Истинность салафии и её признаки
13 джамаад аль-Аахъар 1433 х. (4 мая 2012г.)
(окончание)
А вот ещё его слова для пользы: спрашивающий говорит: «Что вы скажете о том, кто говорит: «Мухаммад ибн Абду аль-Ваххаб (да смилостививится над ним Аллах) саляфит в вероубеждении, но в фикъхе он не саляфит.» Правильным ли является это суждение? И пусть Аллах вам воздаст благом." Ответ шейха Солиха аль-Фаузана (да смилостивится над ним Аллах): «Известно в наше время то, что есть те, кто отрекается от ученых, которые были до нас и умоляют их достоинства. И они побуждают слушать тех, кого называют современными мыслителями.
И поэтому эта клевета, о которой вы спрашиваете: что Шейх, тот, кто обновил религию (в своё время), Имам, Мухаммад ибн Абду аль-Ваххаб (да смилостивится над ним Аллах) саляфит в акъыде, но не в фикъхе! Я не знаю какова цель такого распределения! Об этом не может говорить здравомыслящий человек. Напротив Шейх, Обновитель религии своего времени, Имам, Мухаммад ибн Абду аль-Ваххаб (да смилостивится над ним Аллах) саляфит как в акъыде так и в фикъхе, потому что он в акъыде следует пути Праведных Предшественников из сподвижников, их предшественников и тех имамов, которые последовали за ними. И в фикъхе он основывается на мазхаб имам Ахмада, который является из имамов саляфов. И шейх не берёт все слова имам Ахмада слепо подражая ему, напротив он берёт те мнения, которые ближе всего соответствуют доводу. И он не из тех следующих (новичков), у которых нет своего мнения, наоборот он является одним из муджтахидов (это тот, который основываясь на доводы может выводит своё мнение) в мазхабе имама Ахмада подобно шейху аль-Исляму ибну Теимии, имаму ибн аль-Къаииму и другим исследователям мазхаба имама Ахмада (да смилостивится над ними всеми Аллах). И имам шейх Мухаммад ибн абду аль-Ваххаб саляфит в акъыде и саляфий в фикъхе, потому что он берёт фикъх от саляфов и берёт его на основе доводов из Къур’ана и сунны посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует). И я не говрю это от себя, поэтому кто хочет удоставерится в этом, то пусть вернётся к фетвам этого имама к его произведениям по фикъху, он найдёт, что шейх выбирает то мнение, которое подкрепляется доводом. Потому что он из тех, кто требует довод и действует в соответствии нему, и он не берёт те мнения факъихоф, которые являются следствием слепого принятия без требования довода. И он считается обновителем этой религии (своего времени) в акъыде, в фикъхе и в фетвах.» («Мухадарату фи аль-Акъыдати ва ад-Да’вати» 3\324, эта книга раздаётся в «дару аль-Ифтаи»)) Вопрос 9: «В это время многочисленных фитн, если я начинаю упоминать права правителей братьям, то вижу их отчуждённость, и некоторые люди не любят меня из-за этого. Что вы посоветуете мне?» Ответ: «Разъясняй истину и объясняй как правильно. И не является условием довольство людей. Ты разъясняй истину, объясняй как правильно, разъясняй сунну пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с правителями и с другими. Тот, кто примет, хвала Аллаху, а если не примут, то ты донёс до них. И мы не желаем достичь довольства людей, но желаем достичь довольства Всевышнего Аллаха. Как рассказала Аиша, мать правоверных, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто ищет довольство людей гневом Аллаха - разгневается на него Аллах и разгневаются на него люди (либо он будет поручен этим людям). А тот, кто ищет довольство Аллаха, при этом гневя людей, то будет доволен им Аллах, и будут довольны им люди.» ( Тирмизи 2414, ибн Хиббан 276, шейх Альбани сказал, что хадис достоверный в «тахъридже Тахавии» 278). Да.» Вопрос 10: «Некоторые говорят, что дозволен выход против неверующих правителей путём демонстраций и митингов, потому что дозволен выход против них.» Ответ: «Если следствием этих демонстраций будет порча, убийства, пролитие крови и нарушение безопасности, то не дозволено. А выход против неверных правителей происходит не демонстрациями, а делается джихадом, в котором есть исламский флаг (а также цель и мысль), под которым они объединятся, под которым выступят вместе против неверующих. Подобно тому, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники выступали против неверующих под знамёнами (ислама). А то, что касается демонстраций (митингов), то они не дозволены, потому что в них только зло и нет в них никогда блага, и они являются причинами для смут, и нет в них никакого результата. И это то, что вы знаете, происходит сегодня, находите ли вы в них благо? Не найдёте вы в них блага. И эти смуты не кончаются, переходят от одной демонстраций к другой, потому что нету у них порядка, нету исламского флага. Да.» Вопрос 11: «Когда некоторым говоришь: «Посмотри на то, сколько крови мусульман проливается на этих митингах!» Они говорят, что эти жертвы неизбежны, также как они неизбежны в других целенаправленных сражениях.» Ответ: «Я не знаю, что это сражение. Это беспредел. Сражение бывает на джихаде, который ведётся во имя Аллаха. Да, случается на джихаде убийства, но итог (победа) бывает за мусульманами. А то, что касается этих демонстраций, то в них только пролитие крови, порча собственностей, нарушение безопасности и т.п. Да.» Вопрос 12: «Есть ли в вопросе, порицания правителя перед людьми, если есть польза в его порицании, разногласие, или все ученые сошлись на запрете?» Ответ: «Вопрос не стоит в том, что есть ли разногласие или нет, а вопрос в следовании истины. До тех пор пока посланник, да благословит его Аллах и приветствует, приказывает нам слушаться и подчиняться правителям мусульман, даже если они несправедливые и грешные, мы подчиняемся. Из-за того, что здесь из двух зол для общины, выбор наименьшего. Потому что в выходе против правителей вреда больше чем в терпении того, что исходит от них из несправедливости, до тех пор, пока они являются мусульманами. Поэтому если что-то ведёт к большому злу, то это не дозволено, либо приведёт к противоположности цели, то не дозволено это. «И не бросайте себя своими руками на погибель» (аль-Бакъара 2:195). Да.» Вопрос 13: «Является ли посвящение урока политике, как это делают некоторые, из пути саляфов?» Ответ: «Нет. Обучение, которое соответствует пути саляфов это изучение акъыды, манхаджа в призыве к Аллаху, изучение прав правителей мусульман в подчинении им в благом, и это есть в книгах по акъыде, хвала Аллаху. Да.» Вопрос 14: «Да воздаст Аллах вам благом. Мы слышали от некоторых, которые говорят: «Зачем вы углубляетесь на уроке или на хутбе в заблуждении тех, кто совершает ширк на могилах. Достаточно того, чтобы упомянуть об этом в общем, но не нужно углубляться в этот вопрос, тем более, если тема не об этом», что вы скажите об этих словах?» Ответ: «Это заблуждение! Это заблуждение и это не любовь к призыву к таухиду и порицанию ширка. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сколько находился в Мекке, призывая к таухиду? А разве он не находился тринадцать лет в Мекке, призывая к таухиду до того, как была вменены в обязанность молитва, закят, пост, хадж? И призыв к таухиду продолжался. И не желает разрушение его никто кроме лицемера или кафира. Прошу у Аллаха благополучия для нас. Обязательно должен быть призыв к таухиду и порицание ширка на уроке, на пятничной хутбе, просто в разговоре. Это и есть основа к которой призывали все посланники: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет истинного божества, достойного поклонения кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне!»» (аль-Анбия 21:25). Сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда посылал Муаза в Емен: «Ты придёшь к народу, относящемуся к людям писания. Пусть первым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нет истинного божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов…» (аль-Бухари 3\225). И нет пользы от намаза и вообще от всех дел, если совершается ширк. Ширк делает не действительными все дела: «…и если они совершат ширк, то станут тщетными их дела.» (аль-Ан’ам 6:88). Значит, не поможет никакое дело, если есть ширк. Поэтому нужно уделять внимание разъяснению правильной акъыды, разъяснению того, что противоречит акъыде из ширка. Это является необходимым. Да.» Вопрос 16: «Когда говорится о группе или человеке, что он вышел из саляфитского манхаджа?» Ответ: «Говорится о нём это, если он противоречит саляфитскому манхаджу. Говорится о нём, что вышел. Однако он может выйти зная, а может по незнанию, тогда ему надо разъяснить это. Да.» Вопрос 17: «Да воздаст вам Аллах благом. Есть некоторые, которые говорят, что то, что происходит сегодня из демонстраций (митингов) сегодня относится к вопросам «навазил» (т.е. такие вопросы на которые нет прямого текста и поэтому они нуждаются в иджтихаде), а в «навазиль» возвращаются к шариатским правилам, а не к текстам. Правильно ли это мнение?» Ответ: «Что это за шариатские правила без текстов? Не бывает шариатских правил, если только они строятся на текстах. А то, что противоречит текстам, то оно ложное, не состоятельное. Да.» Вопрос 18: «Некоторые требующие знания не знают известные книги по сунне такие как: «аль-Ибаана» ибн Батты, «Шари’а» аль-Аджурри, «ас-Сунна» Хъалляяля. Считается ли это нарушением требования знания?» Ответ: «Книги по акъыде, которые ты упомянул и другие повторяются в других книгах, хвала Аллаху, как в книгах по таухиду, по акъыде, которые есть сегодня у людей. В них то же, что и в первых книгах. Да.» Вопрос 20: «Некоторые говорят, что шейх ‘абду аль-Азиз ибн Баз, да смилостивится над ним Аллах, не дозволял причислять себя к саляфитам и называть себя саляфитом или асаритом. Достоверно ли это?» Ответ: «Мы не знаем о нём этого. Все его книги побуждают следовать саляфам, следовать «асаарам» (высказывания сподвижников, табиинов и их последователей) и доводам. Он (да смилостивится над ним Аллах) также был на манхадже саляфов и его интересовали асаары, хадисы и вообще доводы. И его книги есть и сейчас. Да.» Вопрос 21: «Некоторые говорят, что «мутуны» шейха Мухаммада ибн абду аль-Ваххаба, да смилостивится над ним Аллах, (т.е. тексты его произведений) воспитывают студента с той стороны, что их содержание опирается на метод вопросов и ответов. И этот метод не очищает личность (его характер). И доводом этому является то, что многие кто обучается по этому методу имеют плохие нравы, а те, кто относится к заблутшим группам имеют высокие нравы. Что вы скажите об этом?» Ответ: «Эти слова - это отвержение благого, в них нет блага, и также в них заблуждение. Они с чёрной завистью смотрят на книги шейха. По причине книг шейха, хвала Аллаху, многие общины последовали по прямому пути, и многие общины получили от них пользу, и до сих пор извлекают из них пользу люди на востоке и западе. И если человек не извлекает пользу из них, то это потому, что причина в нём. Человек иногда отвергает еду и воду из-за той болезни, которая постигла его. Вот и эти подобны этому больному. Да.» Вопрос 22: «Я заметил то, что некоторые шейхи, если что-то случается в странах шама, то переживают за это, а если, например, постигает голод жителей африки, то их это сильно не волнует. Почему же есть такое разделение?» Ответ: «Я не думаю, что это так. Мусульманин переживает за его братьев мусульман где бы они не были. Да.» Вопрос 23: «Некоторые требующие знания совершают много малых грехов. Влияет ли это на то, что касается их дел и знаний?» Ответ: «Аллах открыл врата покаяния. Нету ни одного безгрешного, кроме посланников (мир им и благословение Аллаха). Человек совершает грехи и проступки, но по милости Аллаха Он открыл для своих рабов двери покояния. «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, затем помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние совершающих дела!» (аль-Бакъара 2:135-136). И также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он - Прощающий, Милостивый!" Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему.» (аз-Зумур 39:53). Т.е. обратитесь к Нему с покоянием. Да.» Вопрос 24: «Некоторые могилопоклонники приводят довод на дозволенность табаррука (получение благодати) плащ Юсуфа (мир ему) то, что Я’къуб (мир ему) исцелился посредством него. Как ответить на это сомнение?» Ответ: «Это из чудес пророков. И это не относится к другим. От пророка, т.е. от того, что прилегало к его телу, как: плащ, пот, волосы, слюна можно брать табаррук, как это было с нашим пророком (мир ему и благословение Аллаха). Это особенности пророков только, мир им и благословение Аллаха. Да.» Вопрос 24: «Пребывающие на временном месте жительства в королевстве (КСА) и родившиеся в нём, кому они должны подчинятся: правителю королевства или их правителям (по гражданству)?» Ответ: «Их присяга в соответствии с их гражданством. Если у них гражданство Саудии, то они подчиняются правителям Саудии, а если они остаются на своём гражданстве, то они следуют своему правительству. И они здесь всего лишь временно проживающие. Да.» Вопрос 26: «Правдо ли то, что вы говорите, что «ихвану муслимин», «джамат таблигъ» и другие входят в саляфию?» Ответ: «Это ложь и выдумки! Никто не входит в саляфию кроме тех, кто на манхадже саляфов! Поэтому если кто-то следует манхджу саляфов, то тот из саляфитов, а кто противоречит манхаджу саляфов, то тот не саляфит. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о спасённой группе: «Это те, кто на том на чём сегодня я и мои сподвижники.» Посланник не оставил нас без того, чтобы разъяснить кто есть саляфит, а кто не саляфит. Да.» Вопрос 28: «Является ли путём саляфов причисление себя к партиям (политическим) и вход в парламент. То, что мы видим в эти дни политические партии, которые причисляют себя к саляфии?» Ответ: «Саляфия - это не простое причисление себя к саляфии, саляфия - это манхадж, соответствующий манхаджу праведных предшественников в акъыде, в поклонении, в нравах и в поведении. Это не просто причисление, каждый (сегодня) причисляет себя к саляфии, но при этом следует разным (заблудшим) манхаджам, которые противоречат манхаджу саляфов. Да.» Вопрос 29: «Является ли из манхаджа саляфов, если ошибся кто-то из призывающих, то некоторые распространяют эту ошибку посредством коротких посланий или другими путями?» Ответ: «Если тот, кто распространил среди людей слова ошибающегося, то обязательно он должен распространить опровержение на этого ошибающегося, чтобы разъяснить истину. А если он не распространил его ошибку, а просто сделал ему наставление, то этого достаточно. Да» Вопрос 31: «Как ответить тем, кто говорит, что большие ученые не знают реальность и положение мусульман на западе, поэтому возвращайтесь за фетвами к тем, кто отправился на запад?» Ответ: «Если ученые не знают реальность, то они не ученые. Ученый - он тот, который знает реальность, который различает истину ото лжи, различает правильность от ошибки. Это и есть ученый. Да.» Вопрос 31: «Распространилась в просторах интернета ваша фетва о секте «ихвану муслимин», что они из «ахли сунна». Правда ли это?» Ответ: «Я уже ответил на это, но они не принимают это. Я ответил тогда, что я не причастен к манхаджу «ихвану муслимин» и я разъяснил их манхадж в том же ответе. Но однако они не распространяют это. Да.» Вопрос 32: «Некоторые говорят, что опровержения на нововведенцев и людей страстей это пустая трата времени и это не приносит пользу простолюду. Правильно ли это?» Ответ: «Тот, кто говорит это, это он сам пустота. А то, что касается разъяснения истины, то это возвращение на истину и правильность, и объединение общины на истине и правильности. Да.» Вопрос 33: «Поистине увеличились фитны и увеличились призывающие к заблуждениям. Я слышал от одного призывающего (это Мухаммад Арифи), который сказал прилюдно, что он, когда призывал одного иудея, прочитал ему некоторые аяты из суры «Марьям», затем прочитал обычные слова как Къур’ан на распев, и сказал, шутя прилюдно: «Это сура ат-туффах (яблоко).» Какого положение таких слов? И является ли это издевательством над Къур’аном?» Ответ: «Да. Если он прочитал слова от него и уподобил их словам Аллаха, и читал их, как читаются слова Аллаха и назвал это сурой, то он в опасном положении, даже если он сказал это шутя. «Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали»». (ат-Тауба 9:65-66). Тот, который шутит над Къур’аном, говорит какие-то слова, потом говорит, что это подобно Къур’ану либо представляет их людям как Къур’ан, он выходит из религии из-за этого. Да.» Вопрос 34: «Достаточно ли ограничиться критикой заблудших мыслей или также нужно критиковать тех, от кого исходят эти мысли?» Ответ: «Если же раскритикованы эти мысли, то и тот от кого они исходят, тоже раскритикован. Да.» Вопрос 35: «Некотрые требующие знания экзаменуют других некоторыми личностями и говорят: «Что скажешь про такого-то и такого-то?» Является ли это правильным?» Ответ: «Является обязательным экзаменовать пророком (мир ему и благословение Аллаха) говоря: «Ты за кем следуешь: за пророком, мир ему и благословение Аллаха, или за кем- то другим?» И тот, кто последовал за кем-то кроме него (мир ему и благословение Аллаха), тот заблудший, а кто последовал за пророком (мир ему и благословение Аллаха), тот ведомый прямым путём. «А если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путём.» (ан-Нур 24:54). Да.» Вопрос 36: «Несколько дней назад была проведена встреча, которая называлась «Встреча возрождения молодёжи», ответственными за которую были те, кто называет себя призывающими. Эта встреча содержала в себе воспитание молодёжи для демонстраций. Каково наше отношение к этому?» Ответ: «Хвала Аллаху эта встреча была отменена. И были сделаны опровержения на них, и было разъяснено то, на чём они, их заблуждения. И это было распространено среди людей, и, хвала Аллаху, они были разоблачены, и нет нужды сейчас говорить об этом. Да.» Вопрос 38: «Некоторые призывающие говорят, что наказание за вероотступничество это из дел политики, поэтому сегодня нету нужды в этом. И также они говорят, что дозволено возражение пророку, мир ему и благословение Аллаха, даже они говорят, что дозволено возражение самому Аллаху. Какого положение этих слов? И являются ли они выводящими из религии?» Ответ: «Нет в этом сомнений. И нет позади этого другого вероотступничества. Тот, кто издевается над Аллахом и его посланником, и над шариатскими законоположениями, то нет после этого другого вероотступничества, это одно из опаснейших видов вероотступничества. Да.» Вопрос 39: «Человек, который истолковывает этот хадис: «Если даже он будет бить тебя по спине и отнимать твоё имущество…» (Муслим 1847), и он говорит, что здесь речь идёт о справедливом правителе. Что нам делать, призывать ли слушать лекции и читать книги этого человека либо предостерегать от него?» Ответ: «Да. Следует взять у него то, что соответствует истине и оставить то, что противоречит истине. Не обязательно чтобы человек был безошибочным, нет, он ошибается. Это считается ошибкой. И может если ему разъяснить истину, то он оставит это мнение. Да.» Вопрос 41: «Некоторые говорят, что комитет больших ученых скрывают некоторые вещи. И если им говорят (т.е. правительство): «Делайте!», то они делают, а если говорят им: «Не делайте!», тогда они не делают.» Ответ: «Оставьте эти разговоры. Это всего лишь болтовня. Нет нужды в упоминании этого. Да.» Вопрос 42: «В последнее время мы часто слышим от некоторых требующих знание правило, которое гласит «если ты не выносишь определённой личности табди’, то это указывает на твой расплывчатый манхадж». И они предостерегают от тех, кто не делает этого.» Ответ: «Мы не выносим табди’ никому, кроме тех, кто совершает бида’ зная, что это бида’. И неважно личность какую-то, или без упоминания личности. А то, что касается тех, кто совершает бида’, думая, что это истина, то нужно разъяснить им истину. И это является манхаджем праведных предшественников. Да.» Вопрос 46: «Призывающие, которые очерняют правителей из-за их ошибок, и выявляют их людям. Дозволено ли побуждать людей к прослушиванию их кассет и чтению их книг?» Ответ: «Кассеты, в которых есть заблуждения и призыв к фитнам, распространять запрещено, напротив их нужно уничтожать, потому что они содержат заблуждения и призыв к фитнам. Да.» Вопрос 47: «Все ли суфисты на одном уровне? Или среди них есть те, кто приступил против своей души, бережливые и опередившие остальных в благом?» Ответ: «Опередившие остальных в благом? Я не знаю. Но они не на одном уровне. Среди них те, чей суфизм слабый не чрезмерный, это те, которые были усердствующие в поклонении как первые из них, например как: аль-Фудейль, Ибрахим ибн Адхам, Бишри аль-Хафиль, они те в которых был суфизм, но они были усердными в поклонении и были на правильной акъыде, и правильном манхадже. Они черпали из Къур’ана и сунны, были чрезмерно усердствующими в поклонении, были аскетами в этом мире, поэтому их суфизм другой. А то, что касается развившегося суфизма, который развился до мыслей единства мироздания, носители которого говорили, что Аллах это всё бытие, что нету различия между Создателем и созданиями, это то, что говорил ибн Арабий, то это самое наихудшее заблуждение и об этом говорят большинство обитателей земли, да убережет Аллах от этого. Поэтому суфизм - это не один уровень. Да.» Вопрос 48: «Является ли обязательным дозволение правителя для совершения къунута (взывание к Всевышнему Аллаху по какому-то поводу) в намазе? И какой на это довод?» Ответ: «Да. Потому что сподвижник не совершали къунут, пока его не совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха). А пророк - он имам, он же муфтий, он же судья. Да.» Вопрос 49: «Некоторые говорят, что терминология саляфов не была у первых поколений, и что эта терминология новая.» Ответ: «Не была? Всевышний говорит: «Аллах доволен первыми и опередившими из числа мухаджиров и ансаров, а также искренне последовавшими за ними, и они довольны Аллахом.» (ат-Тауба 9: 100). Это, это и есть манхадж саляфов, а если они (саляфы) не превели точное слово из доводов, то они привели терминологию соответствующую доводам по смыслу. Да.» Вопрос 50: «Некоторые призывающие делают упор в призыве на сторонение грехов и совершенствования нравов, но однако нету у них упора на единобожие и акъыду. Следует ли нам посещать их уроки?» Ответ: «Аллах не ограничил вас ими, у вас, хвала Аллаху, есть другие ученые, и у вас есть преподаватели, которые преподают правильную акъыду и правильный манхадж, и хорошие нравы. Идите к ним. Да.» Вопрос 51: «Каково ваша позиция в Нисхождении Всевышнего Аллаха в последнюю часть ночи на первое небо?» Ответ: «Что значит какова наша позиция? Что это за слова? Этот хадис мутаваттир (достоверный хадис, переданный от группы передатчиков к группе передатчиков на протяжении всей цепочки передатчиков): «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу.» (аль-Бухари 1145). Нисхождение - это из атрибутов действий Всевышнего Аллаха. И Он нисходит нисхождением присущем Его Величию, и мы не спрашиваем об образе этого, т.е. о том как Он нисходит. Но мы утверждаем нисхождение так, как это пришло от Самого Аллаха и его посланника, и мы не пытаемся узнать об образе этого. Этот принцип применяется ко всем остальным именам и атрибутам. Мы утверждаем их у Аллаха, но не пытаемся узнать их образ, потому что не знает их образ никто, кроме Самого Всевышнего Аллаха. Да.» Вопрос 54: «Какое правило применяется к правильному «та’вилю» (истолкованию) шариатских текстов?» Ответ: «Та’виль» - это и есть «тафсир» (толкование). В «та’виль» входит «тафсир» и входит толкование реальности связанной с будущим, которое не знает никто, кроме Аллаха. А «тафсир», то знают его ученые. И толкователи (Къур’ана) прошлого, такие как: ибн Касир, ибн Джарир ат-Табари и другие, имеют в виду под словом «та’виль» «тафсир», говоря: «В его истолковании», т.е. «в его толковании». Поэтому «та’виль» в значении «тафсир» знают ученые, а то, что касается «та’виля» в значении толкования реальности связанной с будущим, то этого не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха. Да.» Вопрос 55: «Я слышал, что некоторые говорят за хадис о разделении, который вы упомянули, что он слабый.» Ответ: «Это он слабый. Тот, который говорит это, это он сам слабый. А то, что касается хадиса, то он достоверный, его удостоверили многие ученые через разные пути передачи, и ученые упоминали его в книгах по акъыде. Да.» Вопрос 56: «В моей стране распространено убеждение, что Аллах везде. Каково наше отношение к этому?» Ответ: «Это учение безбожников, тех, кто носит убеждения «единства мироздания». Это куфр! Это самый худший куфр! Да убережёт Аллах! Аллах сверху Небес, Возвышен над Своими творениями, Возвышен над Троном, как это пришло в текстах. И Он в стороне возвышения. И мы утверждаем это у Аллаха, и мы убеждены в этом, и мы верим в это, и мы поклоняемся этим Ему. А тот, кто говорит, что Аллах везде, то он безбожник, потому что он не отдаляет Аллаха от нечистот и не чистых мест. Да.» Вопрос 57: «Я слышал, что некоторые говорят, что слово «манхадж» новое, поэтому эту теминологию…» Ответ: « «Каждому из вас (пророков) Мы установили шариат и минхадж (манхадж)» (аль-Маида 5:48). «Манхадж» и «минхадж» один смысл. Да.» Вопрос 58: «Сказал шейх аль-Ислям ибн Теимия в «Маджму’уль-фатауа»: «Нет порицания тому, кто открыто придерживается пути саляфов и приписывает себя к ним и гордится этим.» (См. “Маджму’уль-фатауа” 4/149). Что значит слово «гордится»?» Ответ: « «Гордится» значит, причисляет себя к ним. Да.» Вопрос 60: «Некоторые требующие знания описывают одного из ученых, что он несущий знамя «джарх и та’диль» (критики и утверждения). И тот, кого он критиковал и опроверг, то он такой. И их доводом в том, что он прав, является то, что он опровергает основываясь только на доводы. И они обязывают следовать ему в этом.» Ответ: « «Джарх и та’диль» он в цепочки передатчиков в науке по хадисам, и люди, удостоверявшие и опровергающие передатчиков хадисов, давно умерли. Поэтому мы не знаем ни одного ученого, сегодня специализировавшегося в этом. Но то, что касается ученых злословия и сплетен, то они сегодня имеются. Люди, которые злословят о людях! Это не является «джархом и та’дилем». «Джарх и та’диль» из науки по хадисам, то, что касается передатчиков, и ученые, специализировавшиеся в этой науке, давно умерли, и мы не знаем хоть одного живого сегодня. Но есть среди ученых те, которые читают книги по «джарху и та’дилю» и извлекают из них пользу. А что касается того, чтобы сказать такой-то из ученых «джарха и та’диля», то это громкие слова, но другое дело сказать, что такой-то ознакомившийся с книгами «джарха и та’диля». Да.» Вопрос 64: «Правда ли то, что самый распространённый манхадж среди мусульман - это манхадж ашаритов?» Ответ: «Аллаху а’лям. Я не подсчитывал ни тех, кто с манхаджем ашаритов, ни других. Но мы надеемся на лучшее, если будет на то воля Аллаха. Да.» Вопрос 65: «Как различить старых ученых от современных? Есть ли какая-та дата или определённая граница времени в этом?» Ответ: «Разве ты не знаешь старых? Старые - это те, жизнь которых ограничена днём рождения и днём смерти. Да.» Вопрос 71: «Есть ли разница между «ахли суннати ва аль-джама’а» и «ахлюль хадис», и «саляфией»?» Ответ: ««Ахли суннати ва аль-джама’а» они и есть «ахлюль хадис». Те, которые действуют по хадисам и которые следуют им - они и есть «ахлюль хадис», и не важно это те, которые действуют по ним или те, которые уделяют внимание иснаду хадисов или их версиям. Все они входят в «ахлюль хадис». Да.» Вопрос 75: «У меня есть знакомый, который говорит, что говорят о правах правителей и о хадисах подчинения правителям сегодня только те студенты, кто входит в группу «джамия». Являются ли эти его слова правильными притом, что он говорит, что он не желает задеть чью-либо честь?» Ответ: «Хвала Аллаху, это подарок, когда называют кого-то «джамия», потому что они те, которые побуждают к подчинению правителю, к следованию сунне посланника (мир ему и благословение Аллаха), и они те, которые запрещают разделение. Это похвала тому, кого называют «аль-джамия». И ты продолжай призывать к этому и оставь эти различные прозвища. Бери правильный манхадж и оставь различные прозвища. Да.» И в заключении я воздаю хвалу Аллаху. И да благословит Аллах пророка, его семью и всех его сподвижников.