Оригинал взят у
dauletzhan в
Сирийские рискиО мотивах и предпосылках открытого ввязывания России в сирийский конфликт уже писал, теперь о рисках этой войны. О тех самых издержках, которые обязаны были учесть и предусмотреть.
Бомбежки позиций антиасадовских сил без широкомасштабной наземной операции не имеют смысла. Об этом ранее говорили и сами российские военные и военные аналитики. И такое наступление в общем-то
уже готовится. Той самой русско-шиитской коалицией, которая сформировалась в Сирии: это Иран, Асад и Россия. Такое наступление будет означать резкое изменение сложившегося в регионе баланса сил. И это ожидаемо вызовет ответную реакцию.
Скажем, пока Саудовская Аравия, как ведущая суннитская держава,
настороженно взирает за действиями России. Но едва соотношение сил начнет меняться в пользу Асада, как противостоящие ему суннитские силы начнут перегруппировку. Это именно то, о чем и говорил президент США Барак Обама: события станут играть на пользу террористических групп, поскольку резко усилится шиитско-суннитское соперничество, и противостояние ИГИЛ скорее всего отойдет уже на второй план. Таким образом, Россия достаточно легко может оказаться в самом центре острейших глобальных противоречий, причем, отнюдь не на выгодных для себя позициях.
Имея массу нерешенных внутренних проблем, не разобравшись еще с конфликтом по Крыму и в Новороссии, испытывая тяжелые последствия международных санкций и общего спада экономики, Россия ввязывает в новый, весьма затратный в политическом и экономическом отношении, военный проект. Который, в общем-то, не решит всех этих проблем, а может лишь еще больше их усугубить. Скажем, санкции с России, в благодарность за бомбежки ИГИЛ, Запад вряд ли снимет, поскольку накладывал их по совершенно другому поводу. А вот если Эр-Рияд решит еще больше обвалить цены на нефть, тогда бюджет придется принимать уже не на год, а лишь на пару месяцев вперед. Да и то с неизвестным прогнозом.
Кроме того, операция в Сирии - это проект в никуда. Режим Асада спасти вряд ли удасться, можно лишь пытаться удерживать его с помощью штыков в этом бушующим огнем мятежном регионе. Следовательно, каких-то позитивных политических перспектив данное дело не имеет. И рано или поздно оно должно закончиться неизбежным фиаско. А это будет означать потерю международного влияния (особенно на Ближнем Востоке), усиление радикализма в этом регионе, и снижение политического авторитета власти внутри страны. Ввязываясь в войну в Сирии, российская власть подставилась под огонь критика. Внутри России эта война не совсем понятна и малопопулярна, вне России она станет еще одним поводом для усиления глобальной информационной войны против нее. И это уже фактически происходит, судя
по публикациям в мировой прессе и реакции на них российских политиков.
И еще один фактор, с которым весьма возможно придется столкнуться. В Сирии Россия оказалась втянута в боевые действия на опасной близости со своими геополитическими конкурентами. И они этим вряд ли преминут воспользоваться. Скорее всего их задачей станет еще большее ввязывание России в этот конфликт, чтобы он стал для нее максимально затратным: как в военно-экономическом плане, так и политическом. Повторив тем самым сценарий Афганистана.
Известный и влиятельный американский сенатор
Джон Маккейн уже призвал вооружить современными средствами ПВО сирийские группировки. Чтобы они могли бороться с российской авиацией. Об этом же
попросили и руководители сирийских повстанческих группировок, поддерживаемых Западом и суннитскими держами Залива. Долго ли эти просьбы будут оставаться без ответа? До ближайшего шиитско-алавитского наступления Асада? Закон капитализма гласит: если есть спрос, то будет и предложение. Поэтому чем больше будет длиться военная операция России в Сирии, тем выше и тяжелее для нее будут риски. Но краткосрочная война тут явно не светит. На Ближнем Востоке войны легко начинаются, но практически никогда не заканчиваются.