ИДЖМА'
ЕДИНОГЛАСНОЕ МНЕНИЕ
ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ В ВОПРОСЕ "ГДЕ АЛЛАХ?"
Шейх Имама Бухари, которого звали На’им ибн Хаммад аль-Хуза’и сказал:
«Кто уподобил Аллаха творениям, тот стал неверным».
Передал Лялякаи в «Шарх ус-Сунна», 936; Шейх Альбани также посчитал это сообщение достоверным. См. «Мухтасар аль-’Улюв», стр. 184.
Ученые 2 века по хиджре
1. Айюб ас-Сахтияни, ученый и имам Басры (в Ираке), (умер 131 г по хиджре)
2. Мукъатиль ибн Хайян, ученый Хорасана (умер до 150 г по хиджре)
3. Язид ибн Харун, учитель имама Ахмада ибн Ханбаля и многих других (118-206 г.г по хиджре)
4. Ибн Джурайдж, шейх аль-Харама, муфтий Хиджаза (умер 150 г. хиджре)
5. Абу ‘Амр ‘Абдур-Рахман ибн ‘Амр аль-Ауза’и, ученый Шама в свое время (умер 157 г. хиджре)
6. Имам Мухаммад бин Мус'аб ад-Да'а (умер в 228 г по хиджре)
7. Имам Яхъя ибн Саллям (ум. 200 г.)
8. Имам Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит (ум. 150 г.)
9. Имам Малик ибн Анас ибн Амир (ум. 179 г.)
10. Имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи'и (ум. 204 г.)
Ученые 3 века по хиджре
1. Имам Ахмад ибн Ханбаль (умер в 241 г по хиджре)
2. Мухаммад ибн Яхъя аз-Зухайли - Имам, саляф (умер в 258 г по хиджре)
3. Имам Ибн Абу Хатим ар-Рази (240-327 г по хиджре)
4. Имам Исхакъ ибн Рахаувейх (умер в 238 г.)
5. Имам Къутейба ибн Саид (150-240 г.)
6 и 7. Имам Абу Зуръа (умер в 264 г.) и Имам Абу Хатим ар-Рази (умер в 277 г.).
8. Имам Усман ибн Саид ад-Дарими (умер в 280 г.)
9. Имам Закарья ас-Саджи (умер в 307г.)
10. Имам Абу Хасан аль-Ашари (260-330 г.г по хиджре)
11. Имам аль-Хафиз Ибн аль-Ахрам (у. 301)
12. Имам Ибн Хузейма (ум. 311 г.) - ученик имама Шафии и учитель имама Бухари
13. Харис аль-Мухасиби (ум. 243 г.)
14. Имам Ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.)
15. Имам Мухаммад ибн Зияд (ум. 231 г.) - ученый-языковед, известный как ибн аль-'Араби
Ученые 4 века по хиджре
1. Имам Ибн Абу Зейд аль-Къайравани (умер 386 г.)
2. Имам Ибн Батта аль-Акбарий (304-387 г.)
3. Имам Абу Умар ат-Талманкий аль-Андалусий (339-429 г.)
4. Хафиз Абу Наим аль-Асфахани (336-430 г.)
5. Имам Абу Ахмад аль-Караджи аль-Кассаб (у. 360)
6. Имам Ибн Батта аль-Укбари аль-Ханбали (у. 387)
7. Имам Абу аш-Шейх аль-Асбахани (умер в 369 г по хиджре)
8. Абу Лейс ас-Самарканди (ум. 375 г.)
9. Абу Сулейман аль-Хаттаби (ум. 388 г.)
10. Имам Абу Бакр Ахмад ас-Сибгъи аш-Шафи’и (у. 342)
11. Имам Ибн аби Заманин (ум. 399г г.)
Ученые 5 века по хиджре
1. Имам Ибн Абд аль-Барр (умер в 463 г.)
2. Имам Абу Наср ас-Сиджзи (у. 444 г по хиджре)
3. Абу ‘Усман ас-Сабуни (ум. 449 г.)
4. Имам Ибн ‘Абдуль-Барр аль-Андалуси (ум. 463 г.)
5. Имам Са’д ибн ‘Али аз-Зенджани аш-Шафи’и (ум. 471 г.)
6. Абу Ну’айм аль-Асбахани (ум. 430 г.)
Ученые 6 века по хиджре
1. Абу аль-Касим Исма’ил аль-Асбахани (ум. 535 г.)
2. Ибн Кудама аль-Макдиси (ум. 620 г.)
3. ‘Абдуль-Кадир аль-Джиляни (ум. 561 г.)
4. Имам Абу аль-Хасан аль-Караджи аш-Шафии (ум. 533 г.)
5. Имам Ибн Мусафир аль-Хаккари (ум. 555 г.), шафиитский ученый
Ученые 7 века по хиджре
1. Имам Такия-дин Ибн ас-Салах аш-Шафи’и (у. 643)
Ученые 8 века по хиджре
1. Имам аз Захаби (673-748 г по хиджре)
Примечание:
Имам Хатыб аль-Багъдади говорил: “Что же касается сообщений праведников, аскетов, поклоняющихся и мудрецов, то наличие у этих сообщений иснадов является украшением этих сообщений, однако это не является условием для того, чтобы их можно было передавать”. См. "аль-Джами’ аль-ахлякъ ар-рауи" 2/316.
Что же касается тех высказываний, которые приписываются ранним имамам, и в которых содержится важный смысл, как например, сообщение, в котором приписывается имаму Абу Ханифе слова, что он якобы называл Коран сотворенным; или что называл ‘акыкъу - нововведением; или слова, приписываемые Са’ид ибн аль-Мусайибу, что он дозволял песни, в сопровождении музыкальных инструментов и т.д., то подобные сообщения нуждаются в уточнении их достоверности, о чем говорил шейх-уль-Ислам ибн Таймия: “Слова, переданные от саляфов и ученых, нуждаются в уточнении их достоверности и понимании их смысла так же, как в этом нуждаются слова, сказанные об Аллахе и Его посланнике (мир ему и благословение Аллаха)!” См. "Маджму’уль-фатауа" 1/246.
Однако после того, как стало ясно, что то или иное высказывание, передаваемое от кого-либо из саляфов или имамов не достоверно, нельзя его ему приписывать!
Ученые 2 века по хиджре
1. Айюб ас-Сахтияни, ученый и имам Басры (в Ираке), (умер 131 г по хиджре)
От Хаммада ибн Зайда (умер 179 г.х.): «Я слышал как Айюб ас-Сахтияни (умер 131 г по хиджре), когда упомянули му’тазилитов, сказал:
“Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет ничего над небом (лейса фи-ссамаи шейъун)”».
См. “мухтасар аль-‘улюу” аз-Захаби, 132-133.
Абуль-Къасим Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани передает в “Китаб ас-Сунна”, от аль-‘Аббаса ибн Фудайль аль-Асфаты от Сулеймана ибн Харба (от Хаммада ибн Зайда).
Примечание: Имам аз-Захаби приводит это высказывание в своей книге “Мухтасар аль-‘Улюу” и говорит: “Этот иснад как солнце в ясности и как столб в подтверждении от главы и ученого (т.е. Хаммад ибн Зайд) людей Басры”.
Оригинал текста слов имама Айюба ас-Сахтияни:
2. Мукъатиль ибн Хайян, ученый Хорасана (умер до 150 г по хиджре)
‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль (сын имама Ахмада) передал в своей книге “ас-Сунна” от своего отца (Ахмада), от Нуха ибн Маймуна, от Букайра ибн Ма’руфа, от Мукъатиля ибн Хайяна, ученый Хорасана (умер до 150 г по хиджре), о Его, (Аллаха) Та’яла, словах «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым» (58:7) что он (Мукъатиль) сказал: “Он над своим Троном (‘аля аршихи) и Его знание с ними”.
См. “мухтасар аль-‘улюу” аз-Захаби, 137.
Это также передает Абу Дауд в своей книге “Масаиль” от Имама Ахмада, и передают аль-Лялякаи, аль-Байхакъи и аль-Аджурри.
Оригинал текста:
Аль-Байхакъи передает со своим иснадом от Мукъатиля ибн Хайяна, что он сказал: “До нас дошло - и Аллах знает лучше - о Его, (Аллаха) Та’аля, словах: “Он - Первый и Последний...”, что Он - Первый, до всякой вещи, и Последний, после всякой вещи, и аз-Захир, над (фаукъа) всякой вещью, и аль-Батын, ближе всякой вещи, а его близость (къурб) с Его знанием и Он [сам] над своим Троном (фаукъа ‘аршихи)”.
Этот Мукъатиль - надежный (сикъа), имам, современник [имама] аль-Ауза’и. Он не “Ибн Сулейман”, который является нововведенцем (мубтади’) и не надежным.
См. “мухтасар аль-‘улюу” аз-Захаби, 139.
Примечание: Это делает недействительным таъуиль (ложное толкование) джахмитов Его Имени “аль-Батын”, будь это Хулюли Джахмийя которые верят что Аллах находится везде, или же Му’аттыль Джахмийя которые стараются отрицать ‘Улюу (Возвышенность) Аллаха через двух имен аз-Захир и аль-Батын что они толкуют говоря что нету ничего над Ним и нету ничего под Ним, по их мнению отрицая место для Него. Ложные толкования джахмитов не прекращаются, так придерживайся же тафсира Саляфов.
Оригинал текста:
3. Язид ибн Харун, учитель имама Ахмада ибн Ханбаля и многих других (118-206 г.г по хиджре)
Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Халькъ афаль аль-ибад ва рад аля аль-джахмийя» пишет: «Язид ибн Харун (118-206 г.г по хиджре) [1] предостерегал от джахмитов и говорил: «Кто полагал, что Милостивый Возвысился над Троном, противореча тому что (при этом) западает в сердца (в понимание) людей, тот джахмит». Стр.15. Издательство «Муассара ар-Рисаля» 1411 г. Третье издание. Эти слова передает Имам аз-Захаби в своей книге «аль-Улув». Эти слова, передавал так же Имам Абу Давуд в «Масаиль» от Ахмада ибн Синана от Шаза ибн Яхьи.
Имам аз-Захаби говорит после этих слов Язида ибн Харуна: «… Под людьми следует понимать большинство Уммы и Ученых, в сердца которых (при чтении этого аята) западает то, на что указывает речь-обращение, с одновременным убеждением, что Вознесшийся, нет ничего подобного Ему. Это то, что западает в здравые сердца здравомыслящее восприятие…». См. «Мухтасар аль-Улув» стр. 167.
Сканированные копии из книги Имама аль-Бухари “Халькъ афаль аль-ибад” (справа первая) и копии биографии Язида ибн Харуна из книги “Тарих аль-Ислам” автор Имам аз-Захаби аш-Шафии (две слева):
[1] - Немного из биографии Язида ибн Харуна, да смилуется над ним Аллах:
Язид ибн Харун ибн Зазий. Имам, Абу Халид ас-Сулямий из их вольноотпущенных, аль-Васатый. Родился в 118 г.
Получал знания от:
1-Асим аль-Ахуваль
2-Яхья ибн Саид аль-Ансарий
3-Сулейман ат-Теймий
4-Саид аль-Джурейри
5-Ибн Аувн
6-Хумейд ат-Тоувль
7-Давуд ибн Абу Хинд
8-Бахз ибн Хаким
9-Мухамад ибн Амру ибн Алькъама
10-Хариз ибн Усман
11-Шуъба
12-Щарик и многие другие.
От него получали знания:
1- Имам Ахмад
2- Ибн Мадини
3- Абу Хайсама
4- Абу Бакр ибн Абу Шейба
5- Абд ибн Хумейд
6- Ахмад ибн Фурат
7- Ахмад ибн Синан аль-Къаттан
8- АХмад ибн Сулейман ар-Рухаувий
9- Абу Къиляба ар-Ракъаший
10- Ибн Нумейр
11- Якъуб ад-Даувракий
12- Хасан ибн Мукърам
13- Харис ибн Абу Усама
14- Мухаммад ибн Сулейман аль-Васатый
15- Абдуллах ибн Раувх аль-Мадаиний
16- Мухаммад ибн Рибх аль-Базаз и многие другие.
Говорили, что он был по происхождение из Бухары (аль-Бухарий).
Сказал Али ибн аль-Мадиний (шейх Имама аль-Бухари): «Я не видел, чтоб кто-то больше знал наизусть, чем Язид ибн Харун».
Сказал Ахмад ибн Ханбаль: «Язид был точным в передаче Хафизом».
Сказал аль-Фадль ибн Зияд: я слушал Абу АбдаЛлу (Имама Ахмада), которого спросили, обладал ли Язид ибн Харун пониманием (Фикъхом), он сказал: «Да, не было никого более сообразительного, более вникающего, проницательного и понимающего чем он».
Сказал Ахмад ибн Синан: «Я никогда не видел ученого, чья молитва была бы так прекрасна как молитва Язида ибн Харуна. Он постоянно днем и ночью совершал молитвы».
Сказал Абу Хатим (в книге «ад-Джарх ва ат-Таъдиль»): «Язид, достойный доверия Имам. О таких как он, даже не спрашивают!»
Имам аз-Захаби передает с иснадом от ученых следующее: Халифа Маъмун говорил: «Если бы не авторитет Язида ибн Харуна, то я бы (сейчас) открыто заявил, что Коран создан». Ему сказали: «Кто такой Язид чтоб ты его побаивался?» Он сказал: «Да чтоб вам! Я угождаю ему не потому что у него есть власть (сила), а потому что боюсь раскрыться перед ним, а он опровергнет меня, и тогда люди будут разногласить и наступит смута».
Умер Язид ибн Харун в 206 году. См. его биографию в «Тарих аль-Ислам» в событиях 206 года. А так же «Тарих аль-Багъдад» и др.
4. Ибн Джурайдж, шейх аль-Харама, муфтий Хиджаза (умер 150 г. хиджре)
Абу Хатим ар-Рази передал от аль-Ансари от Ибн Джурайджа, что он сказал:
“Его Трон был над водой (‘аля аль-ма), до того как Он сотворил создание”.
См. “мухтасар аль-‘улюу” аз-Захаби, 137.
Примечание: Вода (аль-ма), о которой идет речь, является большим созданием Всевышнего Аллаха, над которой находится Трон (аль-‘арш). Приводится в сборниках «Сахих ибн Хузайма» и «Сунан Абу Дауд» что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Трон находится над водой, а Аллах выше Трона и Он знает то, что вы делаете». Ибн Мас’уд говорил: “Между первым и следующим небом - пятьсот лет. И так, расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и аль-Курси - пятьсот лет, а между аль-Курси и водой - также пятьсот лет. Аль-‘Арш же находится над водой, а Аллах - над аль-‘Аршем, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших!” ‘Усман ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» 81, Ибн Хузайма в «Китаб ат-таухид» 594, ат-Табарани в «аль-Кабир» 8987.
Оригинал текста:
5. Абу ‘Амр ‘Абдур-Рахман ибн ‘Амр аль-Ауза’и, ученый Шама в свое время (умер 157 г. хиджре)
Абу ‘Абдуллах аль-Хаким передал от аль-Ауза’и, что он сказал: “Мы говорили, когда таби’инов было много:
«Воистину, Аллах над своим Троном (фаукъа ‘аршихи) и мы верим в то, что пришло в Сунне из Его Атрибутов».”
Оригинал текста:
Абу Исхакъ ас-Са’ляби, муфассир (толкователь Корана) сказал: Спросили у аль-Ауза’и о Его, (Аллаха) Та’аля, словах:
«Затем Он вознесся над Троном» (7:54), на что он ответил: “Он над своим Троном (‘аля аршихи), как Он Сам Себя описал”.
Оригинал текста:
См. “аль-Асма уа-ссыфат аль-Байхакъи”, 408; “мухтасар аль-‘улюу” аз-Захаби, 127.
Примечание: Имам аль-Ауза’и является великим ученым среди последователей табиинов. В то время было 4 самых больших и авторитетных ученых Ахлю-Сунна: Малик - имам Хиджазa (Мекка, Медина..), Суфьян ас-Саури - имам Ирака, аль-Лейс ибн Са’д - имам Египта, и конечно аль-Ауза’и - имам Шама (Ливан, Палестина, Иордания, Сирия).
6. Имам Мухаммад бин Мус'аб ад-Да'а (умер в 228 г по хиджре)
Передается с достоверным иснадом, что Мухаммад бин Мус'аб ад-Да'а [1], да помилует его Аллах, сказал: «Кто бы ни заявлял, что Ты (Аллах) не разговариваешь (обладаешь Речью), и что тебя не увидят в Судный День, тот кяфир и (тот) не знает Тебя. Я свидетельствую, что Ты (Аллах) над Троном, над семью небесами, и не так, как говорят твои враги и еретики».
(Абудуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», 1/173, с достоверным иснадом, ад-Даракъутни в «Китаб ас-Сифат», стр. 72-73, ан-Наджад в «ар-Родд 'аля ман якъулю би-хальк аль-Кур’ан», стр. 71, аль-Хатыб аль-Багдади в «Тарих Мадинат ас-Салям» 4/452)
[1] - Мухаммад ибн Мус'аб аль-Абид ад-Да'а (у. 228)
Кунья: Абу Джа'фар
Его учителя: Абудллах ибн аль-Мубарак, ар-Раби' бин Бадр, Ахмад бин Ханбал
Его ученики: Абу аль-Хасан ибн аль-Аттар, Джа'фар ибн Ахмад ибн Сам, Мухаммад ибн Наср
Его смерть: Мухаммад Ибн Мус'аб умер в 228 году, в месяце Зуль-Хаджа, в Багдаде.
Сказал Имам Ахмад: «Он был праведным человеком». Далее Имам Ахмад рассказывает, что иногда встречался с ним, а также приводит слова, с которыми Ибн Мус'аб обращался к Аллаху. («аль-Иляль уа Ма’рифат ар-Риджаль», Имам Ахмад, 1/317)
Абу Бакр аль-Маррузи сказал: «Я спросил Абу Абдуллаха (Имама Ахмада) о Мухаммад ибн Мус'абе аль-Абиде, и он (Ахмад) похвалил его, и сказал: «И какой человек!», я спросил "Был ли он на Сунне?», он ответил: «Да, клянусь...». («ас-Сунна», 1/249, аль-Халял)
Имам аз-Захаби сказал: «Один из аулия Аллаха…». («Тарих аль-Ислам», 16/385)
7. Имам Яхъя ибн Саллям (ум. 200 г.)
وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحاً لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِباً وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ
Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными. (Коран, сура 40, аяты 36-37)
Имам Яхъя ибн Саллям (ум. 200 г.) сказал:
في تفسير الآية الثانية: ({لعلي أبلغ الأسباب} {يعني الأبواب فأطلع إلى إله موسى} {الذي يزعم وإني لأظنه كاذبا} ما في السماء أحد تعمد الكذب
«“Воистину, я считаю его лжецом” - (т.е.) нет никого над небесами, и он (Муса) сознательно лжет». (См. «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азиз», 4/134, Ибн Аби Заманин). Из этих слов Яхъи ибн Саллямы, мы видим, что именно Фараон был из тех, кто не верит в ‘Улув (высокое положение Аллаха).
8. Имам Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит (ум. 150 г.)
Имам Абу Ханифа говорил: "Тот, кто скажет: “Я не знаю, где находится мой Господь: на небе или на земле”, - впал в неверие. То же самое относится к тому, кто скажет: “Он на Троне (аль-‘Арш), но я не знаю, где находится Трон: на небе или на земле”. См. "аль-Фикъх аль-абсат" 46.
А на вопрос женщины: “Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?”, - Абу Ханифа ответил: "Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле". Когда же один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были» (аль-Хадид, 4)?”, - Абу Ханифа ответил: "Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», - однако ты рядом с ним не находишься". См. "аль-Асма уа ас-сыфат" 429.
Имам Ибн Аби Аль-Изз Аль-Ханафи в шархе на "Акыду Ат-Тахавия" сказал: "И не стоит принимать во внимание тех, кто отрицал (порицал) это (утверждение) из тех, кто относился к мазхабу Абу Ханифы, ведь представители многих течений относились к нему: муътазилиты и иные, в то время как они противоречили ему во многих вопросах вероубеждения. И так же относили себя к Малику, Аш-Шафии и Ахмаду те, кто противоречил им в некоторых вопросах вероубеждения. И история Абу Юсуфа, о том как он требовал покаяние от Бишра Аль-Мариси, который отрицал, что Аллах не над троном - известна. Передал ее Абдуррахман ибн Аби Хатим и другие".
Шейх аль-Альбани дополнил: "И в этом содержится указание на то, что первые из сторонников имама Абу Ханифы были вместе с саляфами в том, что касается веры в возвышенность Аллаха над Его творениями. И это придает некоторую силу этим сообщениям, передаваемым от имама Абу Ханифы. К этому так же относится ясное высказывание имама Абу Джафара Ат-Тахави Аль-Ханафи в его "Акыде" о том, что Всевышний Аллах: "Не нуждается в троне и в том, что меньше/ниже него, Он охватывает каждую вещь и выше его (трона)". См. "Мутасар аль-улюу" с. 137.
9. Имам Малик ибн Анас ибн Амир (ум. 179 г.)
Джа'фар ибн 'Абдуллах рассказывал: "Мы находились у Малика ибн Анаса, когда к нему пришел какой-то человек и спросил: «О Абу Абдуллах! Милостивый возвысился на Троне. А как Он возвысился?» Этот вопрос вызвал у Малика столь сильный гнев, как ничто другое. Он посмотрел на землю и стал разгребать ее палкой, которая была у него в руке, продолжая это делать до тех пор, пока на нём не появилась испарина, после чего, подняв голову и бросив палку, он сказал: "Спрашивать «как» неразумно! То, что Он возвысился (на Троне) известно! Вера в это обязательна! А задавать вопросы об этом - ересь (бид’а)! И я думаю, что ты приверженец нововведений!", - после чего он велел выгнать этого человека". Абу Ну'айм в "аль-Хилья" 6/325-326.
И подобное передается в других книгах: “О Абу АбдаЛлах, Милостивый Возвысился над Троном. Каким образом возвысился?” Склонил свою голову Имам Малик, и выступил пот на его лбе, затем он ответил: “Вознесение не безызвестно, каким образом не познаваемо разумом, вера в это обязательна, а спрашивать об этом есть новшество, и я вижу в тебе приверженца этого новшества”. Затем Имам приказал выпроводить этого мужчину из мечети. Приводится в книге “Сияр” Имама аз-Захаби 8/100-101. А так же в книге “Асмау ва Сифат” Имама аль-Байхакьи стр. 516.
10. Имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи'и (ум. 204 г.)
Имам аш-Шафи'и сказал: "Высказывание о Сунне, которого придерживаюсь я, а также придерживались наши сторонники из числа знатоков хадисов, которых я видел, и у которых я обучался, как например, Суфьян, Малик и другие, состоит в утверждении свидетельства, что нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха; что Всевышний Аллах находится на Своем Троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает; и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает". См. "Иджтима' аль-джуйуш аль-ислямийя" 165, "Исбат сыфат аль-'улую" 124.