Религиозно-правовое решение о протирании носков /масх/, изготовленных из обезьяньей кожи
Вопрос: Каково решение Шариата о протирании хуфф или носков, изготовленных из кожи обезьян?
Ответ: Хвала Аллаху.
Кожа любого животного относится к одной из трех групп:
1. К первой группе относится кожа любого животного, мясо которого по Шариату дозволено употреблять при заклании его мусульманским способом. В соответствии с единогласным мнением ученых /иттифак/, эту кожу можно использовать и до дубления, и после него.
2. Ко второй группе относится кожа животного, мясо которого по Шариату дозволено употреблять, но которое умерло само по себе, то есть стало мертвечиной (не было заколото по Шариату). Кожу в подобном случае, в соответствии с верным мнением ученых, дозволено использовать после дубления.
3. К третьей группе относится кожа любого животного, мясо которого по Шариату нельзя есть: кожа льва, тигра, обезьяны, гепарда и пр.
В этом вопросе ученые, да помилует его Аллах, приводили много разных мнений. Ан-Навави в «аль-Маджму‘» (Т. 1. С. 271) упомянул эти мнения, и привел мнения ученых. Количество мнений он довел до семи. См. также: «аль-Мугни» (Т. 1. С. 53).
Нам видится, а Аллах знает лучше, что ближе к истине мнение имама Ахмада и группы ученых-предшественников, которые считали, что шкуру зверей, мясо которых употреблять запрещено, использовать нельзя.
На верность мнения указывают следующее.
Хадис. Салама ибн аль-Мухаббик, да будет доволен им Аллах, сказал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в сражении при Табуке велел принести воду, взяв у женщины бурдюк. Она сказала, что вода у неё только в бурдюке, но он изготовлен из кожи животного, не заколотого по Шариату. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве ты не дубила (кожу бурдюка)?» Она ответила: «Да», тогда он сказал: «Дубление кожи является её очищением» (Ахмад № 19214, ан-Насаи № 4170). Аль-Альбани в «Гайату-ль-марам» (№ 26) сказал, что хадис достоверен).
‘Аиша, да будет доволен её Аллах, сказала, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о коже животных, не заколотых по Шариату. Он ответил: «Дубление кожи является её очищением» (ан-Насаи № 4172). Аль-Альбани сказал, что хадис достоверен.
Известно, что животное, мясо которого запрещено употреблять, не становится дозволенным к употреблению после закалывания по Шариату.
Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали следующий вопрос: «Каково общее правило, принцип использования кожи животных: тех из них, мясо которых можно употреблять, и тех, мясо которых не употребляется? А также использования кожи дубленой и недубленой?»
Он ответил: «Кожа животных, которые можно употреблять в пищу, если они были заколоты по Шариату, является чистой. После закалывания она становится чистой, например: верблюжья кожа, коровья кожа, овечья кожа, кожа антилоп, зайцев и пр. Использовать их кожу дозволено и после дубления, и без него.
Что касается кожи животных, которые в пищу не употребляются, например: кожа собак, волков, львов, слонов и пр., то такая кожа является нечистой /наджас/ в любом случае: было ли животное заколото, умерло само или было убито другим способом. Даже если подобное животное было заколото, мясо его употреблять нельзя и кожа его не считается чистой. В соответствии с верным мнением ученых, кожа остается нечистой и до, и после дубления. Более верное мнение гласит, что нечистые виды кожи не очищаются посредством дубления, если это кожа животных, которые запрещено употреблять в пищу, даже если мы закололи это животное по Шариату. Что касается кожи и шкуры животных, мясо которых дозволено употреблять, но которые умерли до заклания, то их кожа и шкура становится чистой после дубления. Таким образом, кожа и шкуры животных бывает трех видов:
1. Первый вид - это чистая кожа и шкура, которые считаются таковыми без дубления и после дубления. К этому виду относятся кожа всех животных, которых дозволено употреблять в пищу, и которые были заколоты по Шариату.
2. Второй вид - это кожа и шкура животных, которые никогда не становятся чистыми: ни до, ни после дубления. Этот вид кожи и шкур всегда остается нечистым. К этому виду относятся кожа животных, употреблять которых запрещено.
3. Третий вид - это кожа и шкура животных, которые становятся чистыми после дубления, но не до него. К этому виду относится кожа и шкура животных, мясо которых дозволено употреблять, но которые умерли без закалывания по Шариату» (Ликаъу-ль-баби-ль-мафтух. № 16).
Для дополнительной информации обратитесь также к ответу на вопрос №
147632.
В дополнении к этому стоит добавить, что обезьяна относится к хищным животным. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил использовать их кожу и шкуру.
Передается от аль-Микдама ибн Ма‘дикариб, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил носить (вещи из) кожи зверей, хищников и ездить верхом на них. Хадис приводит Абу Дауд № 4131, шейх аль-Альбани сказал, что хадис достоверен.
Передается от Катады, от Абу аль-Малиха, от его отца, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (использовать) кожу зверей (хищников), в качестве постели. Хадис привел ат-Тирмизи № 1771. Аль-Альбани в «Мишкату-ль-масабих» (№ 506) сказал, что хадис достоверен.
Для более полной информации обратитесь к ответу на вопрос №
105419.
Во-вторых.
Стало ясно, что кожа животных, мясо которых употреблять запрещено, является нечистой, также нечистой является кожа хищников после смерти, поэтому эту кожу нельзя носить в молитве и её нельзя протирать при совершении омовения, даже если кожа подверглась дублению. Условиями правильности молитвы являются чистота одежды. Условием правильности протирания носков /хуфф/ является их чистота.
В «Кашфу-ль-кына‘» (Т. 1. С. 116) сказано: «Также условием является „чистота самой вещи (её сущности)“, так как вещь нечистая сама по себе запрещена. „Нельзя“ протирать „нечистое, даже в крайних обстоятельствах“, как об этом уже говорилось…».
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Слова „(протирать) чистое“ понимаются так.
Это второе условие верности протирания хуфф и носков, и оно заключается в том, что надеваемая на ногу вещь должна быть чистой. Чистой называется вещь, которая изначально была чистой по своей сущности, к этому не относятся изначально нечистые вещи.
Чистой также именуют вещь, на которой нет нечистоты. Как если бы я сказал, что тебе нужно молиться в чистой одежде, то есть в одежде, на которой нет нечистот.
В нашем случае имеется в виду изначальная чистота вещи, чистота её сущности. Кожаные носки могут быть изготовлены из изначально нечистой кожи, например, из ослиной кожи. Также кожаные носки могут быть изготовлены из чистой кожи, но быть испачканными нечистотой. Например, носки могут быть из кожи верблюда, заколотого по Шариату, но на них может поспасть нечистота. В первом случае, носки нечисты из-за того, что нечистым был сам материал изготовления носков, во втором случае носки считаются не чистыми по Шариатской норме. Поэтому, носки, на которые попала нечистота, можно протирать, но в них нельзя совершать молитву, так как условием верности молитвы является отсутствие нечистот. <…> Причина условия верности очищения в том, что протирание (носков) из нечистого по своей природе материала только загрязнит (их) больше, и даже рука, которая прикоснется к этой нечистоте, будучи мокрой, станет нечистой» (аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 1. С. 228).
А Аллах знает лучше.
Источник:
http://islamqa.info/ar/197680