Лукьяненко - трилогия об измененных или о смыслах?

Mar 16, 2022 14:29


Дочитала третью книгу и решила для удобства объединить здесь отзывы про все три.

1. «Семь дней до Мегиддо»



Ура, у нас снова типичный классический Лукьяненко! И это прекрасно.

Москва в относительно недалеком будущем. Город дополнен «гнездами» - домами, где детей превращают в «измененных», и комками - магазинчиками, название которых определенно намекает на перестроечные «кооперативные магазины», но только продавцы там - совсем не тети Любы из соседнего подъезда. А некие загадочные существа, почему-то напомнившие мне ключника из «Спектра» по манере себя вести. Здесь можно купить все, что угодно, если у тебя есть кристаллики, и приобрести даже то, о чем ты и не подозреваешь. Это наша родная Москва, но только теперь приходится жить в городе, который контролируют пришельцы из иных миров. Ненавязчиво, впрочем… Ну, и конечно же, классический главный герой - славный парень, готовый спасти мир, если что. Потому что мир, как водится, снова на грани катастрофы. И привет, моральные дилеммы. Сколько стоит жизнь чужого ребенка? Стоит ли ее спасать, рискуя целостностью планеты?

Уютная, ламповая, какая-то ностальгическая по ощущению книжка. Не скажу, что читается запоем, и что это шедевр, но она из каких-то прежних добрых времен, и это удивительно приятно.

2. «Три дня индиго»



Сложно писать об этой книге, уж слишком разные впечатления она вызывает по мере прочтения. Начинается почти детективной историей, от расследования которой ждешь каких-то ответов, но появляется лишь все больше вопросов. С одной стороны - это вполне классическая для Лукьяненко фантастика, со старой доброй темой погружения в некое пространство, которое позволяет общаться с отражениями личностей. С другой - она явно перегружена всяческими битвами, описание которых читать довольно скучно, тем более что результат, в общем-то, понятен заранее, а осмысленность их стремится к нулю для всех сторон.

Что не понравилось, не считая битв. Слишком уж много тумана напустил автор. И оттого поступки героев порой вообще кажутся лишенными логики. Что в ситуации с мертвым продавцом, что с обратным мутагеном, что со слугами. Можно, конечно, списать на инопланетные расы, но… В общем, как-то хочется больше ясности и законченности даже на промежуточных этапах.

Зато мне очень симпатична идея со смыслами. И это, пожалуй, тут самое интересное, хоть и малопонятное. Мне почему-то этот подход (если, конечно, я правильно понимаю намек) напомнил древних греков. У них было понятие «техне», которое могло относиться к специалисту в технике, искусстве или науке, который мог создавать из мира равное ему. Равное, но не превышающее.  То есть своего рода - ремесленник. А были еще художники. Люди, которые создавали то, чего не существовало в мире до них. Фактически - изобретатели, хотя род деятельности был вроде и не важен. То есть художником можно было назвать и поэта, и инженера. При этом целью искусства вообще было попадание в состояние счастья через возвышение и очищение. Похоже, что лукьяненковские кристаллические смыслы, и стремление стать высшими берет начало где-то в античности. И тогда это очень красиво смотрится. Но возможно, я просто притягиваю философию за уши.

Пожалуй, верно отметили в отзывах, что это слишком промежуточный роман. И даже не потому, что он довольно сильно завязан на первую часть (скорее даже нет, по-крайней мере, необходимость перечитать первый роман, чтобы вникнуть во второй не возникает), а скорее потому, что у него нет толком ни начала, ни конца, одни лишь завязки будущих событий и спрятанных смыслов.

Но не смотря на перечисленные придирки, в целом - читается все равно с удовольствием.

3. «Месяц за Рубиконом»

В «Рубиконе» Максим попадает в инопланетные миры вроде как в роли наемного солдата («дан приказ ему на север»), однако быстро выясняет, что вокруг полно двойных агентов, а спасать мир, кроме него, как обычно некому. Ну он и впрягается по полной. Интриги вокруг взаимодействия Инсеков и Прежних постепенно проявляются, хотя в основном продолжают теряться в туманной дали, а в реальном мире обнаруживается некий сверхмогущественный артефакт, стоящий, как минимум, планеты, который «Красивое! Продаете? Нет только показываем». Кому эта штука достается в итоге, в общем-то понятно практически сразу. А вот что с ней делать становится более-менее ясно только на последних страницах. Это скелет романа.

Дальше будут спойлеры, так что, нечитавшим следует быть осторожными.



Если отбросить фантик (неограниченное количество бац!, вжииих!!!, шмяк…, а также бесконечные применяемые разновидности вооружения, описанные автором с дотошностью коллекционера), начинка лаконично упакована в несколько слоев. Основной - это те самые смыслы, сущность которых наиболее интересна, и наименее раскрыта автором. С одной стороны, это фиксация эмоциональных всплесков (см. словарик в конце книги), с другой - неких наработанных навыков (общительность, способность очаровывать, врать и т.п.). С третьей - капсуляция невысказанных идей и озарений. Ну и местами, комбинация упомянутого. Все это можно затем использовать. Эмоции - больше как разновидность десерта и развлечения (так делают продавцы), навыки - как источник дополнительных способностей (как это получилось у Максима), а вот идеи и смыслы - как некую движущую силу развития и возвышения (видимо, это путь Прежних и Инсеков). Все эти выводы, разумеется, субъективны и спорны, тут я не претендую на истину, возможно автор на самом деле имел в виду нечто иное.

Вероятно, что возвышение Прежних, Инсеков (и им подобных развитых существ, вплоть до Высших) - результат постижения концентрата смыслов. Но осуществляется он малой группой за счет обратной эволюции, заторможенности развития основной массы жителей планеты или, как минимум, экстенсивного их развития. В духе - вроде хороших книг много, а вот гениальных - не стало. Это вторая оболочка. Ну, а финальный аккорд (тут уж совсем спойлер) - в вопросе: можно ли поступать наоборот - не отнимать смыслы, а делиться ими с другими, тем самым преумножая их количество? Ведь, казалось бы, тогда будет всем счастье, вечная жизнь и божественное единение во Вселенной.

Но… мелкий фрагмент с альтернативной реальностью - довольно ясно показывает, что вообще-то человеку не так уж много надо для счастья. И это немного - для большинства вовсе не грандиозные смыслы и неизведанные миры, а обычная спокойная комфортная жизнь в кругу родных и друзей.

В общем, вроде бы есть, что пообсуждать, и о чем подумать, но… Мне показалось, что того классического Лукьяненко, которого я люблю, в этой книге совсем немного. Ну от силы финальные 50 страниц. Все, что до - это компьютерная стрелялка в стиле «бей-беги» с неуязвимым героем, который уже порядком утомился от собственной крутости и приобрел некий снобский взгляд на происходящее. Хотя последнее автор и пытается старательно маскировать. Иными словами, первые процентов 70 книги - просто очень скучны. А через начальные главы так вообще продираешься, словно через колючую чащу. Первый раз у меня было желание бросить книгу Лукьяненко недочитанной. Соотношение социальная фантастика/войнушка здесь, как и в предыдущей книге, явно перешло разумные пределы. Более того, надо признать, что чтение комментариев на автор.тудей с обсуждением смыслов, вложенных как в книгу, так и в кристаллы, доставило больше удовольствия, чем текст сам по себе. Хотя, наверное, это должно говорить о том, что я просто не попадаю в целевую аудиторию, а книга не столь уж и плоха.

А вообще, самое интересное здесь - это продавцы. В конце-концов, кристаллы - это тоже их технология. Миром правит экономика и коммуникации, а не высшие смыслы. 

Лукьяненко, прочитанное, книги

Previous post Next post
Up