Манхадж дотошного и натужного исследования иснадов в хадисах Сыфатов с целью их отвергнуть - манхадж джахмитов
Передал имам аль Халляль со своим иснадом до имама Хасана аль Баззара что он сказал:
رَجُلٌ إِلَى الْمِرِّيسِيِّ , فَقَالَ : يَا أَبَا عَبْدِ الرَّحْمَنِ , أُذَاكِرُ أَصْحَابَ الْحَدِيثِ , فَكُلَّمَا ذَكَرُوا الْحَدِيثَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رَدَدْتُهُ . قَالَ : يَقُولُونَ : أَنْتَ كَافِرٌ . قَالَ : صَدَقُوا . إِذَا ذَكَرُوا الْحَدِيثَ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ , فَرَدَدْتَهُ , يَقُولُونَ : أَنْتَ كَافِرٌ . قَالَ : فَكَيْفَ أَصْنَعُ . قَالَ : إِذَا ذَكَرُوا حَدِيثَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قُلْ : صَدَقْتَ , ثُمَّ اضْرِبْهُ بِعِلَّةٍ , فَقُلْ : لَهُ عِلَّةٌ
"Пришёл один человек к аль Мариси, и сказал ему: "О Абу Абдур Рахман, я разговариваю с приверженцами хадиса, и каждый раз когда они упоминают хадис от Пророка, мир ему, а я его отвергаю, они говорят мне: "Ты кафир".
Аль Мариси сказал: "Они правы в том, что когда они упоминают хадис от Пророка, а ты его отвергаешь, они тебе говорят "ты кафир!"
Он сказал: "Так что же мне делать?"
Аль Мариси сказал: "Когда они упоминают тебе хадис Пророка, говори: "Ты правдив", а затем отталкивай его, упоминая слабости в его иснаде. Говори: "В его иснаде есть слабое место!"
Источник: "Ас-Сунна" аль Халляль, 1734
Пользы из этого сообщения:
1. То, что джахмиты не отвергали напрямую шариатские тексты, и хадисы, однако либо заявляли что это слабые сообщения, либо что у них есть истолкование (как "смысл "Рука" - мощь, и тд)
2. То, что манхадж чрезмерно бдительного исследования иснадов хадисов Сыфатов прикрываясь желанием очистить Сунну и акыду от слабых и порочных сообщений - это давний манхадж муаттылей джахмитов, который переняли от них ашариты типа аль Бейхакы, а от ашаритов подобные имаму хадиса и имаму джарха уа тадиля.
Да, конечно, мы не должны попустительствовать, и принимать например вымышленные или серьезно слабые и отвергаемые хадисы в акыду, да упасет от этого Аллах. На это обращали внимание шейх уль Ислам Ибн Теймия и другие имамы мухаккыки
Однако в достоверности шариатских текстов, как и в их понимании - следует возвращаться к саляфам этой Уммы, и что они удостоверили, и встретили с принятием и передали на это иджма - то и считается достоверным, и никто не имеет права умничать перед ними.
И как известно в науке хадиса - что легкая слабость компенсируется иджма ученых на принятие хадиса и он считается достоверным.
И в любом случае возвращение в этом разделе - к саляфам и имамам.
И при чрезмерно дотошном изучении иснадов изначальная цель коего - отвергнуть матн который вызывает смуту в порочных джахмитских сердцах - можно отвергнуть почти любой хадис под разными надуманными "доводами"
Пример этого - один из крайних джахмитов нашего времени, Хасан ас-Саккаф, написал джуз о хадисах о видении Аллаха в Судный День, (которые пришли от десятков сахабов, по сотням путей) и попытался ослабить все эти пути несмотря на то что десятки из них - в "Сахихе" аль Бухари и Муслима!
И у него тоже "доводы", и "слабые места в иснадах". Однако разве следует поворачиваться к нему, когда имамы этой Уммы из ахли Сунна приняли эти хадисы и удостоверили их?
Точно также и в остальных разделах
https://www.facebook.com/abumusa.a.alasari?fref=nf