Хукм использования слова "случайно"
Вопрос: Разрешено ли использовать выражение «случайно», например «я пошел в магазин и случайно встретил там такого то»? Это харам или ширк?
Ответ: Вся хвала Аллаху.
Нет ничего неправильного в том чтобы использовать выражение «случайно», потому что говорящий говорит, что он встретил человека без предварительной договоренности, и без намерения. Он не имеет ввиду, что это встреча произошла не по предопределению.
Подобное выражение (судфатан на арабском) упоминается в некоторых хадисах, например переданный Муслимом (2144) от Анаса, который сказал: «Я вышел с ним (т.е с Абдуллах ибн Аби Тальхой), чтобы отправиться к посланнику Аллаха, и мы случайно встретили его и он нес расколенное железо...»
Абу Дауд (142) передал, что Лигит ибн Сабра сказал: «Я пришел с делегацией Бануль Мунтафиг к Посланнику Аллаха. Когда мы пришили к пророку, мы не нашли его в доме, но случайно Аиша, мать правоверных, была там...» Этот хадис был оценен как сахих шейхом Албани в Сахих Абу Дауд.
Сказано в Фатава аль Лажна аль Даима (3:393):
«Это выражение используется многими, «Я встретил такого то случайно» и т.д. и оно не харам и не содержит ширк, потому что имеет ввиду, что он встретил без дополнительной договоренности, и в смысле нет ничего неправильного.»
Шейха ибн Усеймина спросили: «Что вы думаете о выражении «случайно»»?\
Он ответил: «Мы думаем, что в этом нет ничего неправильного. Это обычное выражение которое упоминается в разных хадисах: «Мы случайно встретили Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует)...»
Относительно действий людей события происходят случайно, потому что люди не имеют знания о Невидимом и вещи случаются без осознания человеком этого или без совершения деяний которые ведут к этому или не ожидая этого. Но относительно деяний Аллаха, то это не так, потому что все известно Аллаху, и все предопределено Им. Относительно Него, ничего не происходит случайно, но относительно вас и меня, мы можем встретится без предварительных договоренностей. И это мы называем случайностью, и в этом нет ничего неправильного. Но относительно Аллаха это не может быть использовано.
"Маджмуат-уль-Фатават" Шейха ибн Усеймина, 3/117.
www.islamqa.com/ar/ref/42054