Я немного побаивалась идти смотреть
этот спектакль по двум причинам. Во-первых, я отношусь к Александру Сергеевичу с нежной любовью. А на сайте обещали "свой взгляд на жизнь и судьбу". Во-вторых, спектакль длится больше 4 часов. Сами понимаете... Скажу сразу - мы были впечатлены увиденным в самом лучшем смысле этого выражения. Оказалось, что и взгляд любопытный, и 4 часа пролетают как одно мгновение.
Прежде всего стоит отметить, что спектакль сделан на высоком профессиональном уровне и получился действительно интересным. Зритель втягивается в происходящее с первых минут, и его внимание не ослабевает на протяжении всего действия. История начинается с приезда Ивана Пущина в Михайловское. Помните,
"Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил...
Они смеются, юморят, балагурят и при этом завтра у них уже запланирован подвиг. Кстати, Иван Пущин (Сергей Пинчук) - на мой взгляд, одна из лучших ролей в спектакле. Это большой, добрый, дружелюбный и очень тактичный человек. Исключительно обаятельный, немного увалень и именно такой, каким и представляешь себе Пущина.
- Пушкин, а зачем две девушки?
- А вдруг тебе одна не понравится?
- А если обе понравятся?
- Ну тогда, помогай тебе Бог :)
И уже первый эпизод задает настроение всему спектаклю. Здесь ни с кого не осыпается позолота, перед нами совершенно живые, современные люди. Сцена в Михайловском вообще несколько нарушает привычные традиции. Например, няня - здесь вовсе не трогательный божий одуванчик, а славная, но весьма бойкая старушка, которая за словом в карман не лезет.
Да и Пушкин - совсем не школьный персонаж, а вполне типичный барин, склонный к тесному общению не только с обитательницами Тригорского, но и со своими дворовыми девушками.... И когда только успевает стихи писать :)
Кстати, надо вообще отметить отличный подбор актеров. Собственно, ни один персонаж не вызывает когнитивного диссонанса. Каждая роль выверена до мелочей. При этом, как ни странно, самая неоднозначная по восприятию - у самого Безрукова. Мне казалось, что он местами переигрывает. Его Пушкин - часто черезчур оживлен и эклектичен, он постоянно кажется слишком выпуклым на фоне остальных. Оно, конечно, горячая кровь и все такое. Но... Впрочем, Пушкин, как известно, у каждого свой.
Пожалуй, вторая несомненная удача (после Пущина) - это царь Николай I (Сергей Сафронов). Его роль особенно интересна тем, что создатели спектакля не дают ему однозначной характеристики. Здесь он показан умным ироничным аристократом, который с одной стороны вроде бы и не имеет ничего против Пушкина, и даже где-то ему покровительствует, а с другой - воспринимает его не более, чем диковинной игрушкой, и не особенно всерьез. Впрочем, возможно, и это с его стороны только игра. Не зря же присутствует неусыпный контроль третьего отделения.
- Ваше Величество, и что мы будем делать с этим Дон-Жуанским списком Пушкина?
- Что делать... завидовать будем!
Сама постановка решена в довольно минималистичном стиле - из декораций разве что пара диванчиков и стульев. Мне бы хотелось более подробных декораций, однако такое решение, пожалуй, приближает действие к современности. Эпизоды, сыгранные на сцене, перемежаются видеовставками - это то, что идет словно фоном, где-то вдали или в соседней комнате. И это придает действию некоторую коллажность.Однако порой именно эти вставки вдруг открывают какие-то новые грани, например, взаимоотношения Пушкина с отцом. Например, я как-то никогда не задумывалась о том, какую роль играли в его жизни непростые отношения в семье.
Вообще, на мой взгляд, спектакль очень образовательный в хорошем смысле этого слова. За 4 часа перед нами проходит целая жизнь, и здорово, что Пушкина удалось за это время показать с разных сторон. Верный и щедрый друг, талантливейший поэт, озорной и остроумный кавалер, игрок и повеса, храбрый и стремительный дуэлянт. А еще тонко чувствующий, уставший и иногда такой одинокий человек.... Я в очередной раз задумалась, о чем он в свои зрелые 30 говорил с 16-летней дурочкой девочкой Натали? Какие у них вообще могли быть общие темы? А с другой стороны, может и не такая уж она была дурочка. Ведь и царь потерял голову..
Как ни странно, самая острая тема в спектакле - не сцена дуэли (которая вообще частью вынесена в видеоформат). Скорее сцена бала - где вдруг отчетливо ощущается вот это "один среди толпы холодной".
И действительно кажется, что уж лучше умереть, чем вот так изо дня в день вывозить молоденькую кокетку на балы.
В общем, это обязательно надо смотреть. Это большой (во всех смыслах), умный и талантливый спектакль. Пожалуй, один из лучших из увиденных мной в этом году. Теперь хочется в
Губернском театре "Вишневый сад" посмотреть. Любопытно, что получилось. Потому что интересный театр. Со своим стилем и взглядом на.
Огромное спасибо за
приглашение Михаилу
tushinetc , сообществу
moscultura и проекту
Москультура.