"Маликит в фикхе, ханбалит в акыде"Марокканский Султан Мухаммад III ибн ‘Абдуллах аль-Хатыб (умер 1204 г.х.), его старания для распространения правильной ‘акъиды (вероубеждения) и его борьба с заблуждениями аш’аритов
Он был потомком внука Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хасана ибн ‘Али и относился к династии Алидов (правящая династия из потомков Али), которая является правящей династией в Марокко по сей день. Также он относился к числу обладателей знания и написал несколько книг, некоторые из которых изданы, а некоторые остались в рукописном варианте.
Султан Мухаммад ибн ‘Абдуллах сказал:
وأنا في نفسي أتبع الأئمة الأربعة في أبواب العبادة، ولا نفرق بين واحد فيها... وأما في غير أبواب العبادة كالنكاح والطلاق والبيوع وحبس والهبة والعتق وغير ذلك، فلا أتبع إلا مذهب مالك رحمه الله، لأني مالكي المذهب حنبلي الإعتقاد، مع أني مؤمن بأن الإمام أحمد على اعتقاد الأئمة الثلاثة، وأنهم كلهم على هدى من ربهم.
«Сам по себе, я следую четырем имамам в разделах поклонения, и мы не делаем различий среди них (…) Что же касается других разделов, как женитьба, развод, торговля, заключение в тюрьму, освобождение и т.п., то я следую в этом только мазхабу Малика, да помилует его Аллах. Потому что я - маликит по мазхабу и ханбалит по вероубеждению, несмотря на то, что я верю, что имам Ахмад был на убеждениях трех имамов, (и также я верю), что все они придерживались верного Руководства от их Господа». - («Табакъ аль-Арбат», с. 41-74)
И было обычаем султана начинать свои книги со слов: «Маликит по мазхабу, ханбалит по акъиде». И два последних раздела в конце многих своих книг он посвящал разъяснению тому, что он подразумевал под этими словами. Сказал он:
فصل في بيان قولي في الترجمة: المالكي مذهبا الحنبلي اعتقادا. والأئمة رضي الله عنهم اعتقادهم واحد، فأردت أن أشرح قولي المالكي مذهبا الحنبلي اعتقادا، وأبين المقصود بذلك والمراد، لئلا يفهمه بعض الناس على غير وجهه. وذلك أن الإمام أحمد، ثبت الله المسلمين بثبوته، سد طريق الخوض في علم الكلام، وقال: لا يفلح صاحب الكلام أبداً، ولا ترى أحدا ينظر في علم الكلام (إلا) وفي قلبه مرض، (....) وإلى ذلك ذهب الشافعي ومالك وسفيان الثوري وأهل الحديث قاطبة حتى قال الشافعي رضي الله عنه: لأن يلقى الله العبد بكل ذنب ما خلا الشرك بالله خير له من أن يلقاه بشيء من الكلام، فلزم الناس السكوت عن الخوض في علم الكلام
«Раздел, посвященный разъяснению моих слов в автобиографии: “Маликит по мазхабу, ханбалит по убеждениям”. Имамы, да будет доволен ими Аллах придерживались одних и тех же убеждений, и я захотел разъяснить свои слова: “Маликит по мазхабу, ханбалит по убеждениям” и захотел объяснить то, что я подразумевал под этим, чтобы некоторые люди не поняли их не так, как нужно. (Я сказал так), потому что имам Ахмад, да укрепит Аллах мусульман его стойкостью, закрыл путь погружения в науку “каляма”, и сказал: “Никогда не преуспеет приверженец каляма. И ты не увидишь человека, который заглянул в науку каляма, кроме как в его сердце будет болезнь”. (…) И к этому склонился аш-Шафи’и, Малик, Суфьян ас-Саури, и все приверженцы хадиса. И даже сказал аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах: “Для раба лучше встретить Аллаха со всеми грехами, не считая ширка, чем встретить его с чем-нибудь из каляма”. Таким образом, он обязал людей к отстранению от погружения в науку каляма». - («аль-Джами’ ас-Сахих», с. 92)
Ан-Насыри сказал в «аль-Истикъсаъ» (3/68):
وكان السلطان سيدي محمد بن عبدالله رحمه الله، ينهي عن قراءة كتب التوحيد المؤسسة على القواعد الكلامية المحرر على مذهب الأشعرية رضي الله عنهم، وكان يحض الناس على مذهب السلف من الإكتفاء بالإعتقاد المأخوذ من ظاهر الكتاب والسنة بلا تأويل.
«И запрещал султан Сиди Мухаммад ибн ‘Абдиллях, да помилует его Аллах, чтение книг таухида, основанных на калямистских правилах, написанных согласно мазхабу аш’аритов, да будет доволен ими Аллах. И он побуждал людей к мазхабу саляфов - к довольству вероубеждением, взятым из очевидного указания Писания и Сунны, без аллегорического толкования (таъуиля)».
То же самое сказал аль-Мушрафи в «аль-Хуляль аль-Бахийя фи мулюки ад-дауля аль-‘аляуийя» (с. 159).
Султан Мухаммад ибн ‘Абдиллях сказал в начале своей книги, которая не имеет названия:
اِعلم أرشدنا الله وإياك أنه يجب على معلم صبيان المسلمين، لأنه خليفة آبائهم عليهم، أن يقتصر لمن أتاه منهم على حفظه لحزب سبح، فإن صعب عليه فليقتصر على ربعه الأخير (والعاديات) فإذا حفظه، فليعلمه عقيدة ابن أبي زيد، حتى يحفظها وترسخ في ذهنه فهي الأصل الأصيل.
«Знай, да наставит нас Аллах и тебя на Прямой путь, что обязательно для того, кто обучает детей мусульман, т.к. он является наместником, которого поставили для него его родители, ограничить того, кто пришел к ним для заучивания, “Хизб сабхом”. Если это будет трудно для него, то пусть он ограничит его последней четвертью. И когда он выучит это, то пусть он будет обучать его ‘акъиде ибн Аби Зайда до тех пор, пока он не выучит её и пока она не укрепится в его разуме, ведь она основа основ».
Устаз Хасан аль-‘Аббади сказал в «аль-Байда» (с. 99) относительно султана:
ولم يقتصر سيدي محمد بن عبدالله على إعـلان رأيه هذا وكفى، بل نشره في الأمة المغربية محاولاً بذلك إصلاح عقيدتها بإرجاعها إلى العقيدة السلفية، فكان ينهى عن قراءةكتب التوحيد المؤسسة على القواعد الكلامية المحرر على المذهب الأشعري، ويحض الناس ويحملهم على مذهب السلف من الإكتفاء بالإعتقاد المأخوذ من ظاهر الكتاب والسنة بلا تأويل، ولذلك افتتح جميع مؤلفاته الحديثية والفقهية بعقيدة الشيخ ابن أبي زيد القيرواني كمثال للعقيدة السلفية التي رضيها واستمسك بها .... ونص في المرسوم الذي أصدر لإصلاح حالة التعليم على أن العقيدة يجب ان يكتفى فيها بعقيدة ابن أبي زيد، ومن أراد دراسة علم الكلام فليتعاطاه في داره لا في المسجد.
«И султан Сиди Мухаммад ибн ‘Абдиллях не ограничился объявлением этого своего мнения, а даже распространил его среди марокканской общины, пытаясь этим исправить её ‘акъиду, посредством возвращения этой общины к саляфитской ‘акъиде. Он запрещал чтение книг таухида, основанных на калямистских правилах, написанных согласно аш’аритскому мазхабу. Он побуждал к людей к мазхабу саляфов - довольству убеждениями, взятыми из очевидного указания Корана и Сунны без аллегорического толкования. Поэтому, он начинал все свои книги по хадису и фикху с ‘акъиды шейха ибн Аби Зайда аль-Къайрауани, как с примера саляфитской ‘акъиды, которой он был доволен и которой он придерживался. И он сказал в своем указе, который он издал для исправления положения обучения, что в ‘акъиде нужно ограничиться ‘акъидой ибн Аби Зайда, а кто хочет изучать науку каляма, тот пусть занимается этим у себя дома, а не в мечети».
Приведу некоторые высказывания имама ибн Аби Зайда аль-Къайрауани к ‘акъиде которого побуждал султан Сиди Мухаммад…
Имам Ибн Аби Зайд аль-Къайрауани (ум. 386 г.х.) сказал:
فمما أجمعت عليه الأمة من أمور الديانة، ومن السنن التي خِلافُها بدعةٌ وضلالة: أن الله تبارك اسمه«Из числа того на чем сошлась единогласно Умма относительно религиозных вопросов и Сунны, противоречие которой является ересью и заблуждением: “Что Аллах …”» Затем он упомянул различные убеждения, из числа которых:
وأنه فوق سماواته على عرشه دون أرضه، وأنه في كل مكان بعلمه«И что Он над Своими небесами на Своем Троне, а не на земле, и что Он везде Своим Знанием». Затем Он упомянул остальные убеждения, а потом сказал в конце:
وكل ما قدَّمنا ذِكْرَه فهو قول أهل السنة وأيمة الناس في الفقهِ والحديث على ما بيناه، وكله قول مالك، فمنه منصوص من قوله، ومنه معلوم من مذهبه«И все, что мы упомянули является мнением приверженцев Сунны и имамов людей в фикъхе и хадисе так, как мы разъяснили. И все это также является мнением Малика. Из числа этого есть то, относительно чего переданы тексты из его собственных слов и есть то, что известно в его мазхабе».
(Ибн Аби Зайд аль-Къайрауани «Китаб-уль-Джами’» 107-108)
Ибн Аби Зайд аль-Къайрауани сказал, перечисляя убеждения, которые должен исповедовать мусульманин:
وأنه فوق عرشه المجيد بذاته، وهو في كل مكان بعلمه«И что Он сверху Своего славного Трона Своей Сущностью, и что Он во всех местах Своим Знанием».
(«ар-Рисаля» ибн Аби Зайд аль-Къайрауани, с. 7)
АКЪИДА САЛЯФОВ |
http://vk.com/aqida_salaf