***

Aug 29, 2014 20:46


Требование знаний из книг и ошибочное понимание термина "сахафиюн" (свиточники)

http://sunnaonline.info/manhadj/1373--qq-

Вопрос: Последний вопрос о шейх, некоторые люди аргументируют порицанием пришедшим от саляфов в адрес "сахафиюн" (свиточников) - то есть в их понимании тех, кто брал знания из книг и не сидел с учеными, и проводят аналогию от этого к нашему времени, и на положение стран в которых вообще нет ученых! Верно ли это?

Ответ (шейх Абдуллах аль Хулейфи):

(смеется..) Да, говорят такое..

Во первых, я когда-то написал статью "верный смысл термина "сахафиюн" (свиточники)

"Свиточник" - это не тот кто брал знания из книг и свитков, это распространенная ошибка в понимании. Это слово "свиточник" - означает тот кто много ошибается при чтении букв.


В то время книги были без точек и без огласовок над буквами, и чтение из книги было трудным и проблемным, [и поэтому нужно было читать всё с шейхом]

Поэтому, например, Халляс Ибн Амр, которого называли "свиточником", который передает из свитка Хариса аль-А'вара от Али - он учился у Абу Хурейры, и у многих других сподвижников! Так как же ему тогда говорится "свиточник" в таком смысле что это тот кто брал знания из книг без шейхов?

Поэтому, смысл слова "сахафи" (свиточник) - от "тасхиф" - ошибки в чтении букв. И я в этой статье собрал всех о ком говорили что он "свиточник" - и у всех из них большое число шейхов.

Поэтому, саляфы имели ввиду под термином "свиточник" и порицанием таких людей - тех, кто часто ошибается в чтении букв.

И большое количество ошибок в чтении букв - одной из его причин да - было отсутствие чтения с выверенно знающими буквы шейхами.

И иногда некоторые ошибки могут быть взяты даже и от самого шейха.

Что же касается сегодняшнего дня, то многие из них сами не читают хорошо, уаЛлаху аль-мустаан.

Второе: да, это не является общим правилом - требование знаний лишь из книг, всегда есть потребность в знающем и воспитывающем учителе.

И путь саляфов в преподавании - не был таким как это у многих ученых в наше время, приходит и дает лекцию как в университете - а затем уходит к себе домой к своей семье.

Однако саляфы были подобны Пророку, мир ему.

Какими они были?

Пророк, мир ему, сидел и проводил время со сподвижниками, и спрашивал например Джабира: "Ты женился?", спрашивал о долге который есть у него, и гасил за него его долг, обшался с ними о разных темах, сидел с ними, гостил у них, ел и пил с ними, обращался к ним, задавал им вопросы, например как в одном из хадисов: "Знаете ли, что за дерево подобно верующему?", "Знаете ли вы..?"

Таким был Пророк! Следил за ними, спрашивал. "Быть может вы делаете так то и так то? Делайте по другому".

Он воспитывал их, своими поступками, своим характером и адабом.

Так он делал

Шариатское знание оно не подобно знанию химии и физики, и других наук если мы вообще будем называть их науками

Нет, шариатское знание это и адаб, который берется и передается.

Или как в хадисе когда Пророк, мир ему, к нему пришёл бедуин, требуя от Пророка отдать ему долг, и был жесток с Пророком, и стали порицать его его спутники, и говорить: "Ты соображаешь с кем говоришь?" А бедуин сказал: "Я лишь требую свое право". И Пророк сказал им: "Почему же вы не поддержали того у кого есть право?" И приказал членам своей семьи погасить ему долг.

Это великий урок справедливости, и каждый учитель нуждается в том чтобы преподавать такой урок своим ученикам

В наши дни как только начинается разногласие между какими то двумя приписывающими себя к знанию - ты видишь как все их ученики начинают во всем поддерживать своего учителя абсолютно!

Однако где же: "Почему же вы не поддержали того у кого есть его право?"

И суть, что и имамы саляфов были на этом пути. Аш Шафии, да смилуется над ним Аллах, говорил с Раби Ибн Сулейманом, и спросил его: "Ты женился?". Он ответил: "Да, с таким то и таким то махром", и тогда аш Шафии пошёл домой, вернулся, и помог ему с деньгами.

Ученые-саляфы жили со своими учениками, воспитывали их, сидели с ними, помогали им с их нуждами, много что!

А не то что он придет, посидит, сообщит информацию, и уйдет, как это в наши дни!

Даже в наше время некоторые из шейхов кто были выдающимися личностями и возвысились, больше возвысились среди других во многом за счет таких вещей, а не засчет превосходства в знании

Многие из разделов знания и фикха - человек может прожить всю жизнь и не увидеть их в деле.

Например раздел "Аль-Касама" (вид клятв которые произносятся при обвинении в убийстве), или раздел установление хадда за сеяние нечестия на земле, или многие из примеров которые приводят факихи в разделе таляка, и тому подобное - человек может прожить жизнь и умереть и не увидеть воплощения этого в действительности.

Однако есть вещи которые человек встречает каждый день, и видит каждый день, и следует воспитывать ученика касательно них прежде всего остального.

Некоторые такие люди которых ты упомянул, идут к шейхам и сидят у них, не для того чтобы взять от них адаб, ничего - их цель чтобы не быть "свиточником" и чтобы у тебя были какие то шейхи, а затем пишет себе биографию в которой не пропускает абсолютно ничего!

И это путь и характер отличающийся от пути саляфов!

Писание самому себе биографий, и похвала себя - это вещь которая появилась лишь у некоторых поздних, которые не на хорошем пути!

Это с одной стороны.

Затем, ты видишь как такие люди когда ссорятся начинают обвинять друг друга в полном невежестве, и у обоих есть тазкии, и шейхи, и так далее.

Третья сторона, и она очень важна - то, что касается свитков, и шейхов, то что передан хадис в "Муснаде" у имама Ахмада, я сейчас не помню точный конечный хукм этого хадиса к которому я пришел когда-то когда исследовал его - так вот пришёл хадис что Пророк сказал - что настанут времена, когда люди не смогут найти ничего из знаний, кроме как свитки, и будут читать их, и в них будет истина и благо, и они встанут на прямой путь по этой причине. [примечание - хадис удостоверил хафиз Ибн Касир и другие уляма науки хадиса]

И эти люди - "свиточники", однако Пророк засвидетельствовал за них о преуспеянии!

Затем, есть асар Абдуллаха Ибн Мас'уда, который передал Ибн Аби Дунья в книге "Аль-Амр биль Ма'руф уа ан нахью аниль мункар", его суть в том, что один из правителей Бану Исраиль придумал акыду, и стал заставлять людей принять ее под угрозой смерти, чтобы они заблудились.

И один праведный человек, у которого был рог, и он был на верной акыде, и они пришли к нему, и тогда он положил одну из Книг с верной акыдой в этот рог, и спрятал его под одежду, и когда его привели к ним, его спросили: "Ты убежден в том что мы написали в нашей акыде?" И он ответил: "Я убежден в том что написано в этом" - и указал на свой рог таким указанием которое они не поняли, и подумали, что он согласен с ними.

И когда он умер, пришли его друзья и ученики и обнаружили у него этот рог, а в нем книга с верной акыдой, и они прочитали ее и сказали: "Это истина"

Они взяли акыду откуда в итоге? Из книги которую нашли.

И что сказал про них Ибн Мас'уд? Сказал: "И Сыны Исраиля разделились на 72 группы, и самая лучшая из них - это последователи владельца рога"

Ты понял?

- Да, да.

- И эти люди спаслись благодаря книге которую прочитали.

Поэтому нельзя делать обобщенные заявления в этом разделе.

И не следует брать эти слова (слова саляфов про свиточников) предлогом для отпугивания и отвращения от книг саляфов и других книг!

Это ошибка! И поэтому Хатыб аль Багдади в книге "Джами ахляк ар рави", упомянул асары от саляфов о чтении.

И упомянул Каууам ас-Сунна аль-Асбахани в книге "Аль-Худжжа фи баян аль-махаджжа" завещание одного из древних суфиев, которые в общем были на здоровом вероубеждении - завещание своим ученикам читать "Ас-Сунна" Абдуллаха Ибн Ахмада, и другие такие книги.

И Ибн аль-Каййим упомянул в "Иджтима аль джуюш аль-Исламия", что Ибн Теймия постоянно и без конца завещал читать 2 книги ад Дарими: "Опровержение джахмитам", и "Опровержение аль-Мариси", и не ставил условием чтобы их читать с шейхом.

И упомянул шейх уль Ислам в "Аль-Хамавии", что кто посмотрит в эти две книги - поймет суть разногласия между путем суннитов и путем джахмитов.

Поэтому, то что они говорят - это ошибка!

Затем, они сами себе противоречат!

Например, Мухаммад Амин аш Шанкыти не учил усуль аль-фикх ни с кем из ахли-Сунна!

Мухаммад Халиль Харрас не учил саляфитскую акыду ни с кем из ахли Сунна, а лишь читал книги Ибн Теймии, и в разделе акыды он "свиточник", у него нет шейхов

Аль-Альбани не учил хадис вообще ни с кем, у него есть шейх в ханафитском мазхабе, шейх в таджвиде, и все

- Абдур-Раззак аль-Афифи также

- Мухаммад Хамид аль Факки также, и другие. Это обязывает их и на них сказать что они "свиточники"

Даже шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, я не знаю никого из его шейхов кто был бы саляфитом

Мухаммад ас-Синди которого часто упоминают - он был членом накшбандийского тариката.

И даже Ибн Теймия! Ибн Теймия говорит, о себе что он был на мазхабе отцов и шейхов в вопросе поездок к могилам, и вопросе Действий Аллаха.

Он учился у людей, которые подверглись влиянию манхаджа куллябитов, и влиянию суфистов могилопоклонников.

Эти их заявления - вообще бессмысленные

Аш Шаукани - все его шейхи зейдиты. И наряду с этим есть те кто берет от него акыду, и фикх,  и другое (смеется)

Нечто удивительное!

(смеется)

Нечто удивительное, клянусь Аллахом!

- Как будто этим они хотят о шейх, отвратить от тех кто не в джамаате Раби аль-Мадхали и ему подобных

- Нет, это не является признаком лишь какой то определенной группы людей. Послушай о брат: в эти дни многие люди заблудились и потерялись. И некоторые люди когда посмотрели на это, им не пришло в голову, что причина этого заблуждения и гибели - возвеличивание ашаритов-мутакаллимов, и возвеличивание захиритов - которое приводит к тому что многие люди подвергаются их влиянию. Они подумали что причина гибели и заблуждения - то что человек не сидел у шейхов, и тому подобное. И они стали вырывать подобные тексты.

В то время как даже те кто сидели у шейхов - есть те кто подверглись влиянию ихванов, есть те кто подверглись влиянию суруритов.

И ученики больших современных шейхов - ты видишь как они поделились на много рассеянных групп, как ты это знаешь.

И это их реакция, то что они подумали что в этом причина.

А причина всех этих заблуждений - назвать ее легко - далекость от асаров сподвижников и от манхаджа саляфов, это причина всех заблуждений. Только это!

А так - некоторые ошибки некоторых современников - привели их последователей к большому злу"

Прослушать запись:

https://archive.org/download/sahafiin2/sahafiin2.mp3

даават, требование знаний

Previous post Next post
Up