Шейх Усеймин. Путешествия в страны неверных
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Мухаммаду,
да благословит его Аллах и приветствует,
и всем, кто последовал за ним до Судного дня!
Вступление от Абу Амина Ат-Тиваки Ад-Дагестани.
Всевыший Аллах говорит в Своем Писании: «Напоминай, ведь напоминание помогает верующим…». Эту небольшую работу, которая является переводом отрывка из толкования книги «Три Основы» шейха Усеймина, да смилуется над ним Аллах, меня побудило перевести сегодняшнее положение мусульман пребывающих в странах неверных, проживающих с ними и всеми силами стремящихся уподобиться им во всем, положение мусульман, которые в результате проживания в этих странах, кроме как те, кого уберег Аллах, просто перестали соответствовать термину «мусульманин» (речь уже не идет о том, чтобы эти мусульмане были примером для остальных людей вообще), такие мусульмане могут в месяц Рамазан запросто отдохнуть со «своими» девушками в ночных клубах, вместо того чтобы проводить ночи в молитвах Аллаху; могут «шумно» проехаться стреляя в воздух по центру какого-либо города из городов неверных; станцевать, подобно прыгающим козлам, лезгинку на каком-либо оживленном месте; а так же могут запросто воровать, грабить и насиловать всех и вся, кто им попадется, не различая ни пола ни возраста… и результат всего этого таков, что дошло до того, что кафиры не только перестали воспринимать этих людей за «своих», а стали считать их дегенератами и дебилами, свалившимися на их головы, которые не понимают ничего кроме языка силы и унижения, поэтому Аллах унизил таких мусульман руками этих кафиров. И пусть каждый читающий эти строки задумается над этим положением, и сделает выводы для себя.
Так же посредством этого перевода хотелось бы сделать маленькое напоминание братьям и сестрам мусульманам, путешествующим в эти страны и пребывающим там, указать на опасности, подстерегающие их, и предостеречь от нарушения границ дозволенного и запретного, установленных Всевышним Аллахом. Пусть эта работа послужит напоминанием и разъяснением для тех мусульман, которые покинули мусульманские земли и уехали в страны неверных и в их города - в погоне за «сладкой» жизнью, для мусульман, оставивших работу на пути Аллаха, и занявшихся работой на неверных, поднимая их благосостояние и экономику, а так же послужит напоминанием для мусульман, которые своим пребыванием в этих странах не приносят никакой пользы для этой Уммы, более того наносят ей вред. Тем, которые уехали, забрав своих жен и детей, и тем самым обрекли их на погибель.
В данной работе Шейх, да смилуется над ним Аллах и воздаст благом за его труды, подробно разъясняет порядок и условия путешествия в страны неверных и пребывания там, подкрепляя все это Священными текстами из Корана и Сунны. Думаем, что искреннему мусульманину, обладающему хоть каплей разума, будут достаточны и ясны слова и доводы шейха, и в случае необходимости путешествия в такие страны, либо пребывания в них он возьмет себе за руководство данную статью.
Говорит Шейх, да смилуется над ним Аллах
Упомянем тут Решение относительно отправления (путешествия) в страны неверных (т.е. кафиров). И мы говорим, что путешествие в страны неверных является запретным, кроме как с выполнением трех условий:
Условие первое: Чтобы у отправляющегося (в путешествие) мусульманина было знание, посредством которого он отбивает и отражает сомнения (наущения шайтана, души и тд.).
Условие второе: Чтобы у отправляющегося была Вера, которая удерживает его от страстей и похоти.
Условие третье: Чтобы у него была в действительности нужда в совершении этого путешествия.
Если эти условия не выполнены, то поистине, не разрешается отправляться в страны неверных, когда в том (путешествии) присутствует соблазн и искушение (т.е. фитна), либо страх попадания в него, а также потеря имущества, так как человек расходует большое количество имущества на этом пути.
Однако, если появилась необходимость в том, чтобы отправиться туда, например, для лечения либо для получения знания, которого нет в его родной стране и вместе с тем он обладает знанием и верой, описанными нами выше, то в этом нет ничего страшного. То, что касается туристических путешествий в данные страны, то в этом нет необходимости, в связи с его возможностью отправиться для этого в Исламские страны и сохранить, тем самым, свою семью на канонах ислама (т.е. оберегая их от фитны). Наши страны сейчас, хвала Аллаху, стали странами, в которых имеются места для туризма и путешествий, и в его возможностях отправиться туда и проводить время отдыха там.
То, что касается пребывания и проживания в странах неверных, то поистине опасность этого проживания великая для религии мусульманина, его нравов, привычек и этикета. Мы, и не только мы, были свидетелями многих отклонений исходящих от тех, кто пробыл в этих странах, и вернулся не с тем, с чем отправлялся туда: такие - вернулись нечестивцами, а некоторые из них муртаддами (вероотступниками) и кафирами (неверными), и поменявшими религию, да упасет нас Аллах от этого. Вплоть до того, что дошли они до полной неприязни и издевательств над религией и ее последователями - ранними и поздними. По причине этого появилась необходимость, даже обязанность в оберегании от этого и установлении условий, которые удерживают от страстей этих опасностях.
Для пребывания и проживания в странах неверных обязательно выполнение двух условий, являющихся основными и фундаментально- важными для данного пребывания:
Условие первое
Гарантия безопасности для исповедания им своей религии, вместе с наличием у него: знания, имана, силы воли - которые успокаивают его, вселяют уверенность и твердость в его религии, а так же бдительности в отношении отклонений и заблуждений; наличие скрытой (т.е. сердечной) неприязни, ненависти и враждебности к неверным, тем самым отдаляясь от дружбы с ними и любви к ним. Поистине, дружба и любовь с неверными несовместимы с Верой в Аллаха и противоречат ей. Сказал Всевышний: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (Сура 58: 22), так же сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, поспешают среди них и говорят: «Мы боимся, что нас постигнет беда». Но, может быть, Аллах явится с победой или своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе» (Сура 5: 51-52). Так же сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине тот, кто полюбил какой либо народ - является одним из них, и поистине человек вместе с тем, кого полюбил» (Бухари, Муслим).
Любовь к врагам Аллаха это самое опасное из того, что может постигнуть мусульманина, так как последствием любви к ним является согласие с ними, следование и подражание им, или, как минимум, отсутствие порицания им, и именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Тот, кто полюбил какой либо народ- является одним из них…» (Бухари, Муслим).
Условие второе
Чтобы он имел возможность открыто исповедовать свою религию, не встречая каких либо запретов во время исполнения обрядов и предписаний Ислама: ему не запрещали совершение молитвы - пятничной и коллективной, если с ним есть те, кто будет совершать коллективную молитву, и будет возглавлять пятничную молитву, не запрещали Закат, Пост и Хадж и все остальное из обрядов и предписаний религии. Если же он не имеет возможности для этого, то пребывание и проживание там не разрешается, и вместе с тем он обязан совершить хиджру (переселение). В Мугъни (книга в Ханбалитском мазхабе ) на стр. 457 гл. 8 в пункте о разновидностях категорий людей в хиджре (т. е. совершающих переселение) говорится что: «Одна из них (т. е. видов хиджры) - являющаяся обязательной для того, кому воспрепятствуют открыто исповедовать свою религю, не дают возможности выполнения обязанностей своей религии вместе с пребыванием между неверными, и вместе с тем он имеет возможность и способен на совершение переселения. В этом случае совершение переселения (хиджры) для него становится обязательным, в соответствии со словами Всевышнего Аллаха «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Сура 4: 97 ). И это суровая угроза указывающая на Обязательность (Ваджиб), а так же потому что выполнение обязательного предписания своей религии (т.е. выполнение Ваджиба) - обязательно для того, кто способен и имеет возможность на это выполнение, тогда как совершение хиджры вытекает из необходимости получения возможности выполнения обязательных предписаний Ислама (Ваджиб) и полноты их выполнения, а то, без чего Ваджиб (обязательное предписание) не становится полным и совершенным - так же является ваджибом (обязательным)…».
И после полного исполнения этих двух основополагающих условий - пребывание и проживание на земле кафиров (неверных) делится на следующие разделы:
Раздел первый: Пребывание для призыва к Исламу и стимулирования интереса к нему, и это одна из разновидностей борьбы на пути Аллаха, являющаяся Фарзом-кифая (т.е. обязанностью ложащейся на группу, выполнение которой достаточным для этого количеством мусульман- снимает ответственность с других, а невыполнение ее кем либо из них- делает грешниками всех) для того, кто способен на нее, с условием претворения в жизнь Призыва, и отсутствия того, что препятствует этому, и наличия тех, кто внимает ему, так как призыв к Исламу - одно из обязательных предписаний религии и это путь Посланников. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал нам доведение и донесение от него (т.е. призыв) в любое время и в любом месте, и сказал он, да благословит его Аллах и приветствует: «Доводите от меня хотя бы ааят…» (Бухари).
Раздел второй: Пребывание для изучения положения дел неверных, ознакомления и познания того, что они противопоставляют ему из порочной и безнравственной идеологии, разложения нравов, анархического поведения, для предостережения людей от обольщения и обмана ими и разъяснения восторгающимся данными людьми действительного положения их дел. И это деяние так же относится к разновидностям борьбы против неверных, когда является следствием предостережения от неверия и его последователей, гарантируемым для возбуждения интереса к Исламу и его пути, так как порочность неверия доказательство праведности Ислама, и как говорится: «Знание о достоинстве чего либо - постигается за счет познания ее противоположности… ». Однако обязательным условием является - осуществление им своих целей без нанесения вреда большего, чем получение им пользы за счет данной деятельности. Если же его желания по противодействию, воспрепятствованию и предостережению от распространения того, что они (неверные) противопоставляют ему - не осуществились, то нет пользы от его пребывания в этой местности; так же, если его желания и цели осуществились вместе с вредом большим, например, встреча неверными его действий руганью в адрес религии Ислама, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ученых - имамов, то становится для него обязательным остановка и воздержание от этих действий, согласно словам Всевышнего: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали».
Данное проживание (с соблюдением вышеуказанных условий) в странах неверных приравнивается к шпионажу и разведке в пользу мусульман, для того чтобы знать о кознях замышляемых ими против мусульман, и предостеречь от них, подобно тому, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал сподвижника Хузейфу бин Ямана к многобожникам во время битвы у рва (Хандакъ), для того чтобы он разузнал об их положении.
Раздел третий: Пребывание для удовлетворения нужд мусульманского государства по регулированию ее связей с странами неверных. Подобно пребыванию должностных лиц в различных посольствах и консульствах, и хукм ( правовое решение) относительно пребывания этих лиц, подобен хукму пребывания для нужд мусульман. Например, культурный атташе пребывает для наблюдения за необходимыми делами, а так же контролирует их исполнение, и побуждает к соблюдению религии Ислама, ее морали и нравственной этике, за счет чего достигается большая польза и предотвращается большой вред.
Раздел четвертый: Пребывание для удовлетворения личных, дозволенных шариатом нужд, такие как: торговля, лечение и тд. - такое пребывание является дозволенным по мере необходимости, и исламские ученные, да смилуется над ними Аллах, вслед за некоторыми сподвижниками, да будет доволен ими всеми Аллах, указали на дозволенность посещения стран неверных для торговли.
Раздел пятый: Пребывание для обучения, и это разновидность указанного в предыдущем пункте вынужденного пребывания, однако данное пребывание опаснее и вредоноснее для религии и нравов пребывающего. Поистине, студент(пребывающий в стране неверных с целью обучения), за исключением меньшинства, которого Аллах пожелал удержать от этого, начинает чувствовать низость своей степени и превосходство степени своих учителей, в результате чего начинает почитать их и удовлетворяться их взглядами, размышлениями и их поведением, и подражает им, после чего он начинает испытывать нужду в них(т.е. привязывается к ним), что приводит к тому, что он начинает испытывать к ним симпатию, угождать и льстить в том, что они противопоставляют ему из отклонений и заблуждений. Студент, так же, в месте своего обучения встречает товарищей по учебе, выбирая из их среды себе друзей, начиная любить их и проявляя к ним благосклонность (непременно) приобретает что либо от них. И в виду опасности данного пункта- является обязательным сохранность в нем (и удиление внимания данному пункту) больше чем в пунктах приведенных ранее, и обуславливается прибавление к указанным ранее двум фундаментально - важным условиям (пребывания в странах неверных), следующих условий:
Условие первое:
Чтобы (пребывающий) студент обладал высокой степенью зрелости ума, которая позволяла бы ему делать различия между пользой и вредом и рассуждать (т.е. делать выводы, быть прагматиком) посредством этого о далеком будущем. То, что касается отправки юнош молодого возраста и склада ума, то это великая опасность для их религии, нравов и привычек, а затем это опасность для их народов (соотечественников), которые поплатятся за это, на них будет извергнут «Самум» (адский огонь), приобретенный ими от этих неверных, как об этом свидетельствовала и продолжает свидетельствовать объективная реальность. Поистине, большинство из тех, кого отправили- вернулись не с тем, с чем они уезжали, вернулись с искаженной религией, нравами и привычками, и получили они и их общества вред в этих вещах, что является наблюдаемым и известным, поэтому данное отправление подобно предоставлению овцы хищным зверям (на съедение).
Условие второе:
Чтобы было у студента что либо из шариатских знаний, которые укрепляют его в выявлении и различении между истиной и ложью, и укрепляют в борьбе с ложью при помощи истины, дабы не быть обманутым тем, что они (неверные) противопоставляют ему из лжи, тем самым видя ее истиной, либо оставаясь в неведении относительно нее, либо находясь не в состоянии воспрепятствовать ей, и тем самым оставаясь в растерянности и изумлении, и на пути следования за ложью.
Как говориться в известном дуа: «О Аллах, покажи мне Истину истиной и дай мне следовать за ней, покажи мне ложь ложью и надели меня отстранением от нее, и не делай ее неясной для меня и вводящей в заблуждение».
Условие третье:
Наличие у студента веры, защищающей и уберегающей его от неверия и нечестия, так как слабый верой не будет в благополучии, и не спасется, пребывая с неверными, кроме как, если этого не пожелает Аллах. И все эти меры из-за силы нападающего и слабости сопротивляющегося: так как средства для введения в неверие либо нечестие имеющиеся в наличии там - сильны, в большом количестве и разнообразии, и если же противодействовать им слабым сопротивлением, то они непременно сделают свое дело.
Условие четвертое:
Избавление (мусульман) от нужды в знании, ради которого он пребывает в странах неверных, т.е. чтобы в его обучении была польза для мусульман и не было подобных ему в учебных заведениях его страны. Если же в данном знании, которое он получает, нет пользы для мусульман, либо в учебных заведениях стран мусульман есть подобные ему, то не разрешается ему пребывать для этих целей в странах кафиров, так как его пребывании существует опасность для его религии и нравов, и опасность чрезмерного расходования им своего имущества без пользы.
Раздел шестой: Пребывание для проживания. Данный вид пребывания является наиболее опасным и важным из всех выше перечисленных, так как приводит к вреду, который связан с полным смешиванием с людьми неверия.
Следствием данного пребывания является, появление чувства землячества с неверными, чувства ответственности, которые вызывают патриотизм, привязанность и дружественные отношения с ними, увеличение общества неверных, его семья воспитывается между неверными, тем самым приобретая часть из их нравов и обычаев, и возможно, последовав за их убеждением и поклонением, и поэтому пришло в хадисе от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто собирается (объединяется) с неверным, и проживает вместе с ним, тот подобен ему(неверному)» (Абу Дауд), этот хадис, вместе с тем, что цепочка его передатчиков слабая - заслуживает внимания, так как поистине, совместное проживание вызывает сходство. Так же, от Къайса бин Хаазима, от Джарира бин АбдуЛлагь, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я непричастен к каждому мусульманину проживающему между двумя явными многобожниками!», его спросили: «Почему, о посланник Аллаха?», на что он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Разве он не видит огня исходящего от них?!» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, большинство передатчиков передали его как хадис Мурсаль(в цепочке передатчиков отсутствует один из сподвижников) от Къайса бин Хаазима, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Ат-Тирмизи: «Я слышал Мухаммада (т.е. Аль-Бухари), который говорил: «Достоверный хадис от Къайса - Мурсаль.»»), и как же улучшится душа верующего, проживающего в стране неверных, в которой объявлены законы неверия и осуществляется суд не по законам Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и он видит это глазами, и слышит ушами, соглашается и допускает это?! Более того, он связывает себя с этим государством и живет в нем вместе со своей семьей, и оказывает доверие этому государству так, как доверяет мусульманскому государству, подвергая тем самым огромной опасности себя и свою семью касательно их религии и нравов».
Это то, чего мы достигли относительно шариатского решения в вопросе пребывания в странах неверных, просим Всевышнего Аллаха, чтобы данный труд соответствовал истине и здравому смыслу». Хвала Аллаху, Господу миров.
Перевел: Абу Амин Ат-Тиваки Ад-Дагестани.
http://salyaf.ru/articles/show/128