Подсмотрела пост про школу у Татьяны
taanyabars решила поддержать флешмоб и написать про свое первое сентября.
В дошкольном возрасте я очень хотела в школу. Так вышло, что часть моих дворовых друзей пошла в первый класс на год раньше, и мне было страшно завидно, что они уже ученики, а я нет. Тем более, что читать, писать и считать я умела точно не хуже них. Но вот, на следующий год очередь дошла и до меня. Никаких особых заморочек с выбором школы родители устраивать не стали и отправили меня в ближайшую (став старше я немного жалела, что они не выбрали английскую спецшколу).
Накануне ездили с бабушкой и дедушкой на рынок за цветами и выбрали там красивые огромные георгины. С утра я страшно волновалась, боялась опоздать, всех торопила, и наверняка мы пришли минут на тридцать раньше (дорога до школы занимала минут 7). На спине у меня был прекрасный ярко-красный портфель с изображением Белоснежки и гномов, на голове, как положено, красовался огромный белоснежный бант. Который мне прицепили первый раз в жизни. Представляю, каких сил стоило маме его закрепить, потому что волосы у меня были совсем короткие. Никаких там хвостиков и косичек. Линейку и прочие торжественные моменты я толком не помню, разве что то, что было много народа, все толпились и мне ничего не было видно из-за спин и голов. Суматоху я никогда не любила, и вообще хотела скорее учиться.
Наверное, в классы нас повели старшеклассники, но этот момент в моей памяти толком не отложился.
Я была послушным и воспитанным домашним ребенком, поэтому в классе мне досталась предпоследняя парта. Что было немного обидно и несколько омрачило первый день. Мы накануне обсуждали с мамой и папой, где лучше сидеть, и пришли к выводу, что идеальное место - вторая или третья. На первых сидят одни зануды, на последних - одни лентяи. А мне досталась четвертая, что явно не вписывалось в заданные рамки, а я такого не любила. О, с этим перфекционизмом я потом буду бороться всю оставшуюся жизнь.
В классе учительница Анна Васильевна объяснила, как надо сидеть за партой (с ровной спинкой и сложив перед собой руки). Я аккуратно скопировала нужную позу и весь урок сидела, не шевелясь, и удивлялась, что другие бестолковые ученики вертятся и не могут сидеть спокойно и правильно. Первый урок - традиционный урок мира был ужасно скучным, единственным развлечением было то, что нас попросили нарисовать картинки на тему мира. Потом их отдали нам в последнем классе - было очень трогательно. Второго урока, кажется, и не было, наверное, нас сразу отпустили домой.
Дома меня ждал огромный арбуз, купленный по случаю 1-го сентября, и все семейство распевало «Наша Кошка - первачок, пишет палочку-крючок». Хотя мы еще никаких крючков не писали. Я ужасно гордилась тем, что теперь первоклассница, хотя от школы, пожалуй, ожидала большего. Ну, как минимум, что меня сразу станут там учить. Увы.
На второй день я благополучно свалилась с температурой и ангиной, и дальше больше половины первого класса провела в режиме «два дня в школе, две недели дома». Меня этот расклад вполне устраивал. Дома было гораздо интереснее, потому что в классе большинство не умело читать, и уроки чтения были для меня сущей мукой. Пока очередной мой одноклассник с трудом доползал до конца предложения, я уже дочитывала страницу или переходила к следующей. А поскольку Букварь я прочитала дома в первые же дни, мне было особенно скучно. А надо же было еще следить за текстом. Ужас, в общем. Но скучнее всего было на переменах, я вообще не понимала, зачем они нужны, ведь учиться (если это не чтение), куда интереснее, чем без цели слоняться по коридору. Единственным развлечением были страшные истории (в стиле «бегут, бегут по стенке зеленые глаза…»). Одна из моих тогдашних одноклассниц знала их в избытке, так что я с интересом приобщалась к детскому фольклору.
Первые три класса прошли довольно мило. С дальней парты меня пересадили поближе, у нас быстро образовалась хорошая компания из трех девочек-отличниц (мы считали себя самыми умными и образованными, что, в общем-то, вполне соответствовало действительности, а остальных - низшим сословием, не стоящим внимания). Потом нас принимали в октябрята, я была командиром звездочки (и тут выяснилось, что педагогика - это не мое, я терпеть не могла тупых невоспитанных одноклассников, успеваемость которых надо было вечно подтягивать). Но, тем не менее, жизнь наладилась.
Мальчики в этом возрасте в массе своей выглядели придурками, так что интереса не представляли. За исключением пары человек.
С Димкой, таким же мелким шкетом, как и я, мы постоянно были освобождены от физкультуры и в те редкие моменты, когда оба не болели, развлекались тем, что быстренько делали в раздевалке домашку (главное было успеть разбежаться, пока все не пришли с урока и не стали нас дразнить женихом и невестой), а потом переписывали ее друг у друга. Обычно как раз успевали за физкультуру. Но почему-то это наше невинное общение просекли, и заставили нас сидеть в зале. Это было куда скучнее.
Кстати, вот сейчас мне вообще непонятно это «освобождение от физкультуры», потому что в школе я вечно сидела на скамейке, но зато наверстывала во дворе и Дворце пионеров, где ходила в группу ОФП. И там и там мы там отрывались по полной программе - носились, играли в мяч, прыгали, висели на всем подряд.
С Сашкой мы иногда решали примеры на скорость, кто быстрее. И надо признать, что он довольно часто меня побеждал. Парень был реально очень умный. Пару-тройку раз нам с ним доверяли проверять самостоятельные работы других учеников (потому что иначе мы либо сидели с унылыми лицами пол-урока, либо начинали решать задачки за ближайших соседей). Мы оба, воспитанные в духе солидарности трудящихся, подрисовывали правильные ответы там, где они были неправильные. И хотя мы делали это через раз, рост успеваемости был замечен учительницей, и эта халява для наших одноклассников быстро закончилась.
Забавно, я до сих пор клюю исключительно на умных мужчин. Точно, многие наши заморочки - из детства.
Вся комфортная школьная жизнь разрушилась в четвертом классе. У нас появились новые учителя, вызывающие куда меньше уважения (а порой и совсем никакого), чем наша первая учительница. Кроме того, обе мои подружки переехали в другие районы, и оказалось, что в классе у меня теперь нет близких друзей, так что отношения пришлось налаживать заново. Это было довольно неприятно и не особенно легко, но не помню, чтобы я сильно страдала от одиночества. Ну, может, первую неделю или две. Потом мы подружились с соседкой по парте, и довольно быстро у нас составилась очень сплоченная компания из четырех человек. Все девчонки были совершенно разные, но видимо это нас и сближало. Эдакие четыре мушкетера (как раз тогда мы прочитали эту книжку). Аня (наш Д’Артаньян) была типичной троечницей, зато она была быстрая на подъем, напористая и наглая, и ей не было равных в умении занять место в очереди в школьный буфет. Так что булочки мне доставались всегда. А еще мы с ней объездили пол-Москвы - было интересно исследовать город, пересмотрели все возможные фильмы, дрались на импровизированных шпагах, и в общем, проводили много времени вместе. Света (Портос, она была самая толстая) была и самой умной (не считая меня, конечно), и мы с ней любили обсуждать философские вопросы о тщете бытия в ходе неспешных прогулок. Физкультура не была ее сильно стороной. Маша (Арамис - ничего от Арамиса, но вариантов не было) - была милой, скромной и доброй девочкой, не блистала особыми талантами, но с ней было легко. Я же была Атосом, любила руководить и чувствовала себя ответственной не только за себя, но и за девчонок.
Несмотря на то, что мои школьные годы прошли, в целом, неплохо, школу свою я никогда не любила, и как только вокруг стали появляться всякие лицеи, ушла в один из них. Это была такая игра в демократию и новые времена, любимый вопрос лицеистов был «хотите поговорить о сексе?» и должен был подчеркивать раскованность и свободу мышления. Мы изучали помимо школьных предметов психологию, социологию, философию (это все на уровне первых курсов вузов), высшую нервную деятельность, какие-то мистические практики, плюс огромное количество времени отдавалось истории. Это все было интересно, но довольно быстро мне стало ясно, что гуманитарные дисциплины - это не то, с чем я хочу связать свою жизнь. А вот моя любимая химия и математика были в загоне. Но это тема для другого поста.