Ахмад Ибн Насыр Ат-Таййар
Уловки сатаны
Хвала Аллаху, Который сделал человека из глины и джиннов из огня, и разделил их на две группы - благочестивых верующих и распутных неверующих. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварищей, Который знает тайное, сокровенное, Который отвечает на молитву благочестивых на рассвете, и Который ничего не упустит. Я также свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник, повстречавший на пути Аллаха трудности и невзгоды. Он столкнулся с упертыми язычниками поклоняющимися камням и на его призыв откликнулись преуспевшие из числа мухаджиров и ансаров. И да благословит Аллах и приветствует его самого, его род и его сподвижников, которые завоевывали на пути Аллаха сердца людей и страны, в которых они распространяли справедливость и благоденствие. И пребудет благословение и со всеми остальными, кто последовал за ним наилучшим образом.
О мусульмане, бойтесь Аллаха и знайте, что шайтан возложил на себя обязательство и поклялся именем Господа, что собьет с прямого пути и заставит блуждать сынов Адама. Так Аллах сказал: "Иблис сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными" (сура Преграды). Всевышний строго предостерег нас от его козней: "О сыны Адама! Не позволяйте дьяволу совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их срамные места. Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите. Воистину, Мы сделали дьяволов покровителями и помощниками тех, которые не веруют" (сура Преграды). Он повелел нам считать его своим врагом: "Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени" (сура Творец, 6). Аллах осудил тех, кто взял его покровителем: "Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!" (сура Пещера, 50).
Ибн аль-Каййим, да будет милостив к нему Аллах, упомянул, что шайтан разукрашивает дела для сынов Адама и подступает к ним всеми возможными способами для того, чтобы завлечь их в одну из восьми своих уловок. Давайте познакомимся с этими его методами и средствами посредством, которых он вводит в заблуждение большинство из людей, начиная с Адама и кончая нашим временем.
Хитрость первая заключается в том, чтобы ввергнуть сынов Адама в неверие и ширк. Он разукрашивает людям их дела всеми способами, чтобы ввести их в неверие и лицемерие. Придавание Аллаху сотоварищей - это его самая огромная и величайшая цель. Пророки Всевышнего в авангарде которых Ибрахим, мир ему и благословение, опасались впасть в ширк и просили Аллаха, чтобы Он избавил их от поклонения идолам. Так, Ибрахим взывал и умолял Аллаха: "Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты - Прощающий, Милосердный" (сура Ибрахим). И если шайтаны преуспеют в этой своей уловке и сумеют ввергнуть людей в неверие, то они становятся для них радостью их очей и тайною их сердец.
Если же они не смогут совратить людей со здоровой фитрой и сильной верой, то они прибегают ко второй своей хитрости. Они пытаются ввергнуть их в совершение новшеств различных видов и степеней. И эта хитрость не менее опасна чем первая. Если они преуспеют в этой своей хитрости, то это дело для них становится любимей, чем привести человека к ослушанию, пусть даже оно и будет большим. Потому что новшество является более серьезным грехом, чем большое ослушание. Сказал Суфьян Ас-Саври, да будет милостив к нему Аллах: "Новшество любимей для иблиса, чем ослушание, потому что после ослушания можно покаяться, но нет покаяния в совершении новшества". Сказал шейх аль-ислам Ибн Теймийа комментируя эти слова: "Это потому что нововведенец принимает эти новшества в качестве религии, которые ему разукрасили и которые он считает хорошим делом. И он не покается до тех пор, пока будет считать их благом. Однако покаяние от него возможно и действительно".
Если же шайтаны будут не способны сделать это и Аллах наделит Своего раба милостью следования сунне, знаниям и способностью отличения сунны от новшеств, то они прибегают к третьей своей уловке. Они стараются ввергнуть раба в совершение больших и великих грехов. Они разукрашивают ему их всеми возможными способами и говорят: "Ты действительно на сунне, а те люди (которые реально придерживаются сунны) - нечестивцы, нововведенцы и враги Аллаха". После чего они открывают перед ним врата голой надежды и (превратно понятого) хорошего мнения об Аллахе. Они говорят ему: "Аллах не обещал никому большего наказания чем тому, кто плохого о Нем мнения. А ты не думаешь о Нем плохо, так какое тебе дело до наказания". Это реальный пример того как они хитрят, чтобы умалить значение больших грехов.
Если же им не удается это и в сердце раба утверждается величие Аллаха, то они прибегают к четвертой свой хитрости. Они принижают для них степень малых грехов говоря им: "Разве вы не знаете, что малые грехи стираются и искупаются, если вы будете сторониться больших и губительных грехов". Они напоминают им слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что пять молитв в день, молитва в джума и рамадан являются искуплением грехов совершенных между ними, если только они не являются большими. Как опасна эта хитрость и как многие люди попадаются на нее, и как мало людей бывают избавлены от нее. А ведь она является предтечей больших грехов, неверия и ширка, да убережет нас Аллах от этого. Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Не пренебрегайте грехами, поистине они накапливаются в человеке пока не погубят его" (имам Ахмад). Сказали некоторые саляфы: "Ослушание направляет человека к неверию также, как лихорадка стремиться привести человека к смерти".
Если им не удается эта уловка и Аллах избавляет раба от нее, то они прибегают к своей пятой хитрости. Ею является попытка занять раба множеством дозволенных дел за которые нет ни награды, ни наказания. Они могут например побудить его к совершению частых прогулок или занятию охотой, к частым путешествиям или длительным беседам с друзьями и тому подобное, мотивирую это тем, что это отвлекает его от запретного. Так проходит его жизнь без праведных дел, полная потерь.
Если же им не удается это и раб дорожит своим временем и знает ему цену, то шайтаны переходят к следующей, шестой своей уловке. Они занимают его излишним повиновением, награда за которое незначительна, чтобы отвлечь его от более достойного повиновения, за которое полагается более значительная награда. Он прибегают к хитрости, чтобы отвлечь раба от большего повиновения и привести его к совершению меньшего повиновения. Они повелевают ему совершение благого для того, чтобы он оставил благо большее этого. Сказал Ибн Кайим: "Мало кто из людей обращает на это внимание и приходит к пониманию того, что шайтан открывает перед рабом врата для совершения семидесяти дозволенных благ, для того, чтобы либо привести его к одному из скверных дел, либо для того, чтобы он упустил благо более великое, более славное и более достойное, чем какое-либо из этих семидесяти".
Посмотри о раб Аллаха, как проклятый шайтан может побуждать тебя к совершению многих благ и добрых дел только лишь для того, чтобы привести тебя через них к совершению зла. Так например он может внушить рабу, чтобы он проявлял почтение к своему соседу, заботился о его домочадцах, угощал их едой, только лишь для того, чтобы расположить к себе одну из его дочерей, с которой у него впоследствии устанавливаются запретные отношения, что приводит к его гибели и позору. Шайтан, как сказал Ибн Кайим, изучает сердце раба и если видит в нем слабость, пренебрежение и упущения в деле следования сунне, то он внушает ему любовь к новшествам и следованию страстям, и облегчает ему пути к достижению удовольствий и услад. Если же он видит в нем стремление к сунне и следованию религии, то он повелевает ему усердие и чрезмерную строгость к себе так, что раб переступает границы умеренности в этом. И шайтан говорит ему: "Поистине, в этом благо и повиновение, и ты не будешь расслабляться вместе с ними".
И если шайтаны и в этом терпят неудачу, то у них остается только одна восьмая и последняя хитрость, к которой они прибегают. Они начинают подстрекать против раба приверженцев отклонений и новшеств, которые причиняют ему как физические, так и душевные страдания, и задевают его честь и религию. Они побуждают своих приближенных и приверженцев к причинению страданий любимцам Аллаха. При этом шайтан говорят рабу: "Если ты станешь повиноваться мне и последуешь за мной хотя бы в малом и незначительном, то я перестану натравливать на тебя своих приверженцев". Они отвращают людей от него и удерживают их от следования за этим рабом, чтобы уменьшить пользу призыва к Аллаху.
Таковы о рабы Аллаха методы шайтана в деле введения людей в заблуждения и только одному Аллаху известно все их множество элементов и тайных ухищрений, которыми они пользуются при этом. Разумному верующему необходимо знать эти основные его хитрости и бреши через которые он подступает к рабу и посредством которых, он расставляет свои сети. Если раб знает их, то ему легче избавиться от них, исправить свое положение и вернуться к своему Господу. Кто усердствует ради Аллаха, того Он поведет прямым путем: "А тех, которые усердствовали за Нас, - Мы поведем их по Нашим путям. Поистине, Аллах, конечно, с добродеющими!" (сура Паук, 69).
http://salyaf.ru/articles/show/469