قال: أظنه يحاول التخلص من الفتاوى التي لا تتلاءم مع أذواق بعض الناس.

May 17, 2011 21:52


عضو هيئة كبار العلماء الشيخ صالح الفوزان يرد على حديث الكاتب السعودي فهد الأحمدي عن "الفتاوي التي تجاوزها الزمن" ويذكره بأوامر الملك
Член Комитета старейших учёных шейх Солих Фаузан ответил на высказывание саудовского писателя Фахда Ахмади относительно того, что "фетвы устарели со временем"
и напомнил ему о приказаниях Короля

Член Комитета Старейших учёных шейх Солих Фаузан ответил на высказывание саудовского писателя в газете "Эр-Рияд" Фахда Умара Ахмади относительно того, что "фетвы устарели со временем"  и потребовал от автора  и от прочих, подобных ему,  помнить о том, что область эта предназначена для тех, кто имеет специальные познания в ней и недопустимо вхождение в неё тех, кто плохо ориентируется в ней. Также шейх сказал: "Напоминаю Вам о приказе Хранителя Двух Святынь о запрете вмешательства в основы Шариата, уважении к знанию и учёным, и ответственности для тех, кто не следует этому".
Шейх Фаузан попросил Ахмади привести пример, подтверждающий его претензии, адресованные к шейхам ибн Баазу и ибн Усеймину относительно некоторых  из их фетв. Шейх Фаузан указал, что думает, что писатель Ахмади пытается в своей статье избавится от фетв, не соответствующих вкусам некоторых людей. И подтверждением являются слова Ахмади в завершении статьи: "По моим  суждениям, фетвы отражают потребности людей. Фетвы налагаются на основополагающие решения и облекают их Шариатской  легитимностью или подтверждением".
Общественное новостное агентство Саудии публикует статью Ахмади с последующим письменным ответом шейха Солиха Фаузана так, как они представлены в первоисточнике:


Первое: статья Фахда Умара Ахмади
Почему устарели некоторые фетвы?

Если кто  либо из нас вспомнит о  оставшемся позади, то он вспомнит о устаревших запретах (запрещающих фетвах)...
Время делает устаревшей каждую из фетв, и это относится к её доводам, которые становятся неубедительными и отвергаемыми, и отстранённости фетвы от текущего момента (это есть из числа священных истин, остающихся священными  навсегда).
Например в наши дни мы уже не слышим тех, кто запрещал радио, телевидение,  фотографию, интернет, спутниковые каналы и мобильную связь с видеоизображением.

Это само по себе доказывает, что прогресс мысли и социальный прогресс, и даже прогресс технологий, способствует удалению слабых и уязвимых фетв, привязанных к конкретному отрезку времени без всякой необходимости поднимать вселенский переполох или совершать резкие и скоропалительные ответные действия.
В противоположность этим фетвам (надуманным) существуют настоящие фетвы, не ослабляемые с течением времени, опирающиеся на тексты с очевидным смыслом и откровения, подкрепленные единым мнением учёных, не допускающие интерпретирования и выдержавшие испытание временем. В качестве примера можно привести запреты, опирающиеся на Шариатские положения, не допускающие интерпретирования (например запрет ростовщичества, опьяняющего, азартных игр, поедания мертвечины и свинины). Разве эти положения изменились или дезактуализировались после кончины нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует? Разве есть разногласия учёных или масхабов относительно них? Разве изменил их интеллектуальный или социальный прогресс, или политическая система?
Проблема, с которой мы сталкиваемся в настоящее время - это слабые и ненадёжные фетвы, появляющиеся и исчезающие с беспримерной скоростью (я обращусь к некоторым из них в следующей статье).
Так можно вспомнить звучавшие всего несколько лет назад фетвы о запрете ношения брюк и  использования  телевидения, изучения английского языка, и Иблисе, ездящем на осле. Но время стёрло эти фетвы (а некоторое из ранее запрещаемого стало допустимым и похвальным). Однако сейчас на их место пришли современные фетвы - фетвы "Модерн", ещё более слабые и более опасные своими запретами, например запрет  женитьбы на женщинах, имеющих специальность шофёра, запрет женщинам на пользование интернетом "кроме как в присутствии махрама, осознавая склонность женщин к блуду и порицаемому".
И мнение, которое мы слышим о этих фетвах - это то, что они несут в себе то, что в последствии уничтожит их. Они не включают в себя ничего из Шариатских основ, а лишь суждения и умозаключения, соотнесённое с общественным мнением. В них нет подлинных элементов (Шариатской фетвы), есть лишь смесь мыслей, взглядов, личностных суждений, которые легко выходят из пределов норм Шариата и фикха - как-то поиск оправданий и введение упредительных мер, отказ от уподобления неверующим, удаление от сомнительного и т.д.
Но между тем нам всем нужно осознать различие между "Шариатом" и "Фикхом", ибо отсутствие дифференциации между ними отдаляет нас от истины.
Шариат окончательно сформировался в своих источниках после смерти нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и не правомочен никто запрещать что либо, не упомянутое в Благородном Коране и сунне (рекомендуется перечитать это предложение 10 раз).
Относительно фикха - то это мысленная работа  по выведению из текстов законодательных положений и практическому их применению. По причине этого и есть различие между сущностью фикха и факихами, и надлежит факихам принять своё предназначение с открытой грудью, равно как и Шариат требует веры и покорности следующих ему.
И не менее важно - это различие мнений относительно фикха. Это касается дезактуализации некоторых фетв, и их авторов, и того, что   время избирает наиболее весомые и достойные из них. Известные учёные, и среди них шейхи ибн Бааз и ибн Усеймин, да будет Аллах милостив к ним, отвергли или дополнили некоторые из своих старых фетв, проявив редкое в наши дни мужество. Подобно тому, как в прошлые века Анас ибн Малик относительно своих старых фетв сказал слова, ставшие правилом фикха ("всё взятое от  него вернётся к лежащему в этой могиле").
И невзирая на то, что некоторые неубедительные фетвы ещё действуют в наши дни и имеют социальную поддержку,  они не будут иметь её в воззрениях будущих поколений (и Вы сможете сами увидеть это, если Аллах продлит Ваши дни ещё на 20 лет).
Долговечность, устойчивость и востребованность, как мы упоминали ранее, и отсутствие чего-либо не содержащегося в источниках Шариата и наличие положения,  нетерпящего интерпретационного толкования, основанного на том что говорил или делал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, - долговечно, а то, что основано на личном мнении или суждении, исчезает и дезактуализируется, даже если и применяется какое-то время.
По моим  суждениям, фетвы отражают потребности людей. Фетвы налагаются на основополагающие  тенденции и облекают их Шариатской  легитимностью или подтверждением.

Второе: ответ шейха Солиха Фаузана
Достоверные фетвы не устаревают

Газета "Эр-Рияд" в своём номере, вышедшем в понедельник 06.06.1432 г. Хиджры, опубликовала статью автора Фахда бен Умара аль-Ахмади, озаглавленную "Почему устарели некоторые фетвы". Таким образом, по мнению автора, фетвы выполняют свою роль вне зависимости от Книги Аллаха и сунны, и вне зависимости от причины, по которой фетвы были даны, и  автор не знает что фетва есть Шариатское суждение, основанное на доводах,  путём  приложения которых является принятие или отвержение чего-либо. Автор видимо не знает, что фетвы давали сахабы и табиины в интересах последующих поколений, и в научной литературе сохранены эти знания о принятии или же отвергании чего-либо. Слова же о том, что фетвы не включают в себя положений Шариатского закона, могут исходить лишь о того, кто не сведущ в этом законе. Ибо тот, кто не имеет знаний, не может и давать фетв.
Автор говорит: "в наши дни мы уже не слышим тех, кто запрещал радио, телевидение,  фотографию, интернет, спутниковые каналы и мобильную связь с видеоизображением."
Ответ: Во-первых, что касается изображения одушевлённых существ. то это является запретным, что следует из достоверной сунны, где провозглашается проклятие и суровое наказание в Судный День для создающих изображения, и каждый создававший изображения будет терзаем тем, чей облик он создал, и создавшему будет  сказано: "Оживи то, что ты создал!", и это будет невозможным для него. И учёные никогда не объявят дозволенным то, что запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно изображений, за исключением тех из них, в которых есть насущная необходимость. Сказал Всевышний Аллах:"в то время как Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому"  (сура "Скот", 6:119).
Второе: относительно "радио, телевидения, спутниковых каналов и мобильной связи с видеоизображением", то как я уже говорил, все эти вещи есть ничто иное, как просто инструменты. И то что они есть у нас сейчас - есть благо, и та выгода, которую можно получить от их использования - есть благо. Но и всё дурное, что может исходить от них, и то что запретно для взора, не делает запретными для использования сами эти инструменты.
Третье: Молчание учёных не является, вопреки мнению автора, знаком отступления их от данных ранее фетв, и после приведения ими доводов в своих книгах. Учёные и в настоящее время запрещают то, что ведёт к ведёт к злу и упоминают об этом в своих трудах. Но автор по всей вероятности их либо не слышал, либо не читал, но и это не даёт ему право судить о других. Затем автор говорит: "можно вспомнить звучавшие всего несколько лет назад фетвы о запрете ношения брюк и  использования  телевидения, изучения английского языка, и Иблисе, ездящем на осле. Но время стёрло эти фетвы (а некоторое из ранее запрещаемого стало допустимым)...запрет  женитьбы на женщинах, имеющих специальность шофёра, запрет женщинам на пользование интернетом "кроме как в присутствии махрама, осознавая склонность женщин к блуду и порицаемому".
Ответ: о том, что сказано автором относительно того, что представляют из себя эти фетвы и их источники - есть ничто иное как некий поток из букв и слов, и то, что говорится автором относительно учёных - совершенно неприемлемо. И затем говорит автор,  описывая  эти фетвы, что они есть "суждения и умозаключения, соотнесённое с общественным мнением. В них нет подлинных элементов (Шариатской фетвы), есть лишь смесь мыслей, взглядов, личностных суждений, которые легко выходят из пределов норм Шариата и фикха - как-то поиск оправданий и введение упредительных мер, отказ от уподобления неверующим, удаление от сомнительного и т.д.". Мы предложим  автору обратить свой мысленный взор к Книге Аллаха и сунне, и обратится к тому, что упоминал относительно этого имам ибн аль-Кайим в своей книге "Помощь ошибающимся  и очевидное знание", где ибн аль-Кайим, да смилуется над ним Аллах упоминает о девяносто девяти правилах   фикха с доказательствами из сунны. И одно из них - упреждение, что есть правило, взятое из сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует "Предпочитай несомненное тому, что вызывает сомнения", и его слов: "Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям".
Относительно запрета уподобляться неверующим, то он исходит от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: "Тот, кто уподобляется неким людям, тот - из их числа", и сказавшего также " Не из нас тот, кто уподобляется не нам". И это положение является одной из основ, и используется как аргумент, но никоем образом не являются , как сказал автор, "смесью мыслей, взглядов, личностных суждений, которые легко выходят из пределов норм Шариата и фикха", напротив это - один из Шариатских доводов.
Далее автор говорит: "Но между тем нам всем нужно осознать различие между "Шариатом" и "Фикхом", ибо отсутствие дифференциации между ними отдаляет нас от истины. Шариат окончательно сформировался в своих источниках после смерти нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и не правомочен никто запрещать что либо, не упомянутое в Благородном Коране и сунне."
Относительно фикха - то это мысленная работа  по выведению из текстов законодательных положений и практическому их применению.
Я же говорю: Фикх, так, как он определён в его основах (имеется ввиду наука "усуль-аль-Фикх) не меняется с течением времени, как это представляется журналистам. И учёные говорят: Фикх происходит из основ Шариата, и базируется на веских доводах, но никак не  есть продукт работы мысли, как высказался автор, наоборот, сам вывод положений фикха  базируется на знании его Шариатских основ.
Относительно фикха - само слово это означает понимание Книги Аллаха, которое он дарует тому, кому он желает благо. Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Кому Аллах желает блага, того он делает сведущим в религии". Фикх не равнозначен Шариату, фикх - это понимание доводов, на которых базируется Шариат.
Затем автор говорит: "И не менее важно - это различие мнений относительно фикха. Это касается дезактуализации некоторых фетв, и их авторов, и того, что   время избирает наиболее весомые и достойные из них. Известные учёные, и среди них шейхи ибн Бааз и ибн Усеймин, да будет Аллах милостив к ним, отвергли или дополнили некоторые из своих старых фетв, проявив редкое в наши дни мужество. " и далее то, что было им сказано в конце.
Мы же говорим ему: относительно его слов о том, дезактуализируются некоторые фетвы и их авторы, и время избирает наиболее весомые и достойные из них, мы  скажем ему, что не отвергаются фетвы, данные в прошлые времена, наоборот мы возвращаемся к ним и рассматриваем их доводы, извлекаем из них пользы, тщательно изучаем указанное в них, подобно тому, как Умар, да будет Аллах доволен им, повторно возвращался к рассмотрению вопросов, которых он касался в фетвах, так и мы ещё и ещё раз пересматриваем решённое нами ранее. но фетвы никак не дезактуализируются, как сказал автор, в то время как его слова являются лишь предположением.
Второе: автор говорит о том, что шейхи ибн Бааз и ибн Усеймин  отвергли или дополнили некоторые из своих старых фетв, и нам бы хотелось услышать примеры подобных фетв.
Я думаю, что  автор пытается в своей статье избавится от фетв, не соответствующих вкусам некоторых людей. И подтверждением являются слова Ахмади в завершении статьи: "По моим  суждениям, фетвы отражают потребности людей. Фетвы налагаются на основополагающие  тенденции и облекают их Шариатской  легитимностью или подтверждением". И в завершение напомню ему, что то область эта предназначена для тех, кто имеет специальные познания в ней и недопустимо вхождение в неё тех, кто плохо ориентируется в ней. Напоминаю Вам о приказе Хранителя Двух Святынь о запрете вмешательства в основы Шариата, уважении к знанию и учёным, и ответственности для тех, кто не следует этому
Источник: news-sa.com/snews/3286--q-q-.html
saudi-arabia-ru.livejournal.com/24163.html

Комитет старейших учёных, шейх Салих аль-Фаузан, фетвы, КСА

Previous post Next post
Up