Шейх Абдулла ибн Абдурахман аль-Джибрин,
да помилует его Аллах.
Иман увеличивается и уменьшается
Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "У имана более семидесяти (от 73 до 79) или более шестидесяти (от 63 до 69) ветвей и лучшей из них являются слова «Ля иляха илля Ллах» и самой малой из них является удаление причиняющего боль с дороги, и скромность - ветвь имана" (Бухарий, 9; Муслим, 35). И он сделал слова и дела из имана, и сказал Всевышний: «и добавило им веры» (Ат-Тавба, 124). И сказал: «чтобы их вера увеличилась» (Аль-Фатх, 4).
И сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Из Ада выйдет тот, кто сказал «нет бога кроме Аллаха» и в его сердце иман весом с пшеничное зерно, или горчичное зерно, или пылинка» (Бухарий, 44; Муслим, 193), и он сделал их превосходящими один на другим.
Разъяснение: это ясные доказательства и их приводят в качестве доказательств на то, что дела относятся к иману, и на то, что иман увеличивается и уменьшается, и на то что верующие отличаются в своей вере.
И первое доказательство это его слова, да благословит его Аллах и приветствует: «У имана более семидесяти (от 73 до 79) или более шестидесяти (от 63 до 69) ветвей и лучшей из них являются слова «Ля иляха илля Ллах» и самой малой из них является удаление причиняющего боль с дороги, и скромность ветвь имана». Ветвь (шуба) - это часть чего-либо, если ты видишь что-то разделенным. Тут часть и там часть, то есть кусок. И когда ты все это соберешь и соединишь, то все это становится иманом.
И от этот хадис был отправной точкой для мыслей ученых в упоминании ветвей имана. И они начали их перечислять и упоминать то, к чему они пришли и больше всего об этом написал Аль-Байхакый. У него есть книга, которая издана в семи томах. Она называется «Шуабу аль-иман» (ветви веры). Он собрал в ней то, к чему он пришел из хадисов которые связаны с иманом. И некоторые ученые написали об этом короткие послания, о ветвях имана, и довели их до семидесяти семи качеств. Начав его с единобожия следуя этому хадису «высшая из нее слова «ля иляха илля Ллах»» и завершили его делами, пользу от которых получают другие и из этих вещей «удаление с дороги того, что причиняет боль».
И между ними упомянув что намаз из имана, и закат из имана, и дополнительные намазы из имана, и запрет порицаемого, и правдивость в речах, и выполнение доверенного, и прекрасный нрав, и ответ на салам, и желать милость Аллаха чихнувшему, и посещение больного, и следование за погребением, и щедрость по отношению к гостю, и хорошее соседство, и мягкость к невольникам, и перечислял пока не дошёл до семидесяти семи качеств, он этим хотел применить этот хадис.
И нет сомнения в том, что это ясное опровержение ханафитским факихам, которые считают что иман это только подтверждение, и считают что дела выходят и не относятся к тому, что называется иманом. И они сделали иман названием только для дел сердца, или что это только твердая убежденность сердца. И говорят: "Дела являются только плодом из его плодов". А правильным является то, что дела входят в называемое иманом, и они входят в иман, как он их назвал в этом хадисе, и разделил качества и ветви имана.
И в любом случае, когда мусульманин соберет эти качества и совершит дела в соответствии с ними мы называем его верующим (мумином) с полным иманом, а если уменьшится что-либо из этого мы скажем: "Верующий с неполноценным иманом".
И разногласие тут с мутазилитами и хавариджами. У мутазилитов даже за оставление одного качества из качеств имана или за совершение греха, выводят из имана, и не вводят его в куфр (неверие), и считают, что он находится в положении между двумя положениями, это в этом мире. И говорят: "Мы не выносим в его отношении решения о его неверии(кафир) в этом мире, в том смысле, что его не убивают и не пленят, но говорим: "Он не является ни мумином, ни кафиром, он между ними".
Что касается хавариджей, то они говорят: "Как только человек совершит грех или оставит подчинение, то он выходит из имана и становится дозволенным его кровь и имущество".
А что касается ахлю сунны, то они говорят: "Он верующий, однако его иман неполноценный, или он мумин за счет своего имана, и фасик (нечестивиц) из-за своего большого греха". И называют его мумином, однако вместе с иманом он описывается фиском (нечестием) и нет помех тому, чтобы ты сказал: "Мумин-фасик или мумин с неполноценным иманом, или мумин по причине своей веры и фасик по причине своего большого греха".
Однако, тут есть доказательство, которое приводят мутазилиты и подобные им. И это хадис, который приводится в двух достоверных сборниках от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Прелюбодей не совершает прелюбодеяние, когда он совершает его, будучи верующим; и не пьет вино, когда пьет его, будучи верующим; и не совершает кражу, когда он ее совершает, будучи верующим; и не отбирает силой то, к чему люди поднимают свои взоры, когда он отбирает, будучи верующим» (Бухарий, 475; Муслим, 10, 104).
И он отрицает в его отношении иман. Ответ на это: "Здесь подразумевается отрицание полноты имана". У него есть неполноценный иман, или «не совершает прелюбодей прелюбодеяния будучи верующим» то есть нет с ним имана, который отвратит его от грехов. Более того, его иман колеблется, и он испорченный. И некоторые толкователи говорят: "Воистину иман выходит из него и становится как туча". В «Ас-сильсиля ас-сохиха» шейха Альбаний приводится хадис под номером (509), от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, и его доводят до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда раб совершает прелюбодеяние из него выходит иман и становится как туча. И когда он оставляет, его иман возвращается к нему». До тех пор, пока он находится в своем грехе, однако он не возвращается к нему здравым, а возвращается к нему испорченным и неполноценным. В любом случае, это ясное доказательство на то, что верующие превосходят друг друга в вере.
Ибн Кудама упомянул три доказательства на увеличение имана, потому что сердце встречает доказательства и увеличивается иман в нем, а порой уходит что-то из них и он уменьшается. И может его постигнет сомнение (шубха) и уменьшается твердая убежденность (якын), которая находится в нем, и он остается неполноценным.
И из доказательств также его слова, да благословит его Аллах и приветствует: "Из Ада выйдет тот, кто сказал "нет бога кроме Аллаха" и в его сердце вера весом с пшеничное зерно и выйдет из Ада; тот, кто сказал "нет бога кроме Аллаха" и в его сердце иман весом с пылинку (разве это не является доказательством на превосходство (имана одних над иманом других)?); у некоторых иман весом мискаль динара, а это кусочек золота; а у некоторых весом с горчичное зерно, а это маленькое зернышко". И это доказательства на то, что он отличается. Этот меньше этого, а этот больше этого. И это указывает на то, что он отличается.
И также привели в доказательство слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он обратился к женщинам в проповеди на праздничном намазе: "Я не видел обладателей неполноценного разума и религии одолевающего обладателя разума, подобно любой из вас". Они сказали: "О Посланник Аллаха, а что за неполноценность разума и религии". Он сказал: "Что касается неполноценности, то свидетельство двух женщин равняется свидетельству одного мужчины, и это неполноценность в разуме; и она проводит ночи не молясь, и разговляется в Рамадан, и это неполноценность в религии" (Бухарий, 304; Муслим, 79). И он сделал оставление намаза, даже если у нее есть оправдание (то есть ежемесячный цикл), недостатком в религии, мужчина превосходит ее в намазе в этот период. И это указывает на то, что иман увеличивается при послушании подобно намазу, милостыне, посту и подобным делам, и уменьшается при оставлении намаза, и оставлении поста и подобных вещей.
Ахлю-сунна говорит: воистину, верующие превосходят друг друга в имане, и не обвиняет в неверии из-за совершения грехов, но дают оправдание ослушнику, и говорят "воистину, он верующий, однако он нечестивиц (фасик), или грешник", какое бы дело он не сделал, если это дело не выводит из религии.
И некоторые хадисы, в которых обобщенно называются неверием (куфром) некоторые дела, то говорят "это неверие деяний". Подобно его словам, да благословит его Аллах и приветствует: "Две вещи в людях являются неверием: порочение родословной и оплакивание умершего" (Муслим, 67). Известно, что это не доходит до того, что является неверием (куфром) в Аллаха, которое дозволяет кровь и имущество, однако это неверие деяний, и в этом есть что-то из считания ложью части шариата.
И хадисы, в которых есть угроза за некоторые качества называются хадисами угрозы, которые оставляются на их внешнем понимании, так как это более доходчиво запрещает, со знанием того, что это не выводит из религии, и даже если их внешний смысл указывает на то, что это выводит из религии. И когда мы слышим слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Не из нас тот, кто бьет себя по лицу, и рвет одежду, и призывает призывом времен невежества" (Бухарий, 1294; Муслим, 103). Разве мы говорим, что "он не относится к мусульманам", вместе с тем, что он не сделал ничего, кроме этого дела? Разве из-за этого он вышел из имана? Это из хадисов угроз и мы убеждены, что они не выводят из религии. Однако, мы оставляем их как они пришли, чтобы они были более доходчивы в запрете.
И также его слова, да благословит его Аллах и приветствует: "Кто нас обманул - тот не из нас" (Муслим, 101). И его слова, да благословит его Аллах и приветствует: "Тот кто завяжет свою бороду, или повесил тетиву, или подтерся экскрементам животного или костью, то воистину Мухаммад не причастен к нему" (Абу Дауд, 36). Разве может быть его смыслом, что он вышел из религии? И таких хадисов много.
И поэтому имам Муслим, да помилует его Аллах, начал свой достоверный сборник Книгой Аль-Иман и привел в нем подобные этим хадис, в которых была неясность для некоторых людей. И в них сомнение, для указания на то, что иман отличается. Подобно его словам, да благословит его Аллах и приветствует: "Тот из вас, кто увидит порицаемое, то пусть изменит это своей рукой, а если не сможет то своим языком, а если не сможет, то своим сердцем, и это самый слабый иман" (Муслим, 49). Разве это не доказательство на то, что иман отличается (в своей величине) и что есть слабый иман?
Все это является опровержением тем, которые говорят, что иман является одним целым, и что его уменьшение это его полный уход. И среди тех, кто написал об этом: шейхуль-ислам Ибн Теймийа в своей книге «Иман», и она издана в седьмом томе в «Маджму аль-фатава», и также она издана отдельно; также «Китабу аль-иман» в достоверном сборнике Бухарийа. И в большинстве книг мухаддисов, и также в отдельных книгах: как книга «Аль-иман» принадлежащая Ибн Абу Шейбе автору «Аль-мусоннаф», и книга «Аль-иман» принадлежащая Абу Убейду Ллаху ибн Салим, и книга «Аль-иман» принадлежащая Ибн Мунда. И все они изданы и доступны, хвала Аллаху.
Источник:
http://salyaf.ru