молитвы не является незаконным).
Вопрос 11: Почему того, кто пытается пройти перед молящимся надо отталкивать и сражаться с ним?
Ответ: Тот, кто пытается пройти - должен быть остановлен и с ним надо сражаться, потому что он уменьшает благословение молитвы. Иногда, он даже уничтожает его полностью. Ибн Мас’уд сказал: «Тот из вас, кто может совершить молитву без того, чтобы кто-либо прошел перед ним, пусть делает так. Ибо, поистине, человек, проходящий перед молящимся, получает меньше благословения, чем тот, перед кем он прошел». (Абду-ар-Раззак, Ибн Абу Шайба)
Это также выделяется в хадисе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он сказал: «Если перед вами есть нечто подобное спинке седла верблюда, то, кто бы ни проходит перед вами - не повредит вам (то есть - не нарушит вашу молитву)».
Кроме того, отталкивание человека, пытающегося пройти - есть действие по предписыванию благого и удержанию от зла. Потому что, если бы он прошел, то впал бы в тяжкий грех. Поэтому необходимо удержать его от этого.
Вопрос 12: Вы сказали, что прохождение перед молящимся, иногда нарушает молитву. Что именно нарушает молитву?
Ответ: Среди вещей, которые нарушают молитву своим прохождением:
1. шайтан
2. черная собака
3. осел
4. половозрелая женщина
Это устанавливается в хадисе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о сутре, в котором он сказал: «И пусть он приблизится к ней и не позволит шайтану нарушить его молитву».
И другой хадис, в котором он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, злонамеренный джинн набросился на меня вчера вечером, пытаясь нарушить мою молитву». (Муслим)
В другой версии сказано: «Поистине, шайтан хотел пройти передо мной, поэтому я душил его, пока не почувствовал прохладу его языка на своей руке». (Ахмад)
Поэтому удерживание шайтана от нарушения молитвы совершается посредством приближения к сутре, как упоминалось в предыдущих хадисах.
Удерживание иного, помимо шайтана, достигается отталкиванием или установлением перед собой сутры, тех типов, которые упомянуты выше. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина, осел и собака, нарушают молитву (если проходят перед молящимся) и это предотвращается (размещением) чего-то подобного спинке верблюжьего седла (перед собой)». (Муслим)
Он также сказал: «Молитва нарушается (прохождением) черной собаки или женщиной с месячными (то есть достигшей половой зрелости)». (Ахмад и Абу Дауд)
Было передано Абдуллой ибн Самит, что Абу Зарр сообщил, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас желает совершить молитву, он поистине огражден, когда имеет перед собой нечто размера спинки верблюжьего седла, тогда (прохождение) осла, женщины или черной собаки не может нарушить его молитву».
Я сказал: «О, Абу Зарр! Что с черной собакой, в противоположность красной или желтой собаке?» Он сказал: «О, сын моего брата! Я спросил у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) то же самое, что ты спрашиваешь у меня, и он сказал: «Черная собака - шайтан». (Муслим)
И в другой версии сказано: «Молитва должна быть повторена из-за прохождения осла, женщины или черной собаки». (Ибн Хузайма)
Однако это правило не применяется, если то, о чем упомянуто выше, находится перед молящимся, но не проходит перед ним. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву, а перед ним была постель и Айша находилась на ней. Кроме того, Маймуна, жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказала: «Пророк молился, в то время как я спала около него во время моих периодов (месячных) и в поклоне, его одеяние касалось меня». Аль-Бухари
Вопрос 13: Допустимо прикоснуться, или отодвинуть жену во время поклона, чтобы совершить его должным образом?
Ответ: Да. Это следует из хадиса, переданного Айшей: «Нехорошо, что люди сделали нас (женщин) подобными собакам и ослам. Воистину, я видела Посланника Аллаха молящимся, в то время как я лежала между ним и Киблой, и когда он хотел пасть ниц, он толкнул мои ноги, и я подобрала их». (Аль-Бухари) См. также хадис из вопроса 12.
Вопрос 14: Есть ли какая-либо разница между мужчиной и женщиной (относительно того, что упоминалось здесь)?
Ответ: Нет никакого различия между мужчиной и женщиной, относительно всего того, что мы упоминали здесь. (Таким образом, предыдущие правила относятся ко всем). Мы получаем это положение из-за отсутствия доказательства противоположного.
[1] Локоть - примерно 40 см.