ИДЖМА'
ЕДИНОГЛАСНОЕ МНЕНИЕ
ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ В ВОПРОСЕ "ГДЕ АЛЛАХ?"
Шейх Имама Бухари, которого звали На’им ибн Хаммад аль-Хуза’и сказал:
«Кто уподобил Аллаха творениям, тот стал неверным».
Передал Лялякаи в «Шарх ус-Сунна», 936; Шейх Альбани также посчитал это сообщение достоверным. См. «Мухтасар аль-’Улюв», стр. 184.
Ученые 5 века по хиджре
1. Имам Ибн Абд аль-Барр (умер в 463 г.)
Имам Ибн Абд аль-Барр (умер в 463 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге “ат-Тамхид” 7/138, поясняя толкование 7 аята Суры аль-Муджадаля: “Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше - Он всегда с ними, где бы они ни были”: “Ученые из Сахабов и Табиинов, от которых и дошёл до нас “таьвиль”- в смысле тафсир- Корана в этом аяте, (говорили), что Он над Аршем, а Знание Его повсюду. И не противоречил им в этом никто, из тех, чьи слова можно было бы считать доводом”.
وأما احتجاجهم بقوله عز وجل : " ما يكون من نجوى ثلاثة إلا هو رابعهم ولا خمسة إلا هو سادسهم ولا أدنى من ذلك ولا أكثر إلا هو معهم أينما كانوا " فلا حجة لهم في ظاهر هذه الآية ، لأن علماء الصحابة والتابعين الذين حملت عنهم التأويل في القرآن قالوا في تأويل هذه الآية : هو على العرش ، وعلمه في كل مكان . وما خالفهم في ذلك أحد يحتج بقوله
2. Имам Абу Наср ас-Сиджзи (у. 444 г по хиджре)
Абу Наср ас-Сиджзи[1] сказал: «Наши имамы, такие как Суфьян ас-Саури, Малик, Хаммад ибн Салама, Хаммад ибн Зейд, ’Абдуллах ибн аль-Мубарак (ум.181 г.х), аль-Фудайль ибн ’Ияд, Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахауейхи, все были на акыде, что Аллах, Субхануху уа Та’аля, над Троном, Сущностью Своей, и что Его Знание везде...». (Имам аз-Захаби в «Китаб аль-Арш», 2/352, и «ас-Сияр», 17/656)
Абу Наср ас-Сиджзи говорит об ашаритах: «И что касается их (ашаритов), (они) утверждают то, что противоречит тому, во что они истинно верят и это практика еретиков. Это в их подтверждении, что Аллах Прославляемый возвысился над Престолом. Однако также из их убеждения не дозволено описывать Аллаха Прославляемого над небесами ни то что Он не в земле, и не над Троном, и не то что Он вверху». (См. «Рад ман Анкара-ль-Харф уа Соут», стр. 122)
Также он сказал: «И убеждением людей Истины (Ахлю аль-Хакк) является, что Аллах Субханах, над Троном, Своей Сущностью, без соприкосновения». («Рад ман Анкара-ль-Харф уа Соут», стр. 126)
Он также сказал: «Также многие из его (аль-Ашари) мазхаба очевидно говорят в соответствии со словами Ахлю-Сунна в основе. Затем после объяснения и дальнейшего уточнения, они заканчивают словами мутазилитов. Невежественный человек примет то, что явно, но знающий человек будет говорить только о том, о чем ему известно. Поэтому их вред больше вреда мутазилитов, потому что последние (мутазилиты) сделали ясным свою позицию к Ахлю Сунна и потому, что первые (ашариты и куллябиты) скрытны и пытаются смешаться с людьми истины». («Рад ман Анкара-ль-Харф уа Соут», стр 177-181)
[1] - аль-Хафиз Абу Наср ’Убайду-Ллах ибн Саид ибн Хатим ибн Ахмад аль-Уа’или ас-Сиджзи (у. 444)
Мазхаб в фикхе: Ханафисткий
Его учителя: Саид ибн Хатим (его отец, ученый ханафит), Абу Зухайр Масуд ибн Мухаммад (учитель арабского языка), Абу Абдуллах аль-Хаким, Абу Я’ла аль-Махлаби, Ахмад ибн Ибрахим аль-Абкаси, и др. учителя от которых он брал знания во время поездок в Найсабур, Египет, Басру и Мекку.
Его ученики: ’Абдуль-Азиз ибн Мухаммад, Джа’фар ибн Яхъя аль-Хакак, Джа’фар ибн Ахмад ас-Сарадж, Абу Исхак аль-Хабаль, и др. См. «ас-Сияр», 17/655, Имам Захаби.
Его смерть: Абу Наср ас-Сиджзи покинул этот мир в месяце Мухаррам, 444 года, в городе Мекке. (См. «ас-Сияр», 17/656)
Автор известной книги «аль-Ибана аль-Кубра».
Сказал о нем Ибн Макула: «Он был одним из выдающихся Хуфазов, он слышал от многих в Хурасане, Мекке, Египте, Басре и Ираке; и он оставался рядом с Харамом до самой смерти». («аль-Икмал», 7/398)
Абу Са’д ас-Сам’ани сказал о нем: «Он был одним из Хуфазов, он путешествовал в Египет, и он путешествовал во все части Хурасана и встретил ученых... у него были хорошие знания в Хадисе...». («аль-Ансаб», 5/570)
Имам ас-Суюти сказал: «Он был умелым и экспертом в Хадисе и Сунне, и большим путешественником». («Хусн аль-Мухадара фи Тарих Миср уаль-Кахира», 1/353)
Сказал о нем его ученик ’Абдуль-Азиз ибн Мухаммад: «Ученый и Хафиз... Он был умелым и достойным доверия ученым из Ахлю-Сунна». ( «аль-Ансаб», 5/571)
3. Абу ‘Усман ас-Сабуни (ум. 449 г.)
وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحاً لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِباً وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ
Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными. (Коран, сура 40, аяты 36-37)
Абу ‘Усман ас-Сабуни (ум. 449 г.) сказал в своей книге «‘Акыда Саляф уа Асхабуль-Хадис»:
وأخبر الله سبحانه عن فرعون اللعين أنه قال لهامان. {ابن لي صرحا لعلي أبلغ الأسباب * أسباب السموات فأطلع إلى إله موسى وإني لأظنه كاذبا} وإنما قال ذلك لأنه سمع موسى عليه السلام يذكر أن ربه في السماء, ألا ترى إلى قوله {وإني لأظنه كاذبا} يعني في قوله: إن في السماء إلها, وعلماء الأمة وأعيان الأئمة من السلف رحمهم الله لم يختلفوا في أن الله تعالى على عرشه, وعرشه فوق سماواته
«Аллах оповестил нас, что проклятый Фараон скахал Хаману: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом”. Он сказал это, потому что слышал от Мусы, мир ему, что Господь его в небесах, разве ты не видишь слова его: “Воистину, я считаю его лжецом”, т.е. в его утверждении, что в небесах есть Бог. Ученые этой Уммы и выдающиеся имамы Саляфы, да смилуется над ними Аллах, ни сколько не разногласят в том, что Аллах Всевышний, над Троном Своим, а Трон Его над небесами». (См. «‘Акыда Саляф уа Асхабуль-Хадис», стр. 176)
Также и на стр. 36-37: «Асхаб аль-Хадис убеждены и свидетельствуют о том, что Аллах над семью небесами над Троном Своим как сказано в Книге Его и выражено учеными Уммы из выдающихся Имамов Салафов, они не разногласили в том, что Аллах над Троном Своим, а Трон Его над небесами».
شيخ الإسلام أبو عثمان الصابوني ( 372-449) قال رحمه الله في عقيدة السلف أصحاب الحديث (ص36-37): ويعتقد أصحاب الحديث ويشهدون أن الله فوق سبع سمواته على عرشه كما نطق كتابه وعلماء الأمة واعيان الأئمة من السلف ، لم يختلفوا أن الله على عرشه وعرشه فوق سمواته
4. Имам Ибн ‘Абдуль-Барр аль-Андалуси (ум. 463 г.)
Имам Ибн ‘Абдул-Барр, да смилуется над ним Аллах, подтверждал Возвышенность Аллаха над творениями (‘Улув), и указывает на это его следующие слова, по поводу Хадиса о Снисхождении Аллаха на небо Дуния:
«...В нем доказательство на то, что Аллах в Небесах, над Троном, над всеми 7 Небесами, как сказали группа Ученых, и это из их доводов против му’тазилитов и джахмитов, которые говорили что Аллах по всюду, и что нет Аллаха над Троном. А доказательство на верность того, что сказали приверженцы Истины, это Слова Аллаха:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
«Милостивый вознесся на Трон». («Та-ха», 5)
И Слова Его:
إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ
«К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние». («Фатыр», 10)
И Слово Его:
سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى
«Славь имя Господа твоего Всевышнего». («А’ля», 3)
И это все из (Улув) Возвышенности... а Джахми заявляет что Он внизу... И сказал Он Исе (мир ему):
إِذْ قَالَ اللّهُ يَا عِيسَى إِنِّي مُتَوَفِّيكَ وَرَافِعُكَ إِلَيَّ
«Вот сказал Аллах: "О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе"». («аль-Имран», 55)
...И эти все ясные аяты в опровержение слов му’тазилитов».
(Смотрите «ат-Тамхид», 7/ 129-131. Здесь приведено с сокращениями)
وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحاً لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِباً وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ
Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными. (Коран, сура 40, аяты 36-37)
Имам Ибн ‘Абдуль-Барр аль-Андалуси (ум. 463 г.) в книге «ат-Тамхид» сказал:
فدل على أن موسى عليه السلام كان يقول إلهي في السماء, وفرعون يظنه كاذبا
«Это доказывает, что Муса, мир ему, говорил: “Мой Господь над небесами” и [то что] Фараон думал, что он лжет». (См. «ат-Тамхид», 7/133)
5. Имам Са’д ибн ‘Али аз-Зенджани аш-Шафи’и (ум. 471 г.)
وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحاً لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِباً وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ
Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными. (Коран, сура 40, аяты 36-37)
Имам Са’д ибн ‘Али аз-Зенджани аш-Шафи’и (ум. 471 г.) сказал:
وأخبر عن فرعون أنه قال: {يا هامان ابن لي صرحا لعلي أبلغ الأسباب * أسباب السماوات فأطلع إلى إله موسى وإني لأظنه كاذبا} وكان فرعون قد فهم عن موسى أنه يثبت إلها فوق السماء حتى رام بصرحه أن يطلع إليه, واتهم موسى بالكذب في ذلك, ومخالفنا ليس يعلم أن الله فوقه بوجود ذاته فهو أعجز فهما من فرعون
«И Он (Аллах) оповестил нас, что Фараон сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом”, и Фараон понял от Мусы, что он подтверждал Бога, который над небесами, поэтому он (Фараон) хотел достичь Его через башню, и он обвинял Мусу во лжи об этом. И наш оппонент не признает, что Аллах над ним Своей Сущностью… поэтому, и он менее разумный в понимании, чем Фараон». (См. «Иджтима Джуюшь аль-Исламия», стр. 197-198)
6. Абу Ну’айм аль-Асбахани (ум. 430 г.)
Абу Ну’айм аль-Асбахани аш-Шафи’и - Имам, ‘Алим, Шейхуль-Ислам, Мухаддис, Шафиитский факих. Родился в 336 году, умер в 430.
Имам Абу Ну’айм аль-Асбахани ас-Суфи аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, в своей книге “Махаджат аль-Уасикъин”, сказал: «И они на единогласии, что Аллах над небесами, и что Он высоко над Своим Троном, и сделал Истиуа над ним, [и] не овладел им, как говорят джахмиты». (См. “Акъауиль ас-Сикат”, стр. 90, “Ляуами’ аль-Ануар аль-Бахия”, 1/196-197, Абу аль-’Аун аль-Исфарайни)
Также Абу Ну’айм аль-Асбахани, в своей книге по ‘акыде сказал: «Наш путь - это путь Саляфов, которые следовали за Кораном, Сунной и за единогласием Уммы, и из того, во что они верили было...», далее аль-Асбахани перечисляет несколько пунктов, во что должен верить каждый мусульманин, и продолжает: «И что хадис который был передан от Пророка, саля-Ллаху ‘алейхи уа салям, о Троне, и Вознесении Аллаха над ним, они (Саляфы) подтверждали их не говоря об их “кейфии”, и не уподобляя их творениям; и что Аллах Та’аля отдален от Своих творений, и Его творения отдалены от Него... Он Возвысившийся над Троном, над небесами...». (См. “Китаб аль-’Арш”, 2/345-346, “аль-Улув”, стр. 243, Имам аз-Захаби)
Ученые 6 века по хиджре1. Абу аль-Касим Исма’ил аль-Асбахани (ум. 535 г.)
وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحاً لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِباً وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ
Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными. (Коран, сура 40, аяты 36-37)
Абу аль-Касим Исма’ил аль-Асбахани (ум. 535 г.) [1] сказал:
وأخبر عن فرعون أنه قال: {يا هامان ابن لي صرحا لعلي أبلغ الأسباب * أسباب السماوات فأطلع إلى إله موسى وإني لأظنه كاذبا} فكان فرعون قد فهم عن موسى أنه يثبت إلها فوق السماء حتى رام بصرحه أن يطلع إليه, واتهم موسى بالكذب في ذلك
«И Он (Аллах) рассказал о Фараоне, что он сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом”, и Фараон понял от [слов] Мусы, что он подтверждал, что Бога который над небесами, и он даже пытался посмотреть на Него, посредством своей высокой башни, и он обвинял Мусу в том, что он лжет об этом (о том, что есть Бог над небесами)». (См. «аль-Худжа фи Баян аль-Махаджа», 2/115)
[1] Исма’ил ибн Мухаммад ат-Тейми аль-Асбахани
величайший ученый, Имам, Факих шафиитского мазхаба, прозвищем которого было «Кауам ас-Сунна» (Устанавливающий Сунну). Написал огромное количество книг. Родился в 457 году по Хиджре.
Имам Ибн Касир сказал о нем: «Имам, Хафиз, великий ученый - Абу аль-Касим ат-Тамими ат-Тальхи аль-Асбахани аль-Джузи, который известен как «Кауам ас-Сунна», один из Имамов шафиитского мазхаба, и один из великих ученых Хадиса и его критики». (См. «Табакат аль-Фукаха аш-Шафи’ин», 2/591)
Имам Абу аль-Хусейн ат-Туйюри сказал: «Не приходил к нам из Хурасана, никто подобный Исма’ил ибн Мухаммаду». (См. «Тазкират аль-Хуффаз», 4/52)
Умер он в 535 году в своем родном городе Асбахане, в день ‘Ид аль-Адха! Да смилуется над ним Всевышний Аллах и введет его в райское сады!
2. Ибн Кудама аль-Макдиси (ум. 620 г.)
وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحاً لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِباً وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ
Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными. (Коран, сура 40, аяты 36-37)
Ибн Кудама аль-Макдиси (ум. 620 г.) в толковании аята 40:36-37, сказал:
يعني أظن موسى كاذبا في أن الله إلهه في السماء, والمخالف في هذه المسألة قد أنكر هذا, يزعم أن موسى كاذب في هذا بطريق القطع واليقين, مع مخالفته لرب العالمين, وتخطئته لنبيه الصادق الأمين, وتركه منهج الصحابة والتابعين, والأئمة السابقين, وسائر الخلق أجمعين. ونسأل الله تعالى أن يعصمنا من البدع برحمته, ويوفقنا لاتباع سنته
«Смысл [этого аята]: “Я считаю, что Муса лжет в утверждении что, Аллах, его Бог, над небом”. И [наш] оппонент в этом вопросе отрицает это, и утверждает, что Муса - лжец (лжет) в этом (в том, что Аллах над небом)… И мы просим Аллаха защитить нас от нововведенцев…». Далее Ибн Кудама ругает и критикует подобных людей. (См. «Исбат Сыфат аль-‘Улув», стр. 65)
3. ‘Абдуль-Кадир аль-Джиляни (ум. 561 г.)
Шейх ‘Абд аль-Кьадир Джилани сказал: “Вознесение [Истиуа] является Его сущностным качеством, и оповестил Он нас об этом в семи аятах, в Книге Своей, а так же пришло это в Сунне, и это есть качество, обязательно присущее Ему, и подобающее Ему, как и Рука [Ядд], Лик [Воджх], Глаз [‘Айн], Жизнь, Мощь…и мы не отойдем от Книги и Сунны, будем читать аяты и хадисы и уверуем в то, что в них, однако, знание о форме-образе [кейфият] в Качествах и Атрибутах Его, оставим на Знание Аллаха Всевышнего”. Смотрите “аль-Гьунья” стр. 74. Глава: “Познание Творца”. Издательство “Дар ас-Содир”. Ливан. Бейрут. Второе издание. 2007 г.
Шейх ‘Абдуль-Кадир аль-Джиляни (ум. 561 г.) в своей книге «аль-Гъунья», перечисляя признаки джахмитов, говорит:
«Глава: О джахмитах, относящихся к Джахму ибн Сафуану; а он утверждал:
- Что Иман - это лишь познание сердцем (ма’рифа) Аллаха и Его Посланника, и всего того, с чем Он пришел;
- И они утверждают, что Коран сотворен;
- И что Аллах не говорил с Мусой (напрямую);
- И что Высочайший Аллах никогда не разговаривал;
- И что Его не увидят (в Судный день);
- (перевод не понятен - ред.)
- И что у Него нет ни Трона, ни “Курсийя”, и что Он не над Троном;
- И они отрицают Весы;
- И наказание в могиле;
- И (отрицают) что Рай и Ад - сотворенные вещи;
- И он (Джахм) утверждал, что если бы они были сотворены, то имели бы конец;
- И (утверждал) что Аллах, ‘Азза уа Джаль, не будет говорить со Своими творениями, и не посмотрит на них в День Воскресения;
- И что обитатели Рая не будут смотреть на Высочайшего Аллаха, и не увидят Его там (в Раю);
- И что Иман - это лишь познание сердцем, не нуждающееся в подтверждении языком
- И они отрицали все Атрибуты аль-Хакка (Аллаха), ‘Азза уа Джаль, пречист Он от этого…».
(См. «аль-Гъунья ат-Талибин», 1/228-229, ‘Абдуль-Кадир аль-Джиляни)
Сканированная копия:
4. Имам Абу аль-Хасан аль-Караджи аш-Шафии (ум. 533 г.)
Имам Абу аль-Хасан аль-Караджи аш-Шафи’и говорит в этой поэме (отрывок) про Ахли-Сунна уа аль-Джама'а: «Их убеждения - то, что Илях (Аллах) над Троном, Своей Сущностью». (См. «аль-Улув» и «Китаб аль-Арш», Имам аз-Захаби)
5. Имам Ибн Мусафир аль-Хаккари (ум. 555 г.), шафиитский ученый
Имам, Шафиитский ученый ‘Ади ибн Мусафир аль-Хаккари аш-Шафи’и (ум. 555 г.) в книге «И’тикъад Ахлю-Сунна уаль-Джама’а», сказал:
«...и что Аллах над Троном, отдален от Своих творений, как Он описал себя в Своей Книге и языком Своего Пророка, без вопроса как. Он объемлет всё Знанием Своим...».
(См. «И’тикад Ахлю-Сунна уаль-Джама’а», стр. 30)