Можно ли говорить: господин Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)?
В обращении с мольбой за пророка (мир ему и благословение Аллаха) нет ни одного хадиса, в котором бы упоминалось это слово! Вот что говорит об этом хафиз Ибн Хаджар, как это передал шейх аль-Альбани:
Крупнейший знаток хадисов (хафиз) Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гурабили (790-835 г. х.), соратник Ибн Хаджара, написал следующее :
«Ему (т.е. Ибн Хаджару), да поможет нам Аллах извлечь пользу из его жизни, задали следующие вопросы об особенностях обращения с молитвами за Пророка (да благосло-вит его Аллах и приветствует), будь то во время молитвы или нет, при обязательных об-стоятельствах или желательных: «Является ли одним из её (молитвы) условий, чтобы к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) относили (понятие) «саййада» (гос-подство, лидерство), например, в выражениях «О Аллах, благослови нашего господина («саййидина») Мухаммада...» или «наилучшего из созданий» или «господина потомков Адама» и т.п.? Либо следует строго придерживаться выражения «О Аллах, благослови Мухаммада...»?
Какой из этих двух подходов представляется наилучшим: включать слово «саййид» (господин) исходя из того, что оно является установленным атрибутом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), или же не включать это слово исходя из того, что оно отсутствует в хадисах?» Он (Ибн Хаджар), да будет милостив к нему Аллах, отве-тил: «Да (разумеется), лучше всего следовать тем словам, которые передаются в хадисах. Нельзя рассуждать (здесь) следующим образом: «Возможно, сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не произносил это из скромности, ведь он не говорил при упоминании своего имени - да благословит его Аллах и приветствует (салла-Ллаху ‘аляйхи ва саллям), хотя его умме подобным образом поступать рекомендуется», - ибо мы говорим, что если бы так было лучше (т.е. включать в мольбы слово «саййид»), то об этом передавалось бы от сподвижников, а затем от их последователей, однако ни в одном сообщении от сподвижника или последователя нам такого не встречалось. А ведь это несмотря на то, что от них передаётся очень много хадисов и сообщений . У нас есть Имам аш-Шафи’и, да возвысит Аллах его положение, один из наиболее выдающихся людей в том, что касается почитания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который в предисловии к своей книге, являющейся основным (правовым источником) для последователей его мазхаба, пишет: «О Аллах, благослови Мухаммада...» и далее: «...всякий раз, когда один из поминающих поминает его, и всякий раз, когда один из забывчивых забывает его помянуть»; похоже, что это умозаключение он вывел из достоверного хадиса, в котором сообщается, что (однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заметил, как Мать правоверных прославляла (Аллаха) в течение долгого времени и по многу раз, на что он сказал ей: «...я трижды повторил четыре слова (фразы), но если (сравнить их) по весу со всем сказанным тобой с начала дня, (мои слова) обязательно перевесят! (Я говорил): «Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений...». Он (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с краткими по форме, но объёмными по содержанию мольбами. Кади ‘Ийад выделил специальную главу в своей книге «Аш-Шифа’» («Книга об исцелении»), посвящённую молитвам за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), где он привёл хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), переданные некоторыми сподвижниками и их последователями: ни в одном из них не упоминается слово «саййид» (господин):
а) Хадис, переданный от ‘Али, в котором сообщается, что он обучал их обращаться к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), используя следующие слова: «О Аллах, Распростёрший равнины и Сотворивший вершины, благо-слови наилучшим образом и ниспошли Свои самые обильные благословения и любые оставшиеся приветствия Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, открывающему то, что закрыто!»
б) Также передаётся, что ‘Али говорил: «Да благословят Аллах, Всемилостивый, Ми-лосердный, ближайшие (к Нему) Ангелы, Пророки, Наиправдивейшие (рабы Аллаха), Мученики (за веру), Праведники и все, кто прославляет Тебя, о Господь миров, - Му-хаммада, сына Абдуллаха, Печать Пророков, имама богобоязненных...» и далее.
в) Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда передаётся, что он говорил: «О Аллах, благослови и ниспошли Свои благословения и Своё милосердие Мухаммаду, Твоему рабу и Послан-нику, имаму добродетели, посланнику милосердия...» и далее.
г) Со слов аль-Хасана аль-Басри передаётся, что он говорил: «Любому, кто хочет ис-пить чашу (воды), утоляющей жажду, из водоёма (аль-хауд) Избранника (аль-Мустафа), следует говорить: «О Аллах, благослови Мухаммада и его семейство, его сподвижников, его жён, его детей, его потомство, его домочадцев, его родственников (с обеих сторон), его помощников, его последователей и всех, кто возлюбил его».
Именно так он (т.е. кади ‘Ийад) писал в своей книге «Аш-Шифа’» относительно того, как обращались с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) его сподвижники и их последователи, упомянув в ней помимо этого и прочие вещи. Да, в одном из хадисов от Ибн Мас‘уда, который приводит Ибн Маджа, действительно передаётся, что, обращаясь к Аллаху с молитвами за Пророка, он (якобы) говорил: «О Аллах, ниспошли Твои наилучшие благословения, милосердие и благодать господину («саййид») Посланников...» и так далее, однако цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса является слабой, поэтому хадису от ‘Али отдаётся большее предпочтение, ибо ат-Табарани приводит его через приемлемую цепочку передатчиков. Этот хадис содержит в себе трудные (для понимания) слова, которые я выделил и разъяснил в книге «Фадль ан-наби» («Достоинства Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!»), написанной Абуль Хасаном ибн аль-Фарисом. Некоторые из шафи’итов сказали, что если бы какой-нибудь человек дал клятву обратиться к Аллаху с наилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то, чтобы выполнить эту клятву, ему следовало бы сказать: «О Аллах, благослови Мухаммада всякий раз, когда поминающие поминают его, а забывчивые забывают его помянуть!» Ан-Навави сказал: «Наиболее соответствующими тому, что следует определить как истинное, являются следующие слова: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима...». Некоторые ученые из числа поздних поколений ответили на этот (вопрос), сказав, что ни в одном из двух упомянутых способов не содержится каких-либо доказательств того, который из них является наилучшим в том, что касается хадисов, но в том, что касается значения, очевидно превосходство такого способа, где не упоминается слово «саййид» (господин). Этот вопрос хорошо известен в книгах по фикху, и у всех без исключения учёных-правоведов, занимавшихся данной тематикой, ни в одном из их высказываний не встречается слово «саййид». Если бы употребление данного слова было желательно, то это не ускользнуло бы от внимания сразу всех учёных-правоведов и они не остались бы в неведении о нём. Всё благо заключено в следовании тому, что (достоверно) передаётся (в хадисах и сообщениях), а Аллаху это ведомо лучше!» .