***

Jun 18, 2014 22:57


Яхья Мусафир
Великолепные картинки из жизни Имама Ахмада


Его звали АбуАбдуЛлах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль Аш-Шайбаний Аз-Зихлий, да помилует его Аллах.

Он был старцем среднего роста, а некоторые говорят: "Он был высоким, был очень смуглым, у него был прекрасный лик, покрашен хной, несильно красной, и в его бороде были черные волоски".

Его покрывало: спокойствие, важность и смиренность. Был почитаем ради Аллаха, так что Абу Убейд сказал: «Я не испытывал почтение ни к кому в вопросе, подобно тому, как я испытывал его к Ахмаду ибн Ханбалю».

Его одежда была плотной, белой. Он одевал чалму и одевал изар. Его одежды были чисты. Он освещал свой дом. И никогда не ходил в общественную баню.


Предчувствие ученых в его отношении,
когда он был маленьким

Его способности проявлялись, когда он был еще юным и ходил в куттабу (школу), и он был известен большим стремлением к обучению будучи ребенком.

Он отличался своей богобоязненностью, легким языком и пером, будучи в расцвете юношества.

Абу Сахль Аль-Хафиз Аль-Хейсам ибн Аль-Антакий сказал о Ахмаде: «Если этот мальчик проживёт, то он будет доводом над людьми своего времени».

Ахмад в детстве отказывается быть доносчиком
Халляль сказал, что ему рассказал Абу Бакр Аль-Марвазий: "Мне сообщили от Аббаса ибн Убейду Ллаха, что он сказал: "Мне сказал Дауд ибн Бустам: "Задержались доходя до меня вести Багдада и я отправил к дяде Абу АбдуЛлы ибн Ханбаля: "Сегодня до нас не дошли вести! (А его дядя был ответственным за вести Багдада). Я хотел отфильтровать их и отправить к халифу". И он сказал мне: "Я уже посылал с ними Ахмада сына моего брата". Он сказал, и его дядя послал за ним, и его привели Абу АбдуЛлаха, а он был мальчиком. И он сказал: "Разве я не посылал с тобой вести?". Он сказал: "Да". Он сказал: "Почему же ты не доставил их?". Он сказал: "Чтобы я доносил эти новости! Я бросил их в воду". Он сказал: "И Ибн Бустам стал спрашивать себя говоря: "Это мальчик, и он страшится, а как же мы?".

Поиск знаний

Передается от Салиха ибн Ахмад ибн Ханбаль, что он сказал: "Мой отец сказал: если бы у меня было пятьдесят дирхемов, тогда бы я отправился в Ар-рай к Джариру ибн Абдуль-Хамиду, и некоторые наши спутники отправились, а я не смог отправится, потому что у меня ничего не было".

Передается от Зухейра ибн Солих ибн Ахмад ибн Ханбаль, он сказал: "Я слышал, как мой отец сказал: "Я отправился в Куфу и я был в доме, а под моей головой был кирпич, и я загрипповал, и вернулся к моей матери, а прежде я не спросил ее разрешения". Он подложил кирпич под голову вместо подушки из-за того что не мог позволить себе большего.

Передается от Абду Ллаха ибн Ахмада ибн Ханбаля: "Я слышал как мой отец сказал: "Порой я хотел отправится пораньше на хадис и моя мама брала меня за мою одежду и говорила: "Подожди пока люди не произнесут азан, или не рассветет, и может быть я хотел отправится пораньше на урок Абу Бакра ибн Ийаша или другой".

Передается от Ибн Маниаа, что он сказал: "Я слышал как мой дедушка сказал: "Однажды Ахмад ибн Ханбал проходил мимо, возвращаясь из Куфы и в его руке была сумка полная книг. И я взял его за руку и спросил: "Один раз из Куфы, один раз из Басры, до каких пор?! Если мужчина запишет тридцать тысяч хадисов, разве это ему не хватит?". И он промолчал, затем я сказал: "Шестьдесят тысяч?". И он молчал. Я сказал: "Сто тысяч?". И он сказал: "Тогда он что-то знает". Ахмад ибн Мани сказал: "Я посмотрел, и у Ахмада было записано триста тысяч от Бахза ибн Асада и Аффана". И я думаю он сказал: "И Равх ибн Убадах".

Солих ибн Ахмад сказал: "Мой отец вознамерился отправится в Мекку для того чтобы совершить хадж Ислама (первый хадж), и его спутником в пути был Йахйа ибн Муин, и он сказал ему: "Даст Аллах и мы отправимся и совершим наш хадж, затем мы отправимся к Абду-Рраззаку в Сану и послушаем (то есть хадисы)". Мой отец сказал и мы вошли в Мекку, и мы стали совершать таваф прибытия. И вдруг мы увидели Абду-Рраззака совершавшего таваф, а Йахйа ибн Муиин видил его до этого и узнал его. И Абду-Рраззак вышел когда закончил свой таваф, и он помолился позади места (Ибрахима) два ракаата и затем сел. И мы закончили свой таваф и помолились позади места (Ибрахима) два ракаата. Йахйа ибн Муиин встал и подошел к Абду-Рраззаку и поприветствовал его. И сказал ему: "Это Ахмад ибн Ханбал, твой брат". И он сказал: "Да продлит Аллах его жизнь и укрепит его, о нем до меня доходит только прекрасное". И Йахйа сказал ему: "Мы придем к тебе завтра инша Аллах чтобы услышать от тебя (хадисы) и записать". Он сказал: "Абду-Рраззак встал и ушел". И мой отец сказал Йахйе ибн Муиину: "Почему ты взял у шейха договор о встрече?". Он сказал: "Чтобы услышать от него, Аллах дал тебе прибыль месяца пути отправления и месяца возвращения и расходы". Мой отец сказал: "Аллах не увидит, чтобы я намеривался сделать определенную вещь и не совершил бы это по причине того, что ты говоришь. Мы отправимся и услышим от него (хадисы)". И он отправился и услышал от него в Сане.

Предается от Солиха ибн Ахмада, он сказал: "Один мужчина увидел у моего отца чернильницу, и сказал: "О Абу Абду-Ллах, ты ведь достиг этого места, ты Имам мусульман". И он ответил: "С чернильницей до могилы".

Абду-Ллах ибн Ахмад говорил: "Я слышал как мой отец сказал: "Я требующий знания до тех пор, пока не войду в могилу".

Передается от Абу Бакра ибн Самаа, он был жителем Мекки: "У нас остановился Абу Абду-Ллах в этом доме, когда я был мальчиком, и моя мать сказала мне: "Будь рядом с этим мужчиной и прислуживай ему, ведь он праведный человек". И я прислуживал ему. И он выходил в поисках хадиса, и у него украли его вещи и его ткань. Он пришел и моя мама сказала ему: "К тебе прокрались воры, и украли твою ткань". Он спросил: "Что ты сделала со скрижалями?". И моя мать сказала ему: "Они в арке". И он не спросил ни о чем другом.

Передается от Абду-Ллы: "Мой отец сказал: "Мы не записали от Абду-Рраззака по его памяти ничего, кроме как в первом собрании, а это было тогда, когда мы вошли ночью, и нашли его сидящим на одном месте, и он продиктовал семьдесят хадисов, затем он обернулся к людям и сказал: "Если бы не он, то я бы не рассказал вам". Он имел ввиду моего отца.

О его стремлении к знаниям и занятие ими
Он, да будет доволен им Аллах, сильно стремился к знанию. В поисках него он отправился в далекие путешествия и потратил на его достижение много времени. И не отвлекался на заработок и женитьбу до тех пор, пока не получил из него то, чего он желал.

Передается от Абу Бакра Аль-Марвазий, что Абу АбдуЛлах сказал: "Я женился только после сорока".

Передается от Солиха ибн Ахмад, он сказал: "Я слышал как мой отец сказал: "Я написал своим почерком тысячу тысяч хадисов, не считая того, что было написано для меня".

В один из дней Саид ибн Амр Аль-Барзаий сказал: "О Абу Зуръа, ты больше знаешь наизусть или Ахмад ибн Ханбаль?". Он сказал: "Ахмад ибн Ханбаль". Он сказал: "И как ты узнал это?". Он сказал: "Я нашел книги Ахмада ибн Ханбаля. В первых ее частях нет биографий имен мухаддисов от которых он слышал. Он выучивал каждую часть от того, от кого он ее слышал, а мне это не под силу".

Абу Зуръа сказал: "Я пришел к Ахмаду ибн Ханбалю и сказал: "Выведи для меня хадисы Суфьяна". И он вытащил мне части все они «Суфьян», «Суфьян». Ни на одном хадисе из них не было: "Нам рассказал такой-то". И я подумал, что они от одного мужчины. И я стал выбирать. И когда он прочитал мне, он стал говорить в хадисах: "Нам рассказал Ваки и Йахья, и нам рассказал такой-то". Он сказал: "Я удивился этому". Абу Зуръа сказал: "И я изо всех сил старался в моей жизни достичь чего-нибудь из этого, но не смог".

Абду Ллах ибн Ахмад ибн Ханбаль сказал: "Мой отец сказал мне: "Возьми какую хочешь книгу из книг Вакиа из «Мусаннаф», и если пожелаешь спроси меня о словах чтобы я сообщил тебе об иснаде, а если хочешь спроси меня о иснаде, чтобы я сообщил тебе о словах".

Ахмад ибн Мухаммад Аль-Халляль сказал: "Я слышал Аба Аль-Касим ибн Аль-Джаббулий, что он сказал: "Большинство людей думают, что Ахмада ибн Ханбаля так часто упоминают из-за испытания постигшего его, а это не так. Когда Ахмада ибн Ханбаля спрашивали о вопросе, то словно знания этого мира были перед его глазами".

Ибрахим ибн Аль-Харбий сказал: "Я застал троих, не видели подобных им, женщины не способны родить подобных им, я видел Абу Убейду Аль-Касим ибн Саллям, я не могу описать его, кроме как гору в которую вдохнули дух, и я видел Бишра ибн Аль-Хариса и я не могу описать его, кроме как мужчину, которого замесил от макушки до стопы из разума, и я видел Ахмада ибн Ханбаля и я вижу словно Аллах собрал для него знание первых и последних, знание всех видов, он говорил то, что пожелал и удерживал то, что пожелал".

Ахмад ибн Саид Ад-Даримий сказал: "Я не видел черноголового, который бы знал наизусть хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и знал бы больше его фикх и его смыслы, чем Абу Абду Ллах Ахмад ибн Ханбаль".

Похвала его шейхов в отношении него
Ахмад ибн Синан сказал: "Я не видел, чтобы Йазид ибн Харун возвеличивал бы кого-либо больше, чем Ахмада ибн Ханбаля и я не видел, чтобы он оказывал почтение подобно почтению, которое он оказывал Ахмаду ибн Ханбалю. Он сажал его рядом с собой, когда рассказывал нам хадисы, и он уважал Ахмада ибн Ханбаля и не шутил с ним, и когда заболел Ахмад ибн Ханбаль, Йазид ибн Харун сел верхом и навестил его".

Передается от Абу Бакра Аль-Марвазий, он сказал: "Я сказал Абу Абду Ллаху: "По какой причине Йазид ибн Харун навестил тебя?". Он сказал: "Я был в Васыте, и я сидел рядом с ним, когда он рассказывал хадисы, и он знал меня, и в один из дней он сказал: "Нам рассказал Йахья ибн Саид, он сказал: "Я слышал Салима ибн Абду Ллах как как он сказал". И я сказал ему: "В нем не было «Я слышал», а было «воистину Салим», и он вошел и вынес книгу, и вдруг там: «воистину Салим». И он спросил: "Кто исправил меня?". И они сказали: "Ахмад ибн Ханбаль". И он сказал: "Сделайте как он сказал". И когда он садился, то говорил: "О ибн Ханбаль приблизься сюда". Он (Ахмад ибн Ханбаль) сказал: "И он пришел сюда и навестил меня".

Передается от Абду Ллаха ибн Мубарака (это не Хурасаний), что он сказал: "Я был у Исмаила ибн Улеййи, и заговорил один человек, и некоторые из нас засмеялись, а там был Ахмад ибн Ханбаль". Он сказал: "И мы пришли к Исмаилу и нашли его рассерженным". И он сказал: "Неужели вы смеетесь, когда у меня Ахмад ибн Ханбаль?!".

Абду-Рраззак ибн Хаммам сказал: "Я не видел более проницательного и более богобоязненного, чем Ахмад ибн Ханбаль".

Абду-Рраззак ибн Хаммам сказал: "К нам не прибывал кто-либо подобный Ахмаду ибн Ханбалю".

Шуджа ибн Мухляд сказал: "Я был у Абу Аль-Валида Ат-Тайалисий и к нему пришла книга Ахмада ибн Ханбаля, и я слышал как он сказал: "Между двух городов (он имел ввиду Басру и Куфу) нет никого более любимого для меня, чем Ахмад ибн Ханбаль, и того, кто бы занимал более высокое место в моей душе".

Мухаммад ибн Али ибн Тархан сказал: "Я слышал как Кутейба сказал: "Если бы не Суфьян Ас-Саврий, то умерла бы богобоязненность, и если бы не Ахмад ибн Ханбаль, то они ввели бы в религию нововведения, какие пожелали". И ему сказали: "О Абу Раджа, ты перечисляешь его (т.е. Ахмада) вместе с табиинами?". Он сказал: "Да, вместе с большими из них".

Его приверженность Сунне
Он, да помилует его Аллах, строго следовал за преданиями. Так, что до нас дошло от Абу Аль-Хусейн ибн Аль-Мунадий, который сказал: "Ахмад попросил разрешения у своей жены, чтобы взять рабыню, стремясь следовать Сунне, и она разрешила ему. И он купил рабыню за малую цену и назвал ее Райхана, следуя Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует".

Аль-Марвазий сказал: "Ахмад сказал мне: "Я не записал хадис не совершив дело в соответствии с ним. Так, что я встретил в хадисе что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал кровопускание (хиджаму) и дал Абу Таййиба один динар и я дал тому, кто сделал мне кровопускание один динар".

Его отношение к приверженцам нововведений
Передается от Солиха ибн Ахмад, что он сказал: "Пришел Аль-Хизамий к моему отцу, а он уже ходил к ибн Аби Дуад (предводитель мутазилитов своего времени), и когда он вышел к нему и увидел его, то закрыл дверь перед его лицом и зашел".

Абу Дауд Ас-Сиджистаний сказал: "Я сказал Абу Абду Ллаху Ахмаду ибн Ханбалю: "Я вижу человека из ахлю-сунны вместе с мужчиной из приверженцев нововведений, оставить ли мне его и не говорить с ним?". Он сказал: "Нет, но объясни ему, что тот, кого ты с ним видел является приверженцем нововведений и либо он оставит разговор с ним, а иначе причисли его к нему, Ибн Масууд сказал: "Человек со своим другом".

Аль-Хасан ибн Саваб сказал: "Ахмад ибн Ханбаль сказал мне: "Я не знаю людей в какое-либо время, которые нуждались бы в изучении хадисов больше людей этого времени". И я сказал: "Почему?". Он сказал: "Появились нововведения, и тот у кого нет хадиса попадет в него".

Передал Абду Ллах ибн Ахмад ибн Ханбаль: "Мой отец сказал: "Могилы нечестивцев из приверженце Сунны являются садами из садов Рая, а могилы аскетов из приверженцев нововведений являются ямами из ям Ада".
http://salyaf.ru/articles/show/448

имам Ахмад

Previous post Next post
Up