Флагелланты: достать до святости бичом
Они шли вслед за чумой, несли в руках бичи, на теле их были кровавые раны. В XIV веке Европа, поражённая «чёрной смертью», сошла с разума. Имя этому беспрецедентному безумию - флагелланты, «братство креста». Питер ван Лаар. Флагелланты. В 40-е годы XIV века Европа корчилась в смертельных объятиях бубонной чумы. Во многих городах вымерло до 50% населения. Люди считали, что наступает конец света, и на их обрушилась кара божья.
Они шли вслед за чумой, несли в руках бичи, на теле их были кровавые раны. В XIV веке Европа, поражённая «чёрной смертью», сошла с разума. Имя этому беспрецедентному безумию - флагелланты, «братство креста».
Питер ван Лаар. Флагелланты.
В 40-е годы XIV века Европа корчилась в смертельных объятиях бубонной чумы.
Во многих городах вымерло до 50% населения. Люди считали, что наступает конец света, и на их обрушилась кара божья. На фоне похожих апокалиптических умонастроений идея искупления грехов средством бичевания получила статус эпидемии, и флагелланты - «бичующиеся» - сделались так же обыкновенной картиной на средневековых улицах, как и гноящиеся бубоны на телах обречённых.
Флагелланты - не есть порождение века чумы. Идея замаливания грехов через истязание плоти появилась еще ранее, просто в «чумной» век она добилась собственного апогея.
Считается, что первым флагеллантом был святой Парадульф, живший в королевстве франков в VIII веке. Его служение Богу заключалось в том, что раз в денек он самобичевался, либо его биче-вали «со стороны». В эру Карла Великого на «поприще» самоистязания прославился святой Вильгельм (в миру - барон Аквитанский). В X веке особый случай - святой Ромуальд, известный тем, что изуверски истязал не только себя, ну и собственных монахов.
Теоретическое оформление флагеллантизм получил в XI веке благодаря Петру Дамиани, написавшему теологический трактат с говорящим заглавием «Похвала бичам». Там доходчиво было объяснено, почему верующим следует брать в руки бич: во-1-х, это подражание Христу; во-2-х, похвальное деяние для обретения мученического венца; в-3-х, верный метод наказа-ния грешной плоти и, в-четвёртых, способ искупления грехов. «Идеальным» флагеллантом, по мнению создателя, был святой Доминик.
И если до Петра Дамиани случаи самоистязания были единичными, то после «Похвалы бичам» это дело начало набирать обороты сначала за монастырскими стенами, а позднее выплеснулось и в народ. Уже в XII веке бичевание стало более употребительным наказанием для прихожан перед отпущением грехов.
Источник: www.beloit.edu
ВИДЕНИЕ МОНАХУ
Флагеллация в виде мании в буквальном смысле спустилась в Европу с гор, начав путь из итальянской горной Перуджи.
В 1265 году перед молодым монахом, предававшемся самобичеванию, появилось видение, в каком к нему присоединились святые, хлеставшие себя перед алтарём и утверждавшие, что такая воля божья и что верующие должны последовать их примеру, чтоб избавиться от грехов. Монах поведал о своём видении епископу, а тот начал проповедовать идею самобичевания пастве. Видимо, его проповеди носили так убедительный характер, что впервой в истории Европу покрыл самый реальный массовый психоз. Святой Иустиний писал: «... неведомый дотоле суеверный кошмар покрыл жителей сначала Перуджи, позднее Рима и умеренно всей Италии. Они были так полны ужаса и боязни перед Господом, что все, старые и молодые, знатные и простые совершенно обнажённые, попарно, как бы процессией двигались по улицам».
Процессии бичующихся появились во Франции, Германии, Фландрии, Баварии, Австрии, Венгрии. Целые города закрывались на 33 дня (возраст Христа), чтоб предаться искуплению грехов по-средством бича.
К концу XIII века данное движение начало было затихать и вспыхнуло с удесятерённой силой уже в XIV веке.
МАССОВЫЙ Бред
Накануне эпидемии бубонной чумы, в 1333-34 гг., доминиканский монах Вентурин вновь возбудил сознание масс флагеллантскими проповедями и устроил ряд бичующихся паломничеств в Рим. Церковь, но, очень прохладно отнеслась к искупительным бичам и запретила Вентурину проповедовать. Но в 1340 году вспыхнула страшная эпидемия бубонной чумы, и сознание человеческое помрачилось. Наступил век крестовых походов флагеллантов.
Флагелланты «чумного» века представляли собой странноватые и стршные процессии: они шли парами, в остроконечных капюшонах с прорезями для глаз и нашитыми крестами, выстроившись в длинную колонну, куда входило до трёхсот и более человек. В местах, где чума свирепствовала в особенности, к шествию примыкало более тысячи человек. Процессию возглавляли мужчины, дамы - замыкали. Впереди всех шёл магистр флагеллантов с 2-мя помощниками, которые несли хоругви из багрового бархата и золотой парчи.
Свои публичные истязания флагелланты, обычно, устраивали на рыночных площадях. Был выработан обычный ритуал самобичевания: до флагелланты либо раздевались совсем, либо обнажали верхнюю часть тела и ложились на землю, раскинув руки крестом. Магистр ходил меж лежащими и наносил удары бичом. Получившие удар слету вставали. Когда все оказывались на ногах, они становились в круг, затягивали религиозные гимны и с песнями, перемешанными со стонами, начинали двигаться по кругу, нанося себе удары бичом. Сделав несколько кругов, бичующиеся падали на колени и принимались горячо молиться об отпущении грехов, а за-тем снова продолжалось бичевание.
После показательной искупительной «процедуры» зачитывалось особое письмо, типо положенное ангелом на алтарь иерусалимского храма, где говорилось о гневе божьем и о том, что Бог с тем условием помиловал землю, чтобы каждый грешник на 30 три дня удалялся из собственного города и бичевал себя.
Похожее шокирующее представление производило постоянное воспоминание на зрителей, и они щедро давали пожертвования, а ряды флагеллантов повсевременно пополнялись. Некоторые из людей, веря, что эти добровольные мученики взаправду святые, пропитывали «искупитель-ной» кровью праведников тряпки и хранили их как драгоценную реликвию.
Поначалу популярность флагеллантов была так велика, что в ряде городов создавались целые общества флагеллантов. Чтобы вступить в братство, каждый должен был покаяться в грехах с семилетнего возраста и вносить умеренный взнос на пропитание - 4 пенса в день.
Но, по мере того как выяснялось, что с приходом флагеллантов чума не исчезает, а, напротив, появляется, люди начали их бояться и прятаться. Популярность самоистязателей пошла на убыль.
Источник: citadelblog.ru
Смерть ЕРЕТИКАМ
Церковь вообще плохо относилась к флагеллантам. Это только в самом начале священники становились во главе движения. Позже сделались его врагами.
Дело в том, что на пике своей популярности флагелланты превратился в агрессивных экзальтированных фанатиков. Когда они входили в город, то часто не просто устраивали свои «шоу», ну и с именованием Христа врывались в церкви, грабили их, а священников убивали.
Светским властям тоже внушало тревогу огромное количество агрессивной полупомешанной толпы: в 1349 году в одном Турине их набралось более 5 300 человек, а в Констанце хронисты рассчитали фактически 10 тысяч.
Церковь и светские судари соединились в борьбе против самоистязателей. В 1349 году была издана особенная булла папы Климента VI, которая объявляла флагеллантов еретиками. Европейские монархи немедленно ввели смертную казнь за принадлежность к новоявленной ереси. В Бреслау один из магистров флагеллантов был публично сожжён. В других местах флагеллантов вешали. Парижский институт выпустил особенное постановление, направленное против флагеллантов, где раздраконил все их идеи.
Движение равномерно вырождалось. Вместо святых, умертвляющих греховную плоть, появилась армия активных и пассивных любителей бича, среди братьев начала распространяться флагеллмания полового характера. В их полчищах ещё в самые ранние походы не один раз случались грубые половые эксцессы, а в «чумной век» такие собрания для истязания плоти вообще стали центром проституции и сводничества.
Гойя. Процессия флагеллантов. Источник: www.terminartors.com
ЧТО СКРЫВАЮТ МОНАСТЫРСКИЕ Стены?
В истории флагеллантов был ещё один всплеск активности, связанный с именованием «белых» флагеллантов. В 1399 году в Италии распространились слухи о чудесном появлении Христа. И по дорогам некоторое время бродили люди в белом и предавались бичеванию.
Совершенно же «добил» флагеллантов Констанцкий собор XV века, где вышло полное и категоричное осуждение флагеллантов. Флагеллантизм был побеждён, но не уничтожен полностью.
Появились затаенные секты (криптофлагелланты): братцы, бегарды (к ним же в некоторый мере можно отнести и более поздних русских «хлыстов»), у каких флагеллация умеренно приняла форму разврата и обнаруживала склонность к сатанизму.
В этом качестве флагеллация «шагнула» и в широкие массы. Обычным видом разврата стала флагеллация и при французском дворе. В 1601 году парижский парламент объявил флагеллантов нетерпимыми в обществе и распущенными людьми. Мода на бичевание совершенно прошла во времена Ришелье.
Но флагеллантизм, как уже говорилось, не пропал полностью. Имеются данные, что шествия флагеллантов случались в Португалии, в Лиссабоне в 1820 и 1847 годах. Кто знает, какие затаенны скрывают стены действующих в наше время монастырей?
источник :
тут