До какого возраста отец содержит детей?
Вопрос: Сын моей сестры живет со мной после того как ушел от отца, и я согласилась на условии, что он будет мне ежемесячно 500 риалов. Спустя время, он перестал мне высылать деньги и заявил что его сын не делает ничего хорошего для него, потому что далеко он от него, и что мы должны оплатить все его нужды в еде, питье одежде и женитьбе и т.д. Его отец отказался выслать медикаменты которые выдает компания в которой он работает. Имеем ли мы право по шариату требовать, чтобы он тратил на сына которому уже 16 лет и учится в школе.
Ответ:Вся хвала Аллаху.
Человек обязан тратить на родителей и детей, если они бедны.
АльХураги сказал:
«Мужчина обязан тратить на родителей и детей - мужчин и женщин - если они бедны и у него есть возможность»
Довод из Корана:
«Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение» (65:6)
Поэтому плата за кормление ребенка лежит на отце.
Аллах сказал (перевод смысла): «тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (2:233)
И Аллах сказал (перевод смысла): «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям.»(17:23)
Быть добрым также означает тратить на них.
Доказательство из сунны, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим из того что расходует человек является то что она зарабатывает, и дети часть его заработка» Передано Абу Даудом 3528, и оценен как сахих шейхом Албани в Ирва аль Галил
Мнение ученых:
Ибн Аль Мунзир сказал: «Ученые согласны, что траты на бедных родителей у которых нет дохода и богатства являются обязательными. Все учены у которых мы принимаем знания согласны, что человек обязан тратить на детей у которых нет имущества.» Аль Мугни 8:169-170
Эта трата - обязанность отца, которая должна отвечать условиям: у сына должны быть нужда, и он не способен зарабатывать на жизнь, потому что он слишком молод или если он болен и т.д. и у отца должна быть возможность.
Ибн Гудама сказал: «Для того, чтобы трата стала обязательной необходимы три условия:
1. Они должны быть бедными, без богатства и дохода который позволяет им быть независимыми. Если у них достаточно богатства или дохода чтобы быть независимыми, то не обязательно тратить на них, потому что это делается ради помощи, и кто не стеснен в средствах, тому не нужна помощь.
2. Тот кто обязан тратить на них, дожен иметь достаточную сумму, превышающую ту что необходима для него самого, в имуществе или в доходе. Если у человека нет излишка, то он не обязан тратить на них, потому что Джабир передал, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот кто беден, пусть начнет с себя; если у него есть излишек то пусть потратит на тех за кого отвечает, и если останется еще что нибудь, то пусть потратит на родственников». Сахих Хадис.
И Абу Хурайра передал, что один мужчина пришел к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть динар» Он сказал: «Потрать на себя» Он сказал: «У меня есть еще» «Потрать на детей» Он сказал: «У меня есть еще» Он сказал: «Потрать на жену» «У меня есть еще». Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Потрать на слугу» «У меня есть еще» Он сказал: «Ты знаешь лучше (на кого это потратить)» Передано Абу Даудом (1691). Шейх Албани оценил как хасан в Сунане Абу Дауда.
3. Тот кто тратит должен быть наследником того на кого он тратит, потому что Аллах сказал (перевод смысла): «Такие же обязанности возлагаются на наследника отца» (2:233)
потому что наследники являются близкими родственниками, и они получают в наследство больше чем другие, поэтому и должны тратить.» Аль Мугни 8:168-169
Поэтому отцу следует тратить на нужды сына, пока он не станет независимым в средствах. Ученые установили, что среди обязательств которые возложены на отца траты на его свадьбу, если ему необходимо жениться.
Ибн Гудама сказал:
«Наши последователи сказали: «Отец должен охранять целомудренность сына, и поэтому он обязан тратить на него и если ему требуется помощь для сохранения целомудрия (женить его). Это мнение последователей Шафи» Аль Мугни, 8:172
Шейх Салих аль Фаузан сказал:
«Права сына на отца заканчиваются, когда он становится независимым в средствах. Когда он вырастает и начинает зарабатывать, и становится по этой причине независимым в средствах, право сына на траты отца завершается. Но до тех пор пока он молод, или он вырос, но не стал независимым в средствах и не может зарабатывать на жизнь, он у него есть право на получение от отца средств, до тех пор пока он не станет независимым в средствах.»
Шейх аль Фаузан, 3:240 Аль Мунтага мин Фатава
В заключении: Отец должен бояться Аллаха в отношении тех кто ему доверен. Если он имеет возможность тратить на образование сына, медицинские услуги и другие нужды, то не разрешено ему не выполнять свой долг.
Мы советуем вам, перед тем как вы обратитесь в суд, вас следует попросить хорошего и праведного человека вмешаться и посоветовать и объяснить отцу, и примирить его со своим сыном. И если он согласится добровольно тратить на сына, без суда, то это лучше для отца и для взаимоотношений с сыном.
Мы советуем сыну найти работу и стать независимым, чтобы он не полагался на своего отца, особенно если сын уже взрослый. Ему следует совмещать работу и учебу, как это делали многие до него, ведь кто желает стать независимым, тому Аллах поможет.
Если он не может этого сделать, и отец упрямится, то в этом случае вы можете обратиться к шариатскому судье (гаади) для того, чтобы заставить отца делать то, что он обязан в соответствии с шариатом. Но чем дольше вы сможете быть в стороне от суда, тем лучше.
Аллаху известно лучше.
Источник:
http://www.islamqa.com/ar/ref/42220