Так получилось, что у меня воевали три деда. Айтахун Кагаров до и после войны был мастером-хлебопеком. Бабушка Хатима растила моего отца, его брата и оставшегося без родителей племянника Айнитдина. Когда дед вернулся с войны, мой отец спрятался, ведь он его совсем не помнил. А сестра Турсун родилась уже после войны.
Политрук Михаил Васильев пропал без вести в первые дни войны. Он служил на границе, недалеко от Риги. На этой фотографии в центре моя мама, а ее брат, Михаил родится примерно через полгода. Бабушка, Мария Ивановна, рассказывала, как ее попутчики, семейная пара, в последнем поезде из Риги, просили, отдать дочку "вы же пропадете, у вас еще будет ребенок, отдайте, пожалуйста!".
Лучше всего я помню "деду Васю", Василия Березаева. Он еще в молодости ухаживал за моей бабушкой, но его семью раскулачили и на войну он попал из лагеря и прошел ее в штрафбате. Вся его семья погибла на долгом этапе, пять сестер и братьев. После войны он работал возничим, развозил на телеге с фабрики-кухни бидоны с обедами для детсада завода "Светотехника". Лошадь звали Путя. Так вышло: жеребенок родился в год запуска первого спутника, вот и назвали "Спутник". А оказалось, что кобыла. Мне очень нравилось с ним ездить на трясущейся телеге. Люблю и запах прелого сена, кислых бидонов и навоза.
Я не нашел фотографий деда Васи в форме, и только сейчас, в этом году, понял, почему.