Виды участия мусульман в мусульманских и немусульманских праздниках и торжествах, а также религиозно-правовые решения в отношении этого
Вопрос: Я был среди присутствующих на частной встрече, которая произошла на прошлой неделе, с министром-христианином. Аллах пожелал, чтобы я был там. На этой встрече шейх и трое из сестер попытались организовать религиозное торжество, которое состояло в несении свечей вместе с представителями других религий. После они стали обходить озеро, возле которого происходило торжество. Скажите мне, как я могу объяснить им, что подобные действия являются нововведением? Как доказать им, что эти действия по Корану и Сунне верными не являются?
Ответ: Хвала Аллаху.
Празднества, памятные события и торжества могут происходить в разных формах, поэтому отличаются и их положения в Шариате. Это касается и праздников в кругу мусульман, так и в кругу немусульман. Разберем все их по пунктам.
1. Мусульманину запрещено участвовать в религиозных празднествах неверующих и не дозволено поздравлять их с ними. Это наиболее тяжелые по тяжести греха виды празднования праздников немусульман, и это может привести к неверию.
Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал:
«Поздравление их словами неверия, которые принято у них говорить в этих случаях, запрещено единодушным мнением: например, поздравлять с их праздниками и постом словами „Да будет благословенным твой праздник“ или „Будь счастлив по случаю праздника“ и т.п. Даже если человек, сказавший подобные слова, убережет себя от неверия, то они являются запретными. По положению они такие же, как если бы он поздравил его с земным поклоном кресту, а это является величайшим грехом пред Аллахом. И этот грех ненавистен Ему более, чем если бы поздравили с распитием вина, убийством человека, совершением прелюбодеяния и т.д.» (Ахкям ахли аз-зимма. Т. 3. С. 211).
Аз-Захаби, да помилует его Аллах, сказал: «У христианина и иудея есть праздники, которые присущи только им, но мусульманин не соучаствует в них, как не соучаствует ни в их законах, ни в направлении их молитв» (Таших аль-хасис би ахли-ль-хамис. Т. 4. С. 193).
Смотрите также ответы на вопросы под №
947, №
11427, №
4528, №
1130 и №
115148.
2. Ученые разногласили о положении посещения личных памятных событий неверующих и посещения их по различным поводам: например, свадьбы, посещения из-за излечения от болезни, возвращения из путешествия. Наиболее верное мнение ученых состоит в том, что это дозволено при условии пользы, обоснованной в глазах Шариата: призыва к религии и прививание любви к Исламу.
За дополнительной информацией обратитесь к ответу на вопрос №
127500.
3. Во время празднеств и торжеств, которые присущи неверующим, мусульманину не дозволено уподобляться неверующим в одежде, или в употреблении определенной пищи, или в совершении определенных обычаев, как например, зажигать свечи и делать обход вместе с ними.
Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал:
«Мусульманам запрещено уподобляться им в том, что касается их праздников: ни в еде, ни в одежде, ни в совершении омовения, ни в разжигании огней, ни в изменении обычного режима дня (жизненных дел, поклонении и др.).
Как не дозволено созывать (людей) на пир, дарить подарки, торговать специально для этого тем, чем они пользуются в эти праздники. А также позволять детям и другим играть в игры, присущие их праздникам, и украшаться.
Одним словом, мусульманам не дозволено совершать в дни немусульманских праздников нечто присущее только немусульманам. Для мусульман этот день является обычным днем, как и все остальные, и они не делают то, что присуще этому празднику у них» (Маджму‘ аль-фатауа. Т. 25. С. 329).
4. Мусульманину запрещено посещать торжества неверующих и мусульман, в которых распространяются идеи ложной религии или идеологии, или восхваляются ложные мысли или убеждения.
Обратитесь к ответу на вопросы №
3325 и №
10213.
5. Мусульманину запрещено посещать торжества неверующих и мусульман, если они приобретают вид повторяющегося праздника: ежедневного, ежемесячного или подобного. Например, день рождения, День матери.
Ознакомьтесь с ответами на вопросы №
5219, №
1027, №
26804 и №
59905.
6. Мусульманину запрещено посещать торжества неверующих и мусульман, если само торжество будет собрано по запретному поводу, например: День всех влюбленных, день рождения нечестивого человека, или человека, творящего беззаконие, или торжество по случаю учреждения неверующей или нечестивой партии.
Подробнее в ответе на вопрос №
135119.
7. Мусульманину запрещено посещать торжества неверующих или мусульман, где присутствует смешение мужчин и женщин, или где присутствует музыка, или где употребляют запретную пищу.
Обратитесь к ответам на вопросы №
6992 и №
97014.
Если Вы ознакомитесь с тем, что было разъяснено, то Вам станет ясно, что подобные собрания и действия, которые были совершены там, запрещены. Так как на этой встрече было смешение мужчин и женщин, уподобление неверующим в зажжении свечей и обходе с ними, выражая почтение и возвеличивая эту ложную религию, участвуя в ее распространении. Не просто в хранении молчания о ней, а выказывая ей уважение и подтверждая ее обряды.
А Аллах знает лучше.
Источник:
http://islamqa.info/ar/145893