حقوق الاولاد
ПРАВА ДЕТЕЙ
محمد بن عمر بن سالم بازمول
Автор: Мухаммад ибн ’Умар ибн Салим Базмуль
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху, Которого мы восхваляем, просим о помощи и прощении! Мы прибегаем к Нему от зла наших душ и от скверных деяний. Кого Аллах поведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Он оставит без помощи, того никто не поведет прямым путем.Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища. Я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Сура али ’Имран, аят 102)
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». (Сура ан-Ниса, аят 1)
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха». (Сура аль-Ахзаб, аят 70-71)
Поистине, самая правдивая речь - это Речь Аллаха, а лучшее руководство - это руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Худшие же из дел - это нововведения, ибо каждое нововведение является заблуждением, а каждое заблуждение будет в Огне!
А затем:
Это лекция о сокровищах сердец [1], в которой я хотел бы разъяснить то, что пришло в шариате относительно заботы о детях, их воспитания, их прав, которые следует соблюдать. Я хочу выразить благодарность нашим уважаемым братьям, которые стали причиной этой лекции, и организовали ее. Пусть Аллах воздаст им благом!
Дети - это дар от Аллаха Всевышнего и украшение мирской жизни
Аллах Всевышний сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих». (Сура ан-Ниса, аят 1)
А также: «Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них детей, внуков и наделил вас благами». (Сура ан-Нахль, аят 72)
А также: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он - Знающий, Всемогущий». (Сура аш-Шура, аяты 49-50)
Дети - это украшение мирской жизни! Аллах Всевышний сказал: «Богатство и сыновья - украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды». (Сура аль-Кахф, аят 46)
О прекрасном потомстве просили в своих мольбах пророки и праведники
Аллах Всевышний сказал: «Тогда Закарийа воззвал к своему Господу, сказав: "Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе"». (Сура али ’Имран, аят 38)
Также Закарийа сказал: «Я опасаюсь того, что натворят мои родственники после меня, потому что жена моя бесплодна. Даруй же мне от Тебя наследника, который наследует мне и семейству Йа’куба. И сделай его, Господи, угодником». (Сура Марьям, аяты 5-6)
Сказал аш-Шанкъиты: «″Даруй же мне от Тебя наследника″ ― то есть, ребенка. Доводом являются слова Аллаха Всевышнего об этой истории в другом аяте: «Тогда Закарийа воззвал к своему Господу, сказав: "Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе"». (Сура али ’Имран, аят 38) На то, что речь идет именно о ребенке, также указывают слова Всевышнего: «Помяни также Закарийу (Захарию), который воззвал к своему Господу: "Господи! Не оставляй меня одиноким"». (Сура аль-Анбийа, аят 89) То есть: не оставляй меня одиноким без ребенка». См. «Адуа уль-Байан», 3/365.
Поэтому, верующие, о которых сказано: «Они являются теми из обитателей Рая, от которых Мы принимаем наилучшее из того, что они совершили, и которым Мы прощаем их злодеяния согласно истинному обещанию, которое им было дано». (Сура аль-Ахкъаф, аят 16) Эти верующие обращаются к Аллаху со следующей мольбой: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я - один из мусульман». (Сура аль-Ахкъаф, аят 15)
Почему мы говорим о правах детей?
1 ― Выполняя приказ Аллаха, Который сказал: «Аллах заповедует вам относительно ваших детей…». (Сура ан-Ниса, аят 11) А также: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». (Сура ат-Тахрим, аят 6)
Сказал имам ас-Суюты в ″ад-Дур аль-Мансур″: «Передали ’Абдурразакъ, аль-Фирьяби, Са’ид ибн Мансур, ’Абд ибн Хумейд, ибн Джарир, ибн уль-Мунзир, аль-Хаким, и аль-Бейхакъи в ″аль-Мадхаль″ со слов ’Али ибн Аби Талиба, который относительно слов Всевышнего «Оберегайте себя и свои семьи от Огня», сказал: ″Обучайте себя и свою семью благому, и воспитывайте их″.
Передали ибн Джарир и ибн уль-Мунзир, что ибн ’Аббас относительно слов Всевышнего «Оберегайте себя и свои семьи от Огня», сказал: ″Придерживайтесь покорности Аллаху, бойтесь ослушаться Его, повелевайте своей семье поминать Аллаха, и Аллах спасет вас от Огня″.
Передал ’Абд ибн Хумейд, что ибн ’Аббас относительно слов Всевышнего «Оберегайте себя и свои семьи от Огня», сказал: ″Воспитывайте свою семью″». См. «ад-Дур аль-Мансур», 8/225.
Сказал аш-Шанкъиты в ″Адуа уль-Байан″: «Человек обязан повелевать своей семье (жене, детям, и так далее) совершать одобряемое и запрещать им совершать порицаемое, ибо Аллах Всевышний сказал: ″Оберегайте себя и свои семьи от Огня″. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству″. аль-Бухари, 893; Муслим, 1829.». См. «Адуа уль-Байан», 1/466.
2 ― Надеясь на мольбы детей за своих родителей.
Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни [2], знания, которым смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Муслим, 1631.
3 ― Выполняя обязанность, о которой нас спросят.
Сообщается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству; мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству; женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству; слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству; мужчина является пастырем для имущества своего отца и несёт ответственность за свою паству; итак, каждый из вас является пастырем и (каждый из вас) несёт ответственность за свою паству». аль-Бухари, 893; Муслим, 1829.
Сообщается со слов Абу Джухайфы, который сказал: «В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. Тем временем пришёл и сам Абу-д-Дарда, который принёс угощение для Сальмана. Сальман сказал: “Поешь”. Абу-д-Дарда сказал: “Поистине, я пощусь”. Сальман сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!”
И он поел, а когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. Сальман сказал ему: “Спи”, и он лёг спать, но через некоторое время снова встал на молитву. Сальман снова сказал: “Спи”, а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!” А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сальман сказал правду”». аль-Бухари, 1968.
4 ― Дети - это причина отдыха, прекрасной жизни и счастья.
Кто боится Аллаха, выполняя права детей, тот приобретет для себя прекрасную и счастливую жизнь. А тот, кто не боится Аллаха и не выполняет Его приказов, будет жить тяжелой жизнью.
Аллах Всевышний сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали». (Сура ан-Нахль, аят 97)
А также: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». (Сура Та Ха, аят 124)
5 ― Чтобы не бросать самих себя в грех.
Передают, что Хайсама сказал: «Однажды, когда мы сидели вместе с ’Абдуллахом ибн ’Амром, к нему явился его управляющий. Когда он вошёл к ’Абдуллаху, тот спросил: «Дал ли ты рабам еду?» Управляющий ответил: «Нет», и ’Абдуллах велел ему: «Ступай и дай им всё, что положено», а потом сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Для того, чтобы совершить грех, человеку достаточно задержать пропитание того, кем он владеет″». Муслим, 996.
Когда следует начать заботиться о правах детей?
Ислам заповедует человеку с самого начала заботиться о правах детей, то есть еще с того момента, когда мусульманин задумывается о женитьбе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел, чтобы каждый юноша стремился к женитьбе, при условии, что он способен на денежные расходы, связанные с бракосочетанием и семейной жизнью.
Сообщается, что ’Алькъама сказал: «Однажды, мы шли с ’Абдуллахом, да будет доволен им Аллах, и он сказал: ″Мы были вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: ― Пусть женится тот, кто может жениться, поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взоров и защите половых органов; тому же, кто жениться не может, следует поститься, потому что так он сможет подавить вожделение″». аль-Бухари, 1905; Муслим, 1400.
1 ― Выбор праведной супруги.
Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил, что семья оказывает влияние на человека. Сообщается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии (фитра) , и только потом родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Целыми, а не изувеченными, появляются на свет и животные - разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?» Передав же это, Абу Хурейра сказал: «Читайте, если хотите, аят, где сказано: ″Таково врожденное качество (фитра), с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера″. (Сура ар-Рум, аят 30)». аль-Бухари, 1358; Муслим, 2658.
Также сообщается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщину берут в жёны из-за четырёх (вещей): из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её религии, добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь!» аль-Бухари, 5090; Муслим, 1466.
2 ― Произношение “азкаров” перед половым актом.
Сообщается со слов ибн ’Аббаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас захочет совершить половое сношение с женой и скажет “С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделишь нас”, и супругам будет суждено иметь ребёнка, шайтан никогда не сможет причинить ему вред».
بِاسْمِ اللَّهِ اللَّهُمَّ جَنِّبْنَا الشَّيْطَانَ وَجَنِّبْ الشَّيْطَانَ مَا رَزَقْتَنَا
(Би-сми Лляхи, Аллахумма, джанниб-на ш-шайтана ва джанниби ш-шайтана ма разакта-на)
3 ― Необходимо бережно относиться к плоду и запрещено делать аборт.
Передают, что Джудама бинт Вахб аль-Асадия, сестра 'Уккаши, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «Находясь вместе с другими людьми у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я слышала, как он сказал: “Я хотел запретить вступать в половую связь с кормящими грудью женщинами, но потом вспомнил о византийцах и персах, которые совокупляются с кормящими женщинами, не обращая внимания на то, что имеют детей, и это никак не вредит их детям”. Потом его спросили о прерывании полового акта, и посланник Аллаха сказал: ― Это - тайное погребение ребёнка заживо, а Аллах сказал: “(В Судный День) зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили” (Сура ат-Такуир, аяты 8-9)». Муслим, 1442.
Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не одобрил прерывание полового акта, то, что тогда сказать об аборте?!
Какие