Ася Володина "Часть картины"

Apr 03, 2023 16:56





Я обратила внимание на эту книгу, благодаря рецензии Майи Ставицкой - очень подробной и точной, кстати. В общем-то, к ней трудно что-то добавить, кроме того, что я ожидала книгу о современных школьниках, а в итоге получила скорее мелодраматическую историю одинокой барышни за тридцать, где школьники только фон.

Если продолжать сравнение с картиной (начатое автором книги), то это не столько групповой портрет в интерьере, сколько портрет на фоне пейзажа. Автоматически хочется аппроксимировать эту мысль в сторону Моны Лизы с ее загадочной улыбкой, и, как ни странно, эта аналогия будет не так уж далека от истины. Пожалуй, недоговоренность - это основная черта романа (и, признаюсь, весьма раздражающая). И еще одна - довольно оригинальная структура самой книги, которая эту самую недоговоренность только подчеркивает. Сюжет то притворяется школьной повестью, то взбирается на театральные подмостки, то включает  полемику, то скатывается в мелодраму, то уводит читателя в протяженные флешбеки.



Например, почти все многофигурные сцены автором решены в театральной форме - перед нами разворачиваются практически шекспировские страсти, и само изложение построено в форме пьесы (на слух, кстати, это не особенно удобно, хотя и эффектно).

Главный персонаж - учительница русского и литературы Софья, судьба которой играет роль новогодней елки, на которую автор старательно вешает то игрушки (отдельные персонажи сияют разными гранями), то гирлянды (школьники и учителя в виде массовки), то взрывает рядом хлопушки (несколько эпизодов на грани), то зажигает бенгальские огни (холодный свет уходящих в прошлое событий).

Контур книги - это разговор Софьи с неизвестным нам собеседником. Поначалу он кажется психологом, ближе к финалу обретает скорее черты следователя полиции или ФСБ, но так и остается лишь официальным голосом, направляющим и задающим вопросы. В эту беседу уложено все остальное. Софья фактически пересказывает свою жизнь, в которой она сначала неожиданно для себя становится звездой школы, потому что спасла какого-то ребенка, убив маньяка (?), а затем фактически персоной нон-грата, позволяя ученикам слишком много (на взгляд консервативной части учителей) вольностей, заведя роман с отцом одного из своих учеников, одновременно став объектом влюбленности другого, да еще вступив в открытый конфликт со школьным руководством на выборах. При этом она постоянно оказывается в оппозиции, кто бы с другой стороны не находился.

И что интересно, Софья вроде бы положительный персонаж, и личность небезынтересная, но... Есть люди, рядом с которыми другие становятся лучше. Здесь возникает ситуация скорее обратная. Так ли хороша пресловутая «внутренняя свобода»?

В жизнь школы вмешано много всего - и проблемы религиозного воспитания, и подача исторического материала, и проходящие в ней выборы (повесточка, ага), и вечные конфликты учителей с учителями и учителей с учениками. Роскошный букет обсуждаемых тем поначалу впечатляет своим объемом, но в итоге вянет. Много обозначено, но ничего не доведено до конца,  сплошные намеки и глубокомысленное молчание. Все плохо, что делать - не знаю.

И хотя я вполне отдаю должное как мастерству рассказчика, так и достаточно оригинальной подаче материала, у меня осталось довольно неприятное послевкусие. Тем не менее, автор смог заинтересовать, как минимум, своей манерой строить сюжет, так что, пожалуй, «Протагониста» я тоже попробую почитать.

#10книг, прочитанное, #всемвесна, книги, книги2023

Previous post Next post
Up