Является ли джизья (подушная подать) исламским новшеством?
Многие критики Ислама, обвиняя эту религию в неравном отношении к немусульманам, приводят доводы тем, что они должны выплачивать джизью исламскому государству. Они считают это самой сильной причиной распространения Ислама, так как немусульмане вынуждены принимать Ислам, чтобы не платить джизью. И каждый, кто прислушивается к ошибочному мнению этих критиков, которое указывает всего лишь на незнание ими истины, может сделать для себя следующие выводы:
- Джизья - исламское новшество, придуманное мусульманами, чтобы грабить другие народы.
- Джизья - огромная и недосягаемая сумма, которую не могут выплачивать немусульмане и вынужденно принимают Ислам.
- Джизья - налог, выплачиваемый всеми немусульманами поголовно, не учитывая ни пол, ни возраст, ни финансовое, ни общественное положение человека.
Этими выводами критики вводят людей в заблуждение, чтобы исказить религию Аллаха, и отпугнуть от неё людей и даже настроить их против Ислама. И в ходе нашего разговора мы объясним, что джизья - вовсе не является выдумкой мусульман, и что она существовала ещё со времен евреев, и пророк Иса (мир ему) сам выплачивал джизью. Также мы разъясним: что джизья - это небольшая, ничтожная сумма по сравнению с закятом (обязательный налог, который выплачивают богатые мусульмане в течение года), и разъясним, кто должен платить джизью, так как её не выплачивают все поголовно, как это твердят людям критики Ислама. Прочитав эту статью, вам станет ясно, что джизья - это все лишь небольшое сотрудничество между мусульманами и немусульманами, которое дает последним право отказаться от военной службы в Исламском государстве, частью которого они являются.
В словаре священной книги на сайте Saint Takla1 джизья определяется как:
1 - Имущество или товар или служба, которую преподносит народ или отдельное лицо другому народу или королю, в знак подчинения ему и обеспечения его (Быт. 49:15, Суд. 1:28, 1Езд. 4:13, Ис. 31:8, Мф. 17:25). Когда фарисеи поймали Христа, чтобы испытать его, они спросили его: можно ли выплачивать джизью кесарю, и он сказал им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». И разъяснил своими словами разницу между двумя разными обязанностями.
2 - Джизья по понятиям евреев в законодательстве Мусы (мир ему) - два дирхема, которые возлагаются на каждую душу старше двадцати лет, в размере пол шекеля (серебряная монета в древней Иудее), которые идут на службу обеспечения общественных предприятий (Исх. 30:13). Затем, во времена Неемия, каждый еврей выплачивал одну третью часть шекеля на расходы службы в храме (Неем. 10: 32, 33). После этого они начали взимать по пол шекеля, как годовые налоги, с каждого еврея, достигшего двадцати лет во всех странах мира.
Что касается разговора Христа с Петром по поводу джизьи, которую выплачивал Христос, то он хотел сказать Петру, что они могли бы освободить Христа от джизьи, которую взимали для расходов храма (Мф. 17:24,27). Также король Суляйман (мир ему) возложил на свой народ тяжелую джизью. (1Цар. 12:4) Историк Иосиф пишет, что после разрушения Иерусалима, император Веспасиан, собрал всех евреев со всей империи, чтобы они платили джизью храму Юпитера в Византии, те самые два дирхама, которые они прежде платили храму.
Что же касается рассказа о том, что произошло между евреями-фарисеями и пророком Исой (мир ему) который мы уже упоминали, то это произошло так: Как известно, евреи пытались избавиться от пророка Аллаха - Исы (мир ему) всеми доступными им средствами, и не нашли способа, кроме как обвинить его в неверности византийскому государству, и сказали ему: «Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф. 22:17). Однако результат их заговора не был таким, каким они ожидали: «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22:18-21, Лк. 20:22-25).
Итак, джизья не исламское новшество, она существовала еще во времена евреев, во времена Исы ибн Марьям (мир ему), который сам выплачивал её и приказывал другим выплачивать её византийской империи, которая даже не исповедовала религию Аллаха. Если Иса (мир ему) разрешил платить джизью язычникам и идолопоклонникам, то естественно он разрешил бы платить её мусульманам и единобожникам. Византийское государство не исповедовало христианство во времена Исы (мир ему) и было языческим государством, под властью которого находились евреи и христиане. Не смотря на это Иса (мир ему) приказал своим последователям платить джизью этому государству и сказал: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». При этом разделив две обязанности, и даже поставив вперед обязанность перед государством, даже если оно языческое. В священной книге во многих местах упоминается джизья и мы здесь процитируем некоторые фрагменты из них.
(Мф. 22:19) «Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий». Это история Исы (мир ему) с евреями, которую мы уже упоминали.
(Рим. 13:7) «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.». Эти слова явно указывают на выплату джизьи, тому, кто вправе брать её, так как он сказал: «Отдавайте всякому должное». Мы уже упоминали определение джизьи по христианским понятиям, что это: Имущество или товар или служба, которую преподносит народ или отдельное лицо другому народу или королю в знак подчинения ему и обеспечения его. Значит обязательно выплачивать джизью тому, кто заслужил её, то есть государству.
(Мф. 17:25,26): «И когда вошел он (Петр) в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны». То есть, по мнению Исы (мир ему) джизья взимают только с иностранцев (с чужестранцев или иноверцев), и это нормальное явление и его нельзя за это обвинить в несправедливости или расизме. И взимание мусульманами с немусульман джизьи не является несправедливостью или расизмом, это всего лишь налоги, которые взимаются с них, в то время как мусульмане выплачивают ещё больше налогов, только под другим названием: Закят.
Также в Старом Завете в Священной Книге христиан говорится о том, как Муса (мир ему) платил джизью. (2Пар. 24:9): «И провозгласили по Иудее и Иерусалиму, чтобы приносили Господу дань, наложенную Моисеем, рабом Божиим, на Израильтян в пустыне».
Сами израильтяне тоже взимали джизья от других народов.
(Суд. 1:28): «Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он Хананеев данниками, но изгнать не изгнал их».
Иосиф тоже выплачивал джизья. (Суд. 1:35): «И остались Аморреи жить на горе Херес [где медведи и лисицы], в Аиалоне и Шаалвиме; но рука сынов Иосифовых одолела [Аморреев], и сделались они данниками им».
Осия тоже выплачивал джизью. (4Цар. 17:3): «Против него выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Осия подвластным ему и давал ему дань».
Неевреи же становились рабами, их лишали всех прав и заставляли платить джизью.
(ИсНав. 16:10): «Но [Ефремляне] не изгнали Хананеев, живших в Газере; посему Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань».
И в последнем цитировании из Нового Завета вы увидите, как они свято чтили обязанности перед правителем и считали джизью его правом, и посланник приказывал им подчиняться правителю и платить ему джизью.
(Рим. 1-7): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь».
Джизья в Исламе.
Что касается джизьи в Исламе то это вовсе не то, что хотят внушить нам некоторые критики в своих статьях.
Джизья в Исламе - это небольшая сумма, которая возлагается на взрослых мужчин, способных воевать, и от которой освобождаются женщины, дети, рабы, умственно отсталые и старики2.
Историк Адам Митз говорит в своей книге: (Исламская цивилизация): «Люди, находившиеся под защитой Исламского государства, платили джизью: каждый по мере своих возможностей.
Джизья - это вроде налогов, выплачиваемых на защиту страны. Она возлагалась только на мужчин, способных нести оружие. Люди с увечьями (калеки), монахи и отшельники платили её, если только они были богатыми».3
Умар ибн Хаттаб написал всем начальникам воинских частей: «Не возлагайте джизью на женщин и детей, и не возлагайте её, кроме как на совершеннолетних».4
Сумма джизьи была небольшой и не превышала одного динара, за год, во времена пророка, и четырёх динаров во время Омейядов (Умавийцев). Также с вышесказанного можно понять, что джизья была возложена только на одну третью часть людей, находившихся под защитой Исламского государства, или даже на меньшую часть, так как она не была возложена на женщин, детей и слабых. Как мы уже упоминали, джизью платили только мужчины, способные воевать.
Доктор Набиль Лука Бабавей, египетский, коптский, православный писатель и исследователь, говорит: «Джизья - это незначительная сумма, от которой были освобождены больше семидесяти процентов людей разных других религий, живущих на территории мусульман. От неё освобождались: старики, женщины, дети и священники. Джизья не является наказанием за то, что эти люди не приняли Ислам, это всего - лишь налог, выплачиваемый им за использование общественных предприятий, или, можно сказать, налог - взимаемый с них за их защиту от нападений врагов извне. Это значит, что Ислам не был распространен под давлением меча, как об этом твердят некоторые востоковеды (ориенталисты).5
Джизья освобождает немусульман от двух обязанностей, возложенных на мусульман: зашита страны и закят. (обязательная милостыня)! И будет ли разумным после всего вышеупомянутого думать, что джизья наказание или бремя для изнурения немусульман, чтобы они оставили свои религии и приняли Ислам. И будет ли разумным думать, что немусульмане, чтобы не платить джизья войдут в Ислам в то время, как мусульмане обязаны выплачивать закят, а это намного больше, чем джизья и воевать, чтобы защищать свою страну, при этом подвергая свою жизнь опасности?
Если же сравнить сумму джизьи с суммой закята, то мы найдем, что разница между ними очень большая. Если джизья не превышала четырех динаров за год во время Умавийского государства (омеядов), то закят равен 2,5% годового сбережения человека, то есть самое меньшее это двадцать мискалов (мера веса, равная 24 каратом или 4, 68 грамм) золота за год, как об этом сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. То есть если сумма равная 1150 американским долларов лежит у человека без использования в течение года (это называется нисаб: ценз, обусловленный шариатом)6, то он должен выплатить с этих денег сумму, равную приблизительно 28 долларам (2,5% из 1150 долларов). И так далее, учитывая сбережения человека за год, он должен платит 2,5% из них как закят.
Закят выплачивается со скота, плодов, золота, серебра, торговой прибыли ит.п.
Когда Ислам возлагает джизью на немусульман в исламской стране, это не значит, что он несправедлив к ним, наоборот это указывает на то, что он относится к ним как к равным, ибо Ислам религия милости и справедливости. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о людях, находящихся под защитой Ислама: «Кто несправедливо относится к союзнику по договору (имеется в виду тот, кто не принял Ислам и живет на территории мусульман на договорных основаниях и платит подушную подать) или умалит его права или поручит ему то, что ему не под силу, или заберет у него что - либо без его довольства, тот в Судный День будет оправдываться предо мной».7
По его стопам пошли все его сподвижники и последователи. Умар ибн Хаттаб сказал: «Кто не в состоянии платить полную сумму джизьи - уменьшите её для него, а у кого нет вообще возможности платить её- то избавьте его от неё .8
И когда Умар увидел старого человека из тех, кто платил джизью, который испрашивал у людей, он сказал: «Мы несправедливо отнеслись к тебе, использовали тебя в молодости, а затем взяли с тебя джизью в старости». Затем Умар написал всем правителям, чтобы они освободили стариков от джизья.9
Более того, исламское государство выделяло для беспомощных немусульман и тех, кто не может обеспечить себя по каким - либо причинам, пособия. Умар ибн Абд аль Азиз написал своему подданному в Басре Адий ибн Артаа: «Посмотри на старых и слабых немусульман, живущих на территории мусульман на договорных основаниях, которые лишились своего заработка и выдели им пособия из имущества мусульман, чтобы улучшить их состояние».10
Во времена Умара ибн Хаттаба джизью взимали нежно и милостиво. Когда один из подчиненных Умара принес ему сумму джизъи, взятую с немусульман, ему показалось, что этого много и он сказал тому: «Я думаю, вы погубили людей». Тот сказал: «Нет, клянусь Аллахом, Мы взяли только излишки и то, что давали искренно». Умар спросил: «Без кнута и без подвешивания»? Тот сказал: «Да». Умар сказал: «Хвала Аллаху, который не допустил этого под моей властью и во время моей власти».11
И даже, перед смертью Умар не забыл завещать мусульманам заботиться о тех, кто находится под их защитой и на их территории и сказал:
«Я завещаю халифу, после меня, чтобы он относился хорошо к людям, находящимся под защитой мусульман и живущим на их территории, чтобы он защищал их и не возлагал на них то, что им не под силу».12
Краткое изложение вышесказанного.
Мусульмане стремились хорошо обходиться с живущими в их стране немусульманами, взамен джизьи, которую, выплачивали последние. Джизья это небольшой налог, от которого были освобождены две - трети немусульманского населения. Мнение же о том, что джизья это тяжелая обязанность, заставившая немусульман отказаться от своих религий и принять Ислам, достойно насмешки. Что же это за религия, от которой готовы отказаться немусульмане ради того, чтобы не платить один или четыре динара в течение каждого года? И как они принимают Ислам, чтобы платить закят, сумма которого намного больше четырех динаров и соглашаются воевать на стороне мусульман, при этом рискуя своими жизнями?
Джизья не является наказанием для немусульман за то, что они не приняли Ислам. Это налог, заплатив который немусульманин освобождает себя от участия в битве и в то же время живет спокойно под зашитой мусульман. Для разъяснения всего этого шейх доктор Юсуф Кардави прочитал лекцию для восьмого канала «Iqra» во время Фикх-Медиа Форума восьмого и девятого октября 2005 года, в Джидде, на западе Саудовской Аравии, где косвенно обратился к немусульманам. Лекция была под названием: «Ислам видит все человечество, как одну семью»13, в которой он сказал: « И чтобы еще больше разъяснить и отвергнуть всякие сомнения и ответить на любую ложь, я буду рад процитировать вам слова, написанные известным историком Сэр Томас Арнольдом в его книге: «Призыв к Исламу», которые разъясняют причину взимания джизьи с немусульман, а также разъясняют, на кого была возложена джизья:
«Целью требования джизьи мусульманами от христиан, не было наказанием христиан за то, что они не приняли Ислам, как это внушают нам некоторые исследователи. Христиане платили джизью мусульманам, как и все другие немусульманские народы, живущие на мусульманской территории, которые не служили в войсках, взамен защиты, обеспеченной им мусульманскими войсками. Когда жители Хира принесли сумму джизьи, о которой они договорились с мусульманами, то они открыто сказали, что платят джизью с условием: что их будут защищать от притеснений мусульман, а также других народов.
Также Халид записал в договоре, который он заключил с жителями некоторых городов возле Хира: «Если мы защитим вас, то вы должны платить нам джизью, если не защитим - то нет». И самым откровенным признанием мусульман в этом, является случай, происшедший во время правления халифа Умара. Император Ираклий собрал огромное войско, чтобы отбить у мусульман оккупированные ими земли. Мусульмане должны были сосредоточить все свои силы на битву, которая их ожидала. Но когда Абу Убайда, полководец арабов, узнал о действиях Ираклия, он написал правителям всех открытых (завоеванных) городов в Шаме, приказывая им вернуть людям джизью, которую взяли с них и написал людям: «Мы возвратим вам ваше имущество из-за вестей, дошедших до нас о том, что Ираклий собрал войска против нас, и так как вы поставили нам условие, защищать вас мы возвращаем вам то, что взяли с вас, потому что не можем защитить вас. И если Аллах даст нам победу над ними - мы будем соблюдать ваше условие и все остальное, о чем договаривались с вами».
И большие суммы с государственного счёта были возвращены людям, и христиане воззвали к Аллаху благословить правителей мусульман и сказали: «Да возвратит нам Аллах вас, и даст вам победу над римлянами. Если бы на вашем месте были они (римляне), то ничего бы не вернули и даже забрали бы все, что у нас осталось».
Как мы уже упоминали, джизья была возложена только на мужчин, способных служить в войсках, взамен этой службы. Если же христиане соглашались служить в мусульманских войсках, их освобождали от джизья. Так поступило христианское племя Аль джара джима, которое проживало рядом с Антакия. Они мирно жили с мусульманами и договорились помогать им и воевать с ними, с условием не выплачивать джизью и получать свою долю из трофеев. Подобный договор был заключен еще с одним племенем, когда мусульмане начали стремительно открывать страны Персии в 22 году, и их освободили от джизьи взамен службы в войсках.
Также мы находим много таких примеров с христианами, когда они служили в войсках или на флоте и их освобождали от джизьи во времена тюркского правления. Например: жители Мегарии, албанские христиане, были освобождены от джизьи с условием, что они будут посылать группу вооруженных мужчин для охраны горных проходов на горах Сайзерон и Джеранд. Также христиане служившие разведчиками, работающие для улучшения дорог и строящие мосты все они освобождались от джизьи. Также жители Хидра, христиане, не платили прямых налогов султану, а посылали группу в двести пятьдесят сильных своих мужчин, служить во флот и их обеспечение брала на себя государственная мусульманская казна.
Также были освобождены от налогов жители южной Румынии, Арматиоли, которые составляли основную часть турецких войск, в шестнадцатом и семнадцатом годах. Затем Мидрдайты, с условием посылать вооруженную группу людей для поддержки мусульман во время войны. И христиане-греки, которые контролировали плотины, снабжаемые Константинополь водой или охраняли пороховые хранилища, все они были освобождены от джизьи, учитывая услуги, оказываемые ими мусульманскому государству.
С другой стороны, египетские крестьяне были освобождены от военной службы, и, не смотря на то, что они мусульмане на них была возложена джизья, как и на христиан».14
И хочу обратить ваше внимание на несколько пунктов в том, что процитировал Кардави.
*Абу Убайда, полководец мусульман, взаимодействовал с христианами Шама, и вернул им имущество, когда засомневался в том, что мусульмане смогут защитить их от Ираклия. Возвращение имущества христианам в этот момент является доказательством того, что целью джизья никогда не было ограбление народов или принуждение их принять Ислам, и когда мусульмане узнали о том, что не могут защитить их от врагов, они вернули им джизью.
*Возможность участия христиан в войне на стороне мусульман или поручения им военных заданий, если они не платят джизья, с условием, что они получат свою долю из трофеев.
И как мы узнали, таких случаев было много. И это еще раз подтверждает то, что джизью платил только тот, кто не участвовал в военных действиях.
*Джизья возлагается и на мусульман: если они не участвуют в битве. Это доказательство на то, что целью джизьи не было вынуждение немусульман оставить свои религии и принять Ислам или же ограбление народов и тому подобные, лживые и необоснованные ни на что мнения.
В течение этого раздела, касающегося джизьи стало ясно, что джизья не исламское новшество, а всего лишь продолжение обычая, который существовал еще до Ислама у других народов как евреи и христиане, которые платили её Византийскому языческому государству. Так почему же некоторые из этих народов порицают и считают зазорным платить джизью мусульманам, которые верят что иудаизм и христианство - религии Аллаха и возвеличивают их пророков?
Также стало явным то, что цель джизьи - не ограбление народов и принуждение немусульман к принятию Ислама: ведь некоторые мусульмане тоже платили джизью, чтобы не участвовать в войне; и еще мусульмане вернули джизью тем, у кого она была взята, когда узнали, что не смогут защитить их от врага.
Можно даже сказать, что джизья это настоящий подарок тому, кто не хочет идти на войну: он сохранит себе жизнь взамен небольшой суммы, которую выплатит один раз за весь год.
Она не возлагается на немусульман, вступивших в мусульманские войска. Что лучше же для немусульманина: участвовать в войне и подвергать свою жизнь опасности или же заплатить небольшую сумму, не превышающую нескольких динаров в течение года и избавить себя от военной службы?
Она не возлагается на всех немусульман поголовно, как об этом твердят некоторые, в корыстных целях.
Христианский православный писатель сам писал о том, что приблизительно семьдесят процентов немусульман не выплачивают джизьи и их не принуждают к этому. А бедного человека, не способного платить джизью - освобождают от неё или уменьшают сумму для него.
Все эти разъяснения о джизьи - достаточный и окончательный ответ для тех, кто ищет истину о джизьи, она никогда не была причиной в распространении Ислама.
Источники:
(1) Аль - Анба Такля Хайманоут- самый известный священник в Эфиопии. Церковь Аль - Анба Такля находится в районе Исмаилия, в городе Александрия, в Египте. На сайте Аль-Анба Такля дается определение джизья, с точки зрения христианства.
http://www.st-takla.org(2) Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад Аль Ансарийю Аль Куртубий. « Аль Джамиъ ли ахкам аль Куран» (8/72)
(3) Адам Митз, « Исламская цивилизация» (1/96)
(4) Мухаммад Насир ад Дин Албани. «Ирваъ аль - Галиль фи тахридж ахадис Манар ас Сабиль». Хадис:1255.
(5) Доктор Набиль Лука Бабавей. «Распространение Ислама под остриём меча - между истиной и измышлением». Каир, Заведение Бабавей для печати. 2002 стр. 45.
(6) С сайта всемирной исламской благотворительной организации, находящейся в Кувейте.
Сайт: iico.net
(7) Приводится у Аби Дауда, хадис 3052 в 3/170. Албании счел его достоверным-2626. Подобный хадис приводится также у Насаи, хадис 2749 в 8/25.
(8) Ибн Асакир. « История города Дамаск. 1 том стр. 178.
(9) Ибн Занджавaйх. « Подати» 1 том стр. 163
(10) Ибн Занджавaйх. « Подати» 1 том стр. 170
(11) Имам Абу Убайба Аль Касим ибн Салям в своей книге «Подати» стр. 43.
Аль - Мугни 9/290. « Решения, касающиеся немусульман, живущих на территории мусульман» 1/139.
(12) Приводится у Бухари под номером 1392 в 3/1356
(13) «Ислам видит все человечество, как одну семью» garadawi.net 18/10/ 2005.
(14) Томас Арнольд. «Призыв к Исламу». Библиотека Ан Нахда, третье издание, стр. 79-81. Перевод докторов: Хасан Ибрахим Хасан, Исмаил Ан нахравий и Абдул Маджид Абидин.
http://www.rasoulallah.nethttp://www.whyislam.ru/forum/viewtopic.php?f=31&t=969