Могут ли ахад-хадисы (хадисы переданные одиним передатчиком) приниматься в качестве акыды (вероубеждения)?
Вопрос: Я слышал, что кто-то сказал, будто бы акыду (вероубеждение) нельзя строить на ахад-хадисах, потому что в их основе лежат предположения, а не достоверность. Что вы можете на это ответить?
Ответ: Хвала Аллаху.
Наш ответ тому, кто считает, что акыду нельзя строить на ахад-хадисах из-за того, что в их основе лежат предположения и догадки (а акыда не может строиться на догадках) таков: данное мнение ошибочно, потому что в его основе лежит ошибка.
И тому есть ряд причин:
1. Мысль о том, что ахад-хадисы основаны на предположениях или догадках, не распространяется на все случаи; есть такие ахад-хадисы, основа которых является достоверной при условии наличия в них подкрепляющих признаков, подтверждающих это, как, например, единодушное согласие всей уммы.
Примером тому является хадис от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах): «Действия оцениваются только по намерению…». Это ахад-хадис, но тем не менее мы знаем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это. И Шейху-ль-Ислам ибн Теймийя, Хафиз ибн Хаджар и другие подтвердили это.
2. Предназначением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было донести до людей основополагающую доктрину акыды (свидетельство того, что нет иного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха), и тот факт, что он донёс её, является важным аргументом.
К примеру, он послал Му’аза в Йемен, что рассматривалось его жителями, как очень сильный аргумент, именно поэтому они и были вынуждены признать его.
3. Если мы говорим, что вопросы акыды нельзя строить на ахад-хадисах, то тогда можно сказать, что и практические предписания не могут строиться на основе ахад-сообщений, так как они сопровождаются верой в то, что Аллах предписал или запретил что-то. Если принять данное утверждение, тогда масса положений Шариата должна быть признана недействительной.
Если же отвергнуть данное утверждение, то и мнение о том, что акыда не может строиться на ахад-сообщениях, должно быть также отвергнуто, потому что между ними нет разницы, как мы это уже разъяснили.
Подведём итог: если ахад-сообщение подкрепляется свидетельством о его истинности, то оно становится частью знания, а практические положения и вера в него могут быть признаны. Не существует ничего, чтобы указывало на существование каких-либо различий между ними.
Любой человек, который высказывает мнение о том, что какой-то из имамов делал различия между ними, должен доказать это, озвучив цепочку передатчиков этого имама и разъяснив, на чём он основывался в своих суждениях.
4. Аллах, Велик Он и Славен, предписал людям знания направлять тех, кто не знает, и это - один из наиболее важнейших источников акыды, это то, чем и является Пророческая Миссия. Аллах сказал (перевод смысла):
وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ إِلا رِجَالا نُوحِي إِلَيْهِمْ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ (٤٣)بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ (٤٤)
«43. Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания.
44. Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались.». [«ан-Нахль», 16:43, 44].
Включая как одного, так и нескольких.
Шейх Мухаммад ибн ‘Усеймин (да будет милостив к нему Аллах).
Фатауа аль-‘Акыда, стр. 18.