Наткнулась на упоминание этого сборника у
majstavitskaja с указанием, что мол, человек, «измученный Дашкевичем», прямо-таки отдохнул от Аверина, читая про восхитительного Корсакова.
Обложка с сиятельным графом попадалась на глаза часто, а тут еще такой заманчивый отзыв. «Зимнее дело» оказалось сборником из трех небольших рассказов, зимний из которых, собственно, только один - самый последний «Дело о шепчущей комнате».
Ну… как по мне, то
вселенная Дашкевича в разы интереснее. Но у Евдокимова тоже есть свои плюсы. Начну с них.
Наверное, основное, что бросается в глаза - это отличная стилизация. Как-то я ради любопытства почитала
фанфики про Шерлока Холмса, написанные в дореволюционные времена. Вот «Корсаков» - это практически один к одному воссозданный стиль таких фанфиков. Развлекательное благопристойное чтение для впечатлительных особ, выписывающих журнал «Нива». Как раз прочитать за вечерним чаем и кликнуть горничную, принести немного клюквенной настойки для успокоения нервов.
Еще один плюс - это послесловие. Собственно, оно для меня было единственно интересным в этом сборнике. Это очень теплые такие слова, которые приятно прочитать (и после которых даже неловко как-то писать про недостатки). Кроме того, там автор делится с читателем происхождением своих сюжетов, которые он изящно привязал к вполне реальным событиям, вроде наводнения в Петербурге. И тут сразу всплывают аллюзии на всякое пушкинское, вроде Медного всадника и Метели. Это красиво, но увы, тот случай, когда рамка лучше самой картины.
Таким образом, плавно переходим к минусам. У нас имеется очень простенькое и незамысловатое чтение в жанре «страшных мистических рассказов», в котором есть только один более-менее прописанный герой - сам граф Корсаков. И даже для него эпитетов не всегда хватает. Выражение «съязвил граф» попадается в коротком рассказе раза четыре, наверное. Прочие же действующие лица - совсем картонные фигурки.
- Первая история «Дело о бурных водах»- посвящена тому самому наводнению. Как раз перед ним вдова недавно почившего дворянина получает от него письмо. Фактически с того света. Дальше следует вариация на тему кресстражей, замаскированная под фольклорную иглу в яйце.
- Вторая «Дело о полуночном танце» - пожалуй, самая красивая. Тайна старой усадьбы и загадочного фонтана с танцующей балериной. Простуженный граф, постоянно сморкающийся, придает некоторую толику юмора всему происходящему.
- Третья «Дело о шепчущей комнате» - набор гостей, случайным (или почти случайным) образом оказавшихся в уединенной усадьбе в жуткую метель. Здесь довольно красивая схема с вложенными снами, чем-то напоминающая картины Эшера по общему восприятию.
Общее впечатление, пожалуй, нейтральное (ну совсем проходная такая книга), но тут я совершила глупость - послушала это все в манерном исполнении Игоря Князева (другого не было), которое добавило отрицательных красок. Читал бы Клюквин, наверное, я бы нашла плюсов побольше.