Опера Рихарда Штрауса «Электра» Санкт-Петербургский камерный оперный театр

Nov 16, 2021 17:02

Не так давно, в рамках феста «Видеть музыку» на сцене Геликон-оперы показывали этот спектакль
Всякие зверства, кстати. Так что лучше было увести детей видеть музыку по другим поводам.
А самим не лишнее познакомиться с этой весьма незабываемой «Электрой».
Отчего-то эту оперу Рихарда Штрауса в Москве не ставят.
Не знаю, что было на самой первой премьере в России - в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре в 1913 году. Но уверена, что и тогда дичи и эпатажа хватило. Тем более, за режиссуру отвечал В. Мейерхольд. И я бы посмотрела и послушала такое, при очень маленьких шансах попасть. Опера выдержала всего три представления.
А вот сейчас мы можем себе позволить. Если театр будет ставить в афишу почаще.
Сначала думаешь - почему Санкт-Петербург, ведь на сцене хватает экспрессии, красного цвета и азиатчины. А не строгости, например, чистых линий и аристократизма.
Однако когда главная героиня Электра берет в руки топор - меня осеняет. Ну конечно.
Как можно было пройти мимо такой отчетливо петербургской детали. В нашем, крестьянском понимании.
Топориком тут экспрессивно машут двое - Электра и брат ее Орест. Им предстоит убить старушку согласно древнегреческому сюжету. Старушка эта - Клитемнестра - мать обоим, и поведение ее само собой ужасно. Однако лить кровь, предаваться разврату и внедрять во все хаос - это фамильная черта. Они тут все одной крови - монстры, мечущиеся по дворцу-клетке с целью еще кого-нибудь порубить. А потом предаться разврату, затем взять топор и за кем-нибудь побежать, и так до бесконечности. Дурной, но существующей.
Круг непрестанной истерии - не придуманный режиссером (Юрий Александров) трюк, а сотворенный из самого воздуха и духа музыки Рихарда Штрауса концепт. Гармоничный и соответственный.
Гармония устроена на диссонансах, оркест, кстати, р играл настолько великолепно, что его можно было слушать отдельно, прикрыв глаза, пока со спутанными волосами и в рваных колготках злая-презлая Электра ползала на нижнем этаже дворца и гладила себя отрубленной головой любимого папы Агамемнона. Электра выла, орала и взывала - Агамемнон! Агамемнон..(Гамлет был скромнее, подумалось мне в этом месте, и сам на призрака отца не нарывался, притащили)
Но он, папа Агамемнон, не вернулся из мира мертвых, хотя от таких вокализов и мог бы. Зато явился брат, сначала притворяясь другим человеком и плащом прикрывшись, и не без сожаления, Электре пришлось топор ему отдать. Родилась женщиной, пляши и пой всегда, в том числе во славу убийства матери и царицы (мы слышим крики, что-то там про кровь врагов сплошным потоком льющейся везде, и лютый праздник, и прочие радости, которые простым сердцем людям трудно разделить).
В общем, веселая опера. Порно-шик.
Музыка - красивая, несмотря на монотонность эмоциональную, каждый нерв проработан искусно, и ток по нему пущен вовремя.
Да и вообще все - молодцы.
Тут я имею в виду певцов. Все пели отлично, кроме служанок в самом начале. Я успела расстроиться, но тут заорала Электра, и настал порядок, правильный, оперный.
Электра, сопрано,
Хрисофемида, её сестра (сопрано)
она, кстати, сначала не такая как все, отказывается всаживать топор во врагов, поет, что хочет выйти замуж за крестьянина и родить ему детей, а не бегать и скандалить, но потом не выдерживает лицо и пытается занять трон как умеет, то есть скачет экстатически, как положено члену семьи, паричок примеряет и прочее страшное.
Клитемнестра, царица Микен, их мать (контральто)
похоть, суеверие, кухаркины манеры (но это по роли приходится)
а голос - очень даже хорош.
Мужиков тут не много, им в начале 20 века диагноз "истерия" не принято было ставить
Орест, её брат (баритон) Геворг Григорян
Пришел, увидел, победил
сел на трон (про Эриний еще не в курсе, это тема другой оперы)
Эгист, любовник (тенор) Леонтий Сальенский
неплохие манеры и хороший голос одновременно только у этого персонажа, видимо, любовникам жить сложнее.

Сайт театра Санктъ-Петерьбургъ Опера
Сайт проекта Москультура



фото Елены Лапиной

за приглашение благодарю Михаила

tushinetc и сообщество
moscultura

Москультура, Театр

Previous post Next post
Up