Основной закон композиции

Nov 12, 2012 03:28


Один из самых эффективных и универсальных приемов композиции - контраст. Вообще, это не только прием композиции, но и один из общих механизмов возникновения энергии и принципов существования вселенной.

Примеры его действия несложно найти на земле - горы и впадины заставляют воду течь вниз, что позволяет получать энергию мельницам и гидростанциям.

Разница полюсов заставляет течь ток, а силу для движения можно получить и от разницы давления, и даже от разницы температур. Разница между мужчиной и женщиной, детьми и стариками, разница уровней жизни дают энергию социальному устройству.

Поскольку мы живем в мире, основанном на разнице потенциалов, то и мыслим и воспринимаем мир мы также дуалистически. Мы оцениваем окружение в диапазоне между крайними точками, такими как красиво-некрасиво, правильно-неправильно, живое-неживое. И даже условная шкала температуры делится у нас на «плюс» и «минус».

В кинематографе и литературе главным движителем действия является драматургический (или "художественный") конфликт, коллизия. И это касается не только драмы, но и комедии: А.Н.Лук в своей классификации юмористических приемов особо выделял соединение высокого и низкого, несоответствие целей и средств, разницу ожидания и развязки и прочие, основанные на соединении противоположностей.

В композиции плаката или, допустим, таблички на здании этот контраст - прежде всего свободного и заполненного пространства. Но не только. Контраст вертикали и горизонтали, теплого и холодного цветов, симметрии и асимметрии, порядка и свободы, крупного и мелкого, плоскостного и пространственного - любые характеристики находятся в драматическом сопоставлении. А еще можно вспомнить контраст фактур и текстур (гладкая и шероховатая), многоцветия и монохромности, старого и нового, формы и содержания.

Многое из этого составило основной набор традиционных пластических приемов, очень ярко выразившиеся, например, в американском дизайне 60-х и с успехом применяющихся сегодня.

Соответственно, одной из важнейших задач для дизайнера является поиск такого контраста и управления полученной энергией.

___
(тут должна быть картинка, но не нашел:)
Подпись:
Классический пример разворота журнала: на левой странице текст, на правой - фотография. Заголовок полужирный, а текст светлый. Крупная буквица контрастирует с мелким кеглем основного текста, а его верстка оттеняет белое свободное поле.

Постскриптум: дополнения и поправки приветствуются:)

обучение, основы композиции для землян, книга, слова

Previous post Next post
Up