3. Сомнения противной стороны и ответ на них
Для утверждения своей позиции представители различных суфийских тарикатов пытаются приводить «сильные», на их взгляд, доводы, закрывая глаза на ясные, однозначные аяты и хадисы, которые были приведены выше. Знай же, брат мой, что это путь нововведенцев всех времен - закрывать глаза и не замечать ясные, понятные контексты, и пытаться найти в контекстах шариата хоть что-нибудь, что хотя бы отдаленно будет указывать на правильность их ложных высказываний. Давайте же рассмотрим их сомнения.
1. Анас ибн Малик рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, когда раба Аллаха ложат в могилу и удаляются от него его друзья и он слышит топот их сандалий, приходят к нему два ангела...». Бухари 1/462-463; Муслим 4/2200-2201
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что похороненный слышит стук сандалей уходящих от него людей, соответственно мертвые слышат.
1. Этот же момент разъясняется в хадисе, который приводит имам Ахмад и Абу Дауд от Бара ибн ‘Азиба. В этом хадисе приходит очень важный отрывок: «И тогда возвращается душа в его тело и приходят к нему два ангела...». Из этого отрывка понимается, что в тело захороненного возвращается душа и он уже не входит в число мертвых, и душа в его теле находится до тех пор, пока он не ответит на вопросы этих ангелов. Поэтому этот хадис никоим образом не является доводом в пользу того, что мертвые слышат, наоборот, оговорка о том, что для ответа на вопросы ангелов ему возвращается душа, говорит о том, что если бы душа не была возвращена в его тело, то он не мог бы слышать вопросов ангелов и не мог бы ответить на них.
2. Один из ханафитских ученых ‘Абдуссалям ар-Рустами ответил на этот хадис следующим: «В этом хадисе указание лишь на то, что захороненный слышит топот сандалий. В этом хадисе нет указания на то, что он слышит обращения к нему людей или понимает эти их обращения. Это подобно тому, кто находится под крышей и слышит топот обуви того, кто идет по крыше, но не слышит и не понимает его слов». См. «ат-Тибьян» с. 140.
3. Также удивление вызывает то, как эти суфии-кубуриты, которые в большинстве своем являются аш’аритами и матуридитами приводят в довод этот хадис. Ведь их убеждения состоят в том, что хадис, который не достиг уровня мутауатир, не может служить доводом в идеологических вопросах, не говоря уже о том случае, когда внешний вывод этого хадиса противоречит явным, многочисленным аятам Корана. Так что же заставило их схватиться за этот хадис и вдруг «позабыть» свои основы?!
Как бы то ни было, этот хадис не противоречит Корану и нет в нем довода на то, что мертвые слышат.
А вся хвала принадлежит одному Аллаху.
2. Абу Хурайра рассказывал, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) возвращался с битвы при Ухуде, он встал над могилой Мус’аба ибн ‘Умейра и других сподвижников и сказал: «Я свидетельствую, что они живы у Аллаха Всевышнего, посещайте же их и приветствуйте их миром. Клянусь Тем, в чьей Длани моя душа, кто бы не поприветствовал их миром, они непременно будут отвечать ему до самого Судного Дня».
Этот хадис недостоверен, о чем говорили имамы аз-Захаби, Ибн Раджаб и др. Более того, имам аз-Захаби даже назвал его ложным, хотя слабость этого хадиса и не достигает этого уровня. См. «ад-Да’ифа» 5225.
3. Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы ни проходил мимо могилы верующего, которого он знал при жизни и поприветствовал его миром, этот умерший узнает его и ответит ему миром».
Этот хадис по силе не выше предыдущего, в его иснаде ‘Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям - очень слабый передатчик. Хафиз аль-Хаким сказал о нем в «Мадхале» (1/180), что он выдумывал хадисы и передавал их от своего отца. Поэтому сказал имам Ибн Раджаб: «Хадис слабый, более того, отвергаемый». Хадисы подобного уровня слабости не годятся для приведения в довод.
4. Зейд ибн Аслям рассказывал: «Однажды, Абу Хурайра проходил со своим другом мимо могилы и сказал: «Поприветствуй его». Его друг ответил: «Приветствовать миром могилу?» Тогда Абу Хурайра сказал: «Если этот человек видел тебя в этом мире хотя бы раз, то непременно узнает тебя сейчас». Абдурраззак в «Мусаннафе» 6723
Этот хадис гораздо слабее двух предыдущих, потому что этот хадис не просто слабый, но ложный, так как в его цепочке Яхья ибн аль-‘Аля - выдумщик хадисов.
5. Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы не поприветствовал меня миром, Аллах непременно вернет мою душу в тело и я отвечу ему». Абу Дауд 1/319; Бейхаки 5/245; Ахмад 2/227; Табарани в «аль-Аусат» 449; см. «ас-Сахиха» 2266
В этом хадисе нет довода на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) слышит приветствия тех, кто его приветствует, но Всевышний возвращает ему дух и дает возможность пророку (мир ему и благословение Аллаха) ответить на приветствие. Исходя из этого хадиса понимается, что дух пророка (мир ему и благословение Аллаха) у Аллаха, а не в его теле, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не слышит речи людей и не способен им помочь. Все что есть, это то, что ему возвращается дух и он отвечает на приветствие. Как это происходит - неизвестно, так как мир этот - скрытый.
Еще одним доказательством того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не слышит тех, кто его приветствует и просит за него благословения, является хадис, который рассказывал Абу Хурайра: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превращайте мою могилу в место постоянных собраний, но просите за меня благословения, поистине, ваши благословения будут донесены до меня где бы вы ни были». Абу Дауд 2042; Ахмад 2/367
Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «будут донесены до меня» явно указывают на то, что сам он этих благословений не слышит.
А что же касается хадиса: «Кто попросит за меня благословения у моей могилы, я услышу его, а кто попросит благословения издали, до меня его донесут», то этот хадис ложный.
В его иснаде Мухаммад ибн Маруан ас-Судди - был лжецом и выдумывал хадисы. Поэтому имам Ибн аль-Джаузи привел этот хадис в своем сборнике ложных хадисов «аль-Мауду’ат» (1/302-303).
Также смотри «ад-Да’ифа» № 203.
6. Если мертвые не слышат, тогда зачем приветствовать их при посещении могилы?!
Приветствие умерших во время посещения могил словами: «Мир вам, о, верующие обитатели этих мест», совершается не потому что мертвые слышат эти приветствия, но это мольба за них о мире и прощении.
Таким образом, мы привели сомнения суфиев-кубуритов, которыми они пытаются доказать столь важный идеологический вопрос.
Здесь же необходимо отметить, что их убеждения о том, что мертвые слышат, является одним из самых главных столпов их идеологии, на которой они строят все свои последующие действия, как просьба у мертвых, поклонение им, проявление почитания их могил и т.п. Они считают, что вся религия в этом и заключается и не могут представить религию, не связанную с могилами. Мы же спросим их: если вопрос слуха умерших столь важен в религии, тогда почему же нет ни одного аята во всем Коране, подтверждающего то, что они слышат, также, как нет ни одного достоверного, неоспоримого, явного хадиса об этом?! Ведь если бы это было столь важно, и это было бы основой религии, священные контексты были бы переполнены доказательством этого. Это потому что чем более важен вопрос, тем более подробно он освящается в контекстах. Поэтому мы видим сотни и тысячи хадисов об омовении, намазе, хадже, уразе и т.д.
Сказал ханафитский имам Ибн Абиль-‘Изз: «Поэтому, чем нужда людей в понимании того или иного вопроса больше, тем контексты относительно этого вопроса явнее, как милость от Аллаха к Своим творениям». См. «Шарх ‘Акыда Тахауия» с. 93.
4. Представители остальных мазхабов поддерживают мнение ханафитов о том, что мертвые не слышат
После того, как мы выяснили, что ученые и имамы ханафитского мазхаба однозначно высказываются о том, что мертвые не слышат, необходимо привести также имена представителей иных мазхабов, чтобы читатель убедился, что это мнение не ограничено лишь на ханафитах. Но, исходя из того, что приведение высказываний этих ученых слишком удлинит итак затянувшуюся главу, ограничимся лишь приведением их имен и указанием источников, в которых можно найти их слова и высказывания.
Итак, мнение о том, что мертвые не слышат высказали также:
1. Абуль-Уалид Сулейман аль-Бажи (474 г/х). См. «аль-Мунтака» 1/69.
2. Мухаммад ибн ‘Али аль-Мазири (536 г/х). См. «аль-Му’лим фи шарх Муслим» 17/206.
3. Абуль-Фадль Кады ‘Ияд (544 г/х). См. «Шарх Зуркани ‘аля Муатта Малик» 1/63.
Все они одни из самых великих имамов маликитского мазхаба.
4. Кады Абу Я’ля (458 г/х). См. «аль-Джами’ аль-Кабир».
5. Ибн Раджаб аль-Ханбали (795 г/х). См. «аль-Ахуаль уль-Кубур»
6. Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини (1188 г/х). См. «аль-Бахр аз-Зажира».
Все они одни из самых великих имамов ханбалитского мазхаба.
7. Аль-Хусейн ибн Мухаммад ат-Тыби (743 г/х). См. «аль-Мафатих фи хиллиль-Масабих».
8. Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни (852 г/х). См. «Фатх уль-Бари» 3/182.
9. ‘Абдуррауф аль-Мунауи (1031 г/х). См. «Файд уль-Кадир».
Все они одни из самых великих имамов шафиитского мазхаба.
Я привел имена этих имамов не потому что кроме них никто не поддерживал этого мнения, а просто потому что они одни из самых великих имамов своих мазхабов.