وجوب الاستحياء من ملائكة اللَّه والنهي عن التعري
Обязательность стыдливости перед ангелам Аллаха и запрет обнажаться
Передал Баззар от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах Всевышний ими обоими, сказавшего: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах запретил вам обнажаться. И стесняйтесь ангелов Аллаха, которые с вами, благородных писцов, которые не покидают вас никогда кроме трёх состояний: при отправлении нужды, при осквернении, и при совершении омовения. И если совершает омовение кто-то из вас обнажённым, то пусть прикроется его одеждой, или же за стеной, или же за чем-то иным».
Сказал Хафиз ибн Кяссир: Смысл этого в почтении к ним и стыдливости перед ними. И не совершайте пред ними отвратные деяния, которые будут записаны ими. Поистине, Аллах создал их благородными писцами ваших деяний и вашего нрава.
В этом же смысле сказано: Из особенностей благородных писцов-ангелов то, что не входят они в дом в котором есть собака, картина изображающая одушевленные существа, в котором есть кто-то в состоянии осквернения, есть статуя. И не сопровождают они тех, при ком есть собака или колокольчик.
روى البزّار عن ابن عباس - رضي اللَّه عنهما- قال: قال رسول صَلَّى اللَّه عليْهِ وسَلَّم:
«إن اللَّه ينهاكم عن التّعري، فاستحيوا من ملائكة اللَّه الّذين معكم؛ الكرام الكاتبين الذين لا يفارقونكم إلا عند إحدى ثلاث حالاتٍ: الغائط، والجنابة، والغسل، فإذا اغتسل أحدكم بالعراءِ فليستتر بثوبه أو بِجِذْمِ حائطٍ أو بغيره".»
قال الحافظ ابن كثير: ومعنى إكرامِهِم أن يستحي منهم، فلا يملي عليهم الأعمال القبيحة التي يكتبونها، فإن اللَّه خلقهم كراما في خلقهم وأخلاقهم.
ثم قال ما معناه: إن من كرمهم أنهم لا يدخلون بيتا فيه كلب ولا صورة ولا جنب ولا تمثال ولا يصحبون رفقة معهم كلبٌ أو جرس.
ـــــــــــــــــــــــــ
Передал его Баззар в «Муснад», а также в «Кашф-уль-астар» в «Книге очищения», (1\160, № 317) в передаче от Хафса бин Сулаймана, от Алькама бин Марсада, от Муджахида, от ибн Аббаса.
Сказал Баззар: Мы не знаем передачи от ибн Аббаса кроме этой. И Хафс - отвергаемый передатчик.
Сказал Хейсами в «Маджмуат-уль-заваид», 1\268: Сказал Баззар: Мы не знаем передачи от ибн Аббаса кроме этой. Джафар бин Сулайман - отвергаемый передатчик. Я (шейх Басма Фейсал аль-Джавабир) говорю относительно Хейсами: Джафар бин Сулайман - мужчина, передававший достоверное, равно как и иные равии санада, а Аллаху ведомо лучше. Я (шейх Басма Фейсал аль-Джавабир) говорю: Нет в этом иснаде Джафара, а напротив есть Хафс, то есть Хафс бин Сулайман аль-Асади. Абу Умар Баззар имеет ввиду Хафса бин Абу Дауда аль-Кари, спутника Асима, и описывает его.
Сказал Хафиз ибн Хаджар Аскаляни о Хафсе: отвергаемый и как передатчик, и как чтец Корана.
У этого хадиса есть хадис-«шахид» Яъаалы бин Умейя в форме марфуа в следующей словесной форме: «Поистине Аллах, Возвышен Он и Преславен, создал завесу стыдливости, и любит стыдливость и завесу. И если кто-то из вас совершает омовение, то пусть прикрывается завесой. И сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, человеку, совершающему омовение нагим, делать это в одиночестве». Передал его Абу Дауд, (4\39, № 4012). Также сказано в хадисе Бахза бин Хакима, переданном от его отца, от его деда в форме марфуа: «Аллах имеет право на стыдливость людей перед ним». Передал его аль-Арабат.
Сказал Навави (4\32): Дозволено обнажать аурат в случае необходимости, если человек находится в одиночестве, как в случае омовения, отправления нужды, соития с супругой, или же подобное этому. Во всех этих случаях открытие аурата дозволено. Однако же в присутствии иных людей открытие аурата однозначно запретно. Сказали учёные: Прикрытие аурата фартуком или же подобным ему предпочтительнее чем открытие его при омовении. Открытие его дозволено лишь на время необходимое для омовения, и запретно делать это без нужды сверх этого.