مشاركة النصارى في اجتماع على طعام بعد الكريسماس بشهر

Feb 06, 2015 08:00

Проведение праздничного обеда по случаю Рождества через месяц после праздника

Вопрос: Я работаю преподавателем в мусульманской школе, и вместе с нами работают несколько преподавателей из Дании. Они не являются мусульманами. Каждый год по случаю Рождества мы собираемся в зале, где приготавливаем дозволенные халяль угощения, спиртное при этом отсутствует. Следует также отметить, что мы намеренно собираемся через месяц после Рождества примерно, чтобы отдалиться от уподобления им и соучастия в их праздниках. Можно ли нам, мусульманам, угощаться пищей на этих собраниях, учитывая то, что мы участвует в приготовлении этой пищи?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых.

Всевышний Аллах дозволил нам принимать пищу людей Писания: пищу, которую преподносят гостям, или дают в качестве дара, или при приглашении в гости и прочую из подобного, если в этом есть нужда, или если таковым стал обычай среди людей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал приглашения иудеев и ел у них.


Однако не стоит это делать из привязанности и из большой любви к ним или ради близкой дружбы с ними. Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى أَوْلِيَاءَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ وَمَنْ يَتَوَلَّهُمْ مِنْكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (сура 5 «Трапеза», аят 51),

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا بِطَانَةً مِنْ دُونِكُمْ لَا يَأْلُونَكُمْ خَبَالًا وَدُّوا مَا عَنِتُّمْ قَدْ بَدَتِ الْبَغْضَاءُ مِنْ أَفْوَاهِهِمْ وَمَا تُخْفِي صُدُورُهُمْ أَكْبَرُ قَدْ بَيَّنَّا لَكُمُ الْآيَاتِ إِنْ كُنْتُمْ تَعْقِلُونَ

«О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 118).

Шейху ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Является ли запретным принимать пищу или пить вместе с христианином или другим немусульманином? Если это запрещено, то, что нам говорить о словах Всевышнего Аллаха:

وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حِلٌّ لَكُمْ وَطَعَامُكُمْ حِلٌّ لَهُمْ

„Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им“ (сура 5 „Трапеза“, аят 5)?»

Он ответил: «Не запрещено принимать пищу вместе с неверующим, если в этом есть необходимость или какая-то польза по Шариату, но не следует брать их в близкие друзья и принимать с ними пищу без уважительной по Шариату причины или пользы. Не весели их и не смейся вместе с ними. Но если в этом есть необходимость, например, принимать пищу с гостем, или делать это для призыва к Аллаху и указанию на верный путь, или по другой верной по Шариату причине, то в этом нет ничего плохого.

Дозволенность принятия пищи людей Писания не вызывает необходимость брать их в близкие друзья и собеседники, и не означает совместного принятия с ними пищи или употребления напитков, если в этом нет пользы, верной по Шариату, или необходимости. Просим помощи у Аллаха!» (Фатауа-ш-шейх Ибн Баз. Т. 9. С. 329).

Во-вторых.

Не дозволено отмечать Рождество и любой другой праздник немусульман, как не дозволено участвовать в их праздновании и поздравлять их с ним. Для дополнительной информации обратитесь к ответам на вопросы № 947 и № 145950.

Собрание на угощения в эти праздники или приготовление угощения для людей, отмечающих эти праздники, есть один из способов отмечания их. Эти действия являются отмечанием, празднованием их праздников, как это известно среди нас и среди них.

Что касается откладывания мероприятия на месяц или проведение его на месяц ранее, то это не меняет положения, если само угощение готовиться ради праздника многобожников, или если мероприятие проводится с целью возместить им несостоявшееся мероприятие в дни их праздников.

Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал:

«Праздник - это общее понятие, куда относится любой день, место, собрание, а также все деяния, которые совершаются в этих местах или временах. Запрет касается не только из праздников, но и всех тех мест и дат (времен), которые они возвеличивают, и которым нет никакой основы в исламе. Сюда же относятся те нововведения, которые они совершают.

К празднику относятся и дни до и после праздника, во время которых они делают что-то ради праздника, а также места, расположенным вокруг проведения праздников, на которых они совершают подготовительные действия, а также к деяниям, которые способствуют празднованию. Положение всех этих вещей одно и тоже с положением праздника, поэтому запрещено совершать любое из вышеописанного.

Некоторые люди не совершают обрядов и не следуют обычаям неверующих в дни их праздников, например, в Страстной четверг или Рождество. Но делают подобное на неделе или в другой месяц. Подталкивает же их к этому наличие праздника, если бы его не было, то не было бы и действия. Это является одним из  видов уподобления неверующим.

Но нужно призывать свою семью праздновать праздники, которые были даны Аллахом и переданы Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует, и делать в эти дни всё, чтобы удалить из сердец домочадцев желание праздновать немусульманские праздники. И если они не будут согласны с этим, то нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха. Если человек вызовет гнев своей семьи из-за того, что желает получить довольство Аллаха, то Аллах сделает довольным и его, и его семью»  (Иктидау-с-сыраты-ль-мустакым. Т. 2. С. 5-6).

Итог вышесказанного.

Собрание, о котором был задан вопрос, проводить нельзя, так как оно является участием в отмечании ложного праздника христиан. При этом не имеет значение то, что мусульмане сами делают угощения, или участвуют в этом. Это не меняет положения самого собрания совсем.

А Аллах знает лучше.

Источник: http://islamqa.info/ar/146678

праздники неверующих, харам и халял, христиане, дружба и непричастность

Previous post Next post
Up