Рудаль абу Абдуль-Вахид: Мурджиит ли тот, кто не выносит такфир оставляющему намаз по лени? (отвечают: шейх Мукбиль бну Хади, шейх Абду-ль-Мухсин Аль-Аббад и шейх Салих Аль-Фаузан)
Скачать файл (в .pdf) 1) Шейх Мукбиль, рахимахуЛлах, был спрошен: «Каково положение оставившего намаз по лени и преднамеренно, поистине в этом есть разногласия среди ученых, каково же правильное мнение в этом?»
Ответ: «Правильное мнение, как об этом упомянул Мухаммад бну Наср Аль-Марузи в своей книге «Тагзыму кадри-с-салях» («Возвеличивание достоинства намаза») и упомянул ибну-ль-Каййим в своей книге «Ас-салях», в том, что оставляющий намаз считается кяфиром согласно Слову Всевышнего: «А если они покаются и будут выстаивать намаз и будут выплачивать закят, то они ваши братья по религии» («Ат-Тауба»: 11), то есть если не будут совершать это, то не будут нашими братьями по религии, а также согласно хадису Джабира в Сахихе: «Нет между рабом и куфром или ширком ничего, кроме намаза» и хадису Бурайды (в сунане абу Давуда): «Соглашение (отличающее нас), которое между нами и ними, намаз, и кто оставит его, впал в неверие». Доказательства сильные у обеих сторон (как тех, которые не выносят такфир, так и тех, которые выносят его). Я же советую требующим знания не разногласить в этом (и не разногласить из-за этого). У другой стороны есть хадисы, к примеру: «Выйдет из огня, кто скажет Ля иляха илля Ллах», также Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Пять намазов, кто придет с ними, будет ему нур и бурхан (свет и довод), а кто не придет с ними, то он (предоставляется) Аллаху, если пожелает, накажет, если пожелает - простит» или нечто подобное этому смыслу, также Слово Всевышнего: «Поистине Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварища, и прощает то, что помимо этого, кому пожелает» («Ан-Ниса»: 48), и Слово Всевышнего: «Скажи о Мои рабы, которые преступали границы против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха, поистине Аллах прощает грехи полностью» («Аз-Зумар»: 53). Поэтому я советую требующим знания не разделяться из-за этого разногласия, в котором противоречили ученые, так как большинство обладателей знания считают, что не впадает в неверие (оставивший намаз), кроме как, отрицая (обязательность его). Имам Ахмад, и передается также от сподвижников, что они считали кяфиром его (оставившего намаз), даже если он не отрицал его, и это правильное мнение ин шаа Ллах».
2) Шейх Абду-ль-Мухсин Аль-Аббад отвечает на вопрос: «Кто скажет, что оставляющий намаз не впадает в неверие, выводит ли он тем самым деяния из понятия веры и соответствует ли его понимание слову мурджиа?»
Ответ: «Нет, это неправильно, так как многие из ученых говорят, что оставляющий намаз (имеется в виду по лени и легкомыслию) не является кяфиром. Среди них есть такие, которые утверждают, что дела являются частью Имана, и тот, кто произнесет это, не считается мурджиитом, ибо они строят свое мнение о том, что (оставляющий намаз по лени) не впадает в куфр, на доказательствах и понимают (эти доводы) таким образом. Поэтому не является мурджиитом тот, кто говорит, что оставивший намаз (по лени) не кяфир (а это мнение большинства приверженцев знания). Именно на этом сейчас и зиждется наличие шума. Обвиняют шейха Альбани - рахимахуЛлах - в том, что якобы у него мурджиитская идеология по причине его слов об отсутствии такфира (оставляющему намаз). И это ошибка. Если бы это было бы правильным, то все те, кто говорил из предшествующих, что оставляющий намаз не неверный, были бы мурджиитами. И этого не может быть никогда».
3) Фетва выдающегося ученого шейха Салиха Аль-Фаузана, да сохранит его Аллах: «Не говорится о том, кто не выносит такфир оставляющему намаз (по лени), что он мурджиит, так как этот вопрос считается спорным».
Вопрос: «Кто говорит, что Иман увеличивается и уменьшается и считает исключение в Имане (произнесение слов «ин шаа Ллах» - если пожелает Аллах) уместным, а также считает, что дела входят в понятие Имана, однако не считает оставление намаза куфром, говорится ли про него, что он мурджиит?»
Ответ: «Нет, не говорится, что он мурджиит. Потому что оставляющий намаз будет неверным в случае, если будет отрицать обязательность его, согласно единогласному мнению, а что касается оставляющего молитву по лености, в то время, когда он признает обязательность ее, то ученые разногласят относительно его такфира. Большинство ученых на том, что он не впадает в большой куфр, а впадает в малое неверие. Но правильное мнение то, на котором находятся тщательно изучившие этот вопрос, что он все таки впадает в большой куфр и нет склонения к тому, что это малый куфр, нет на это склонение довода, поэтому он впадает в большое неверие. Однако не считается мурджиитом (кто не выносит такфир оставляющему намаз по легкомыслию и ленивости), не считается мурджиитом (повторяет шейх), так как этот вопрос спорный. Да». Многие хаддадиты прикрываются фетвами выдающегося ученого продолжателя саляфии Салиха бну Аль-Фаузана, да сохранит его Аллах, в вопросах Имана. Так вот же он говорит относительно того, кто не выносит такфир оставляющему намаз по лени, что он не мурджиит, что же вы скажете (после этого) о хаддадиты?!
В этом вопросе есть разногласия, одна сторона понимает так, что такфир не выносится, но при этом она не является мурджиа, напротив она враждует с мурджиитами и не поддерживает их идеологию, другая сторона придерживается того, что необходимо выносить такфир, и она не является тем самым хариджитской, напротив, враждует с хавариджами и далека от их замыслов. Но что объединяет обе стороны? То, что обе они направлены к Единственному Аллаху, довольство Которого и есть их цель, и путь, по которому они идут к Нему Единственному и Всевышнему, это дорога Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), которая познается посредством довода, а довод это то, что сказал Аллах, и то, что сказал Его Посланник - Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), то есть их объединяет Куръан и Сунна в понимании (заложенным Самим Аллахом) праведных предшественников: у первых хадис: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они… не начнут совершать намаз» или «Между человеком и куфром - оставление намаза» и другие доводы, у вторых: «… кто не придет с ними (пятью намазами, совершаемыми ежедневно), не будет ему обещания от Аллаха, чтобы ввести его в Рай, если пожелает, простит, если пожелает - накажет» - и те и другие опираются на доводы, берут свое понимание от праведников, не берут из своей головы, и не следуют в этом за своими страстями, они и есть саляфия, а саляфия не враждует между собой, не выводит друг друга из саляфии, из Сунны. Вспомним хадис Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), когда он отправил группу сподвижников в поход на селение Бани-Курайза за то, что последние нарушили договор с мусульманами. Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Читайте аср-намаз только в селении Бани-Курайза». Когда они выехали, в дороге наступило время аср-намаза, и тогда сподвижники разделились во мнении на две группы. Одна группа сказала, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), имел в виду, что мы должны торопиться, чтобы успеть быть у Бани-Курайза во время аср-намаза, но раз мы не успели и время намаза уже наступило, мы должны читать намаз вовремя. А вторая группа сказала, раз пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), велел и сказал «Только у Бани-Курайза», то будем читать намаз только там, несмотря на наступление времени. Итак, одна группа читала в дороге вовремя, а другая отложила это, пока не доехали до селения. Но суть в том, что не стали они обвинять друг друга, не повлияло это на их единство и не мешало им вместе исполнить задачу, поставленную перед ними Пророком, (да благословит его Аллах и приветствует). Когда вернулись к Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), рассказали ему о случившемся. Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), оправдал тех, кто читал вовремя, при этом, не обвиняя тех, кто отложил молитву. Правыми были одни сподвижники, а другие ошиблись в своем иджтихаде, но Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), не порицал ошибающуюся сторону в этом вопросе, так как обе они опирались на довод и желали довольства Аллаха, а Пророк ничего не говорил и не молчал по пристрастию, а говорил и совершал лишь то, что ему было внушено от Аллаха. Господь и Его Посланник, (да благословит его Аллах и приветствует), не порицали сподвижников по причине их усердия и бескорыстия и сподвижники не разделились из-за этого, так неужели мы будем порицать друг друга и разделяться?
В вопросе оставления намаза по лени есть серьезные разногласия среди саляфов и ученых вплоть до сегодняшнего времени, и поэтому манхадж в этом вопросе зиждется на том, что ученый не обвиняется в ирджаъ в случае его позиции отсутствия такфира у него по отношению к оставляющему намаз, следовательно, он не выводится из Сунны, остается суннитом, саляфитом, а тот, кто выводит его за это, идет путем хаддадитов и хавариджей, которые обвиняют большое количество ученых в ирджаъ, их задача, чтобы в конечном итоге вывести правителей из числа мусульман из религии, подвести их в глазах людей к тому, что якобы они совершают явный куфр таким образом, и организовать хурудж (вооруженный или культурный, как они говорят, демонстративный выход) против них и дозволить себе пролитие крови многих мусульман, или же задача их вывести ученых саляфии из Сунны и отвлечь внимание прислушивающихся к этим ученым людей, которые доводят до общества сообщения от Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), о запрете хуруджа против правителей-мусульман и подлостях этих гадких хавариджей.
Перевел: Рудаль абу Абду-ль-Вахид Мечеть «Фуркан» Каир Египет от 22 зу ль-хиджа 1435 года
http://ahlulhadis.com/category