Развод психически больного человека
Вопрос: Я - мусульманин. Когда мне было 8 месяцев, мне поставили диагноз полиомиелит. Болезнь присутствует и сейчас, на некоторое время меня полностью парализовало, и я не мог двигаться совсем. Сейчас, хвала Аллаху, ко мне вернулись силы. Но моя нога всё еще слаба, и на неё очень трудно опираться. Поэтому я испытываю трудности при ходьбе.
Однако, хвала Аллаху, мое психическое здоровье в порядке, я счастлив и спокоен. Я получил научную степень и долгое время работал.
В прошлом году я проходил медицинское обследование, и мне сказали, что у меня остались последствия полиомиелита. Это требует от меня уменьшить нагрузки и находится в полном покое. Из-за этого у меня началась бессонница, я плохо стал спать. На протяжении дня у меня плохое настроение, бывало настолько плохо, что на протяжении прошлых четырех лет я часто сильно плакал днём, и настроение моё резко менялось.
Иногда я подумывал о самоубийстве, написал даже завещание и последние просьбы. Всё, о чём я мечтал, это то, как расторгнуть брак, так как я был несчастен.
Я женат, и у меня есть четверо детей. Но я желал развестись. Из-за того, что я часто задумывался, я не слышал детей, когда они мне о чем-то рассказывали. Им приходилось дотрагиваться до меня или кричать в лицо.
Я обращался к психологам. Они сказали, что в моем мозгу увеличилось количество каких-то веществ, и всё это влияло на меня прошлые годы.
Через 19 лет брака и, имея четверых детей, мы с женой расстались. Произошло это в то время, когда я нуждался во врачебной помощи и лечении, я не владел собой. Я развел жену, будучи больным. Я более двух раз сказал ей, что она разведена. Из-за увеличения веществ в мозгу я был душевно больным в то время, как об этом сказали доктора.
В ночь, когда я развел свою жену, я на автомобиле врезался в электрический столб. После слов о разводе я бросил стол со всем, что было на нём, несмотря на то, что по натуре я спокойный человек. Всё это указывает на мое тогдашнее состояние, что я не владел собой.
Я дважды совершал молитву аль-истихара, молитву испрашивания о благе и облегчения. Первый раз я обнаружил, что мой сын зовет меня вернуться домой. Во второй раз я видел свою жену.
Во время развода жены я находился в тяжелом душевном состоянии, испытывал последствия полиомиелита, которым переболел в детстве. Я был очень нервным, не владел собой, мои мысли были рассеяны.
Могу ли вернуть свою жену снова? Считается ли мой развод, который я дал ей, действительным?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых.
Просим Всевышнего Аллаха исцелить Вас и излечить, даровать Вам покой и счастье.
Во-вторых.
В основе, если человек развел свою жену в период, когда у жены не было менструации или беременности, и когда у них не было супружеских отношений, развод считается действительным. Однако Шариат не считает действительным развод, когда человек находится в бессознательном положении. Сообщается от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Развод и освобождение из рабства не считаются действительными, если произошли в бессознательном положении, неосознанно /игляк/» (Ибн Маджа № 2046). Аль-Альбани сказал, что хадис хороший.
Аль-Бухари назвал главу в своём достоверном сборнике хадисов: «Глава о разводе в бессознательном положении, под принуждением, в состоянии опьянения, при сумасшествии и положении (такого развода). (А также) о разводе по ошибке, по забывчивости, многобожии и пр. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Дела по намерениям, и каждый человек получит то, что он намеревался приобрести“. Аш-Ша‘би прочел:
لَا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا
„Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись“ (сура „аль-Бакара“, аят 286).
А также о том, о чем нельзя утверждать в отношении человека сомневающегося (наущаемого). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Ты лишился ума?“ ‘Укба ибн ‘Амир сказал: „Развод человека, наущаемого сомнениями, запрещен“».
К бессознательному состоянию относится и принуждение, и состояние, когда человек не понимает, что делает, и действие без желания. Также, иногда, бессознательным называется состояние человека, который мучается наущениями и сомнениями, человека, околдованного, и состояние некоторых психически больных, когда они дают развод, не желая этого внутри, когда человека словно что-то толкает на это, и он не находит покоя, пока не произнесет слова о разводе. В этом случае также развод действительным не считается.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Наш учитель Ибн Теймийа сказал: „Бессознательное состояние - это состояние, когда человек не знает, что делает, и не имеет цели, намерения (делать это)“. К состоянию бессознательности относятся состояние слабоумного, сумасшедшего, опьяненного, принужденного и человека, который из-за сильного гнева не ведает, что творит. Все эти люди теряют способность думать, понимать и совершать сознательные действия. Развод считается верным, когда человек произносит слова о разводе с намерением (развести жену), и понимая свой поступок» (Хашийату-с-сунан. Т. 6. С. 187).
Таким образом, если Вы произносили слова о разводе, понимая свои слова, зная о последствии их, желая развести свою жену, то развод Ваш считается действительным.
Если же Вы произнесли их бессознательно, под воздействием болезни, то развод недействителен.
Если развод всё же имел место, то, если срок выжидания /‘идда/ еще не прошел, Вы можете вернуть свою жену. Или же Вы можете снова жениться на ней, если она пожелает этого. И это в случае, если развод был первым или вторым.
Хотим обратить Ваше внимание, что если человек развел свою жену трижды или более раз одним разом: например, сказал ей трижды, что она разведена, то это, в соответствии с предпочтительным мнением ученых, считается одним разводом. Также развод считается однократным, если человек развел свою жену, и после, не возвращая свою жену, снова развел её. То есть были ли слова о троекратном разводе произнесены одним разом, или были произнесены через какое-то время, будет считаться, что это однократный развод. Так как развод возможен только после заключения брака или возвращения жены после неполного развода. Таково предпочтительное мнение ученых.
Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос №
96194 и №
126549.
А Аллаху ведомо лучше.
Источник:
http://islamqa.info/ar/183691